Организация и совершенствование работ с одаренными детьми в гимназии МИИТ

Разделы: Математика


Пояснительная записка.

Гимназия МИИТ является структурным подразделением МИИТа, а, следовательно, в первую очередь перед коллективом стоит задача воспитывать подрастающее поколение для данного университета, ориентируя их на технические специальности.

Противоречия. Российская школа, верная старым традициям, наполняет головы своих учеников большим объёмом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы её решения, гибко реагировать на новое, применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт - российские школы не учат. А между тем, будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний, так как бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, является основой социальной успешности.

На основе данных противоречий обозначилась проблема: между тем чему учит современная школа и тем требованиям, которые предъявляет жизнь.

Актуальность. Сегодняшняя педагогика проявляет большой интерес к деятельностному подходу в обучении, опираясь на работы Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна. Основоположники этого подхода рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существования и развитие. В этом смысле целью обучения является не столько вооружение учащегося знаниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела – компетентно. Соответственно знания должны быть средством обучения действиям. Усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а непосредственно в её процессе, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению.

Главной задачей российской образовательной политики, вытекающей из Концепции модернизации образования на период до 2011 года, является повышение его доступности, качества и эффективности. Особое значение при этом отводится:

  • формированию ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
  • деятельностному характеру образования, направленности содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности.
  • деятельностному характеру образования, направленности содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности.

Пути решения. Опираясь на известные истины, что человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применил к решению каких-то реальных задач и исходя из положений, сформулированных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию 30 ноября 2011 года:

  • “……Создать условия для раскрытия способностей тех, на кого мы очень надеемся, то есть наших детей, нашей молодежи”;
  • “…..Ресурсы, которые у нас есть, надо использовать ..,а в целях модернизации экономики, для создания новых конкурентоспособных товаров и услуг, миллионов новых рабочих мест, формирования спроса на инновации, развития малого и среднего бизнеса, расширения профессиональных и социальных перспектив наших людей”, в нашей гимназии мы решили создать сообщество из одаренных детей, в основу которой легла проектная деятельность.

Цель проектной деятельности - активизировать деятельность учащихся, в соответствии с их возрастными особенностями, в результате которой ими создаётся продукт, обладающий субъективной или объективной новизной.

Задачи:

  • Создать условия для максимального раскрытия творческого потенциала ученика;
  • Формировать навыки сотрудничества, умение достигать общей цели путём компромисса, уважения точки зрения другого ученика;
  •  Искать прикладное значение в теоретическом материале полученном на уроке.

Учебный проект призван обучить:

  1. Проблематизации ( рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  2. Целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  3. Самоанализу и рефлексии ( результативности и успешности решения проектной проблемы);
  4. Представление результатов своей деятельности и хода работы;
  5. Презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования ( макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, и др. ):
  6. Поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  7. Практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  8. Выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.

Принцип работы творческой проектной мастерской созданной в гимназии МИИТ на кафедре естественно- математических наук.

Творческие проектные мастерские представляют собой небольшие коллективы, состоящие из педагога предметника (учителей математики, физики, биологии, географии, химии), которые являются руководителями данной мастерской, и учащихся, которые выполняют различные проекты.

Члены творческой проектной мастерской в течение определённого времени работают каждый над своим проектом. При этом встречаясь на занятиях своих мастерских, они могут помогать друг другу и обмениваться информацией, учиться друг у друга и вместе осваивать технологию работы над проектом. Старшие делятся опытом с младшими, хорошо успевающие ученики вдохновляют более слабых. Такая совместная работа взрослых и детей разного возраста, увлечённых сложными проблемами, создаёт творческую атмосферу, позволяющую решать не только учебные, но и воспитательные задачи, способствуют благоприятному климату в школе. Занятия творческой проектной мастерской проходят один раз в неделю.

Помимо групповой работы с каждым участником проекта регулярно проходит индивидуальная консультация, на которой ведётся проверка дневника работы над проектом, и его корректировка по необходимости. В своих дневниках учащиеся записывают все возникающие вопросы, советы, которые даёт им руководитель и рекомендации, которые получают на групповых занятиях. Ведение документации дисциплинирует авторов проектов, помогает держать в поле зрения главную цель их работы.

Стремясь заинтересовать как можно больше учащихся в проектную деятельность, открыть скрытые возможности каждого, педагоги нашей гимназии пришли к выводу о необходимости интегрирования групповой и индивидуальной форме работы, используя достоинства каждой.

Проектная деятельность на уроках.

Наблюдая положительную динамику в развитии учащихся занимающихся проектной деятельностью, во внеурочное время на кафедре было принято решение апробировать проектную работу во время урока, тем самым незначительно отредактировать планирование за счёт резервного времени.

№ п/п

Типы проектных уроков

Цель урока

Задачи урока

1)

Предваряющий

Создать условия для изучения нового блока программы

  • изучение нового содержания, формирование предметных умений и навыков;
  • дать возможность учащимся увидеть сферу применения знаний в новом тематическом блоке программы;
  • создать положительную мотивацию к изучению новой темы;

2)

Урок комплексного закрепления материала

Создать условия для первичного закрепления полученных теоретических знаний, через практическое применение

  • закрепление ранее изученного путём практического применения теоретических знаний;
  • продемонстрировать необходимость и значимость изученного материала в практической деятельности

3)

Обобщающий урок

Создать условия для обобщения и систематизации знаний полученных на предыдущих уроках блока

  • углубить, расширить и систематизировать полученные знания по данной теме через проектную деятельность;
  •  выравнить уровень подготовки класса по данной теме

Использование метода проектов на уроках математики

Тема урока

Движения

Состав учащихся

9 класс

Тип урока

Урок комплексного закрепления знаний

Форма организации

Урочная

Цель урока

Создать условия для первичного закрепления знаний через практическое применение

Задачи урока

  • закрепить ранее изученное путём практического применения теоретических знаний;
  • продемонстрировать необходимость и значимость изученного материала в практической деятельности человека;
  • вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс;
  • воспитывать толерантность- терпимость к чужому мнению;
  • установление межпредметных связей

Формирование навыков

  • владение устной речью;
  • владение знаниями по данной теме в геометрии
  • работа с информационным текстом, поиск нужной информации;
  •  коммуникативное и ролевое взаимодействие

Этапы урока

1. Организация урока, подготовка к активной деятельности.

а) формирование детей по группам;

б) погружение в проект, в процессе которого учащиеся заинтересовываются темами:

Применение видов движений в различных областях знаний ( русский язык, химия, биология, алгебра, физика)

Применение свойств движений при построении графиков функций и исследовании свойств функций.

Симметрии n-порядка. Симметрия в кристаллах.

Симметрия в архитектуре.

Симметрия в природе.

Симметрия в русском, английском языках.

Использование движения в искусстве

в) организация деятельности, в процессе которой распределяются роли между учащимися, и определяется план действий;

Распределение заданий по группам, раздача дополнительного материала, не плохо иметь доступ в интернет.

г) осуществление деятельности, когда выполняется сам проект;

Учащиеся, (причём выступление группы должно уложиться в три минуты), проблемы и достоинства их использования.

д) презентация в процессе, которой учащиеся представляют результаты своей деятельности, рассказывают о путях и способах решения проблемы и о своём пути его решения.

На основании знаний полученных по данной теме, предложили следующие проекты: «Кристаллы- природные многогранники» , «Применение видов движения в искусстве и архитектуре», «Параболограф».

Пояснительная записка к планированию проектной работы в гимназии МИИТ.

Современная жизнь требует от каждого человека умение гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретая и применяя на практике необходимые знания, критически мыслить, уметь увидеть проблему и найти пути ее рационального решения, грамотно работать с информацией. Поэтому задача данного планирования заключается в том, чтобы создать условия школьникам для самостоятельного поиска и добычи знаний, используя различные источники информации, планировать познавательную деятельность, избегая лишних временных затрат, творчески мыслить, а также развивать навыки самоконтроля. Решение этих задач способствует эффективному и развивающему обучению.

Данная программа рассчитана на полугодие и включает в себя все этапы работы над проектом: от постановки целей и задач до готового продукта проектной деятельности, а также дальнейшее участие в конкурсах и конференциях различного уровня. Программа рассчитана на разноуровневую аудиторию, как по возрасту так и по интеллекту, так как предполагает работу в группах, а также индивидуальную работу каждого члена группы.

Готовый продукт выставляется на конкурсе технических проектов в гимназии, что позволяет пополнить состав учащихся и продолжить работу по данной программе на второе полугодие.

Учебно-тематический план проектной работы на первое полугодие (1 час в неделю)

№ п/п

Содержание

Формы проведения, количество часов

Образовательный продукт

Круглый
стол

Практические
занятия

Презентации

1

Проблематизация

1

 

 

Конспект

2

Целепологание

1

 

 

Конспект

3

Планирование

1

 

 

Конспект

4

Рефлексия и самоанализ

1

 

 

 

5

Реализация плана

 

9

 

Проект

6

Презентация

 

 

4

Проект, презентация

Итого: 17 часов

Рабочая программа проектной деятельности гимназии МИИТ

Месяц проведения

Дата, количество часов

Тема

С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь

8.09
1час

Учебное проектирование, классификация учебных проектов, проектные умения, цели и задачи проектной деятельности

15.09
1 час

Выявление интересов учащихся, выбор темы проектов, используемые технологии, определение формы продукта проектной деятельности.

22.09
1 час

Подбор научной литературы, консультация со специалистами, составление плана работы.

29.09
1 час

Анализ подобранного материала, личное видение актуальности проблемы и пути её решения.

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

6.10
1 час

 Выбор формы презентации результатов.

13.10
1 час

Обсуждение первичных результатов. Корректировка плана работы

20.10
1 час

Работа над теоретической части формирования презентации.

27.10
1 час

Работа по сбору рисунков, чертежей для формирования презентации.

Н
О
Я
Б
Р
Ь

10.11
3 часа

Посещение выставки технического творчества учащихся

17.11
1 час

Обсуждение экспозиций выставки, оценка и анализ.

24.11
1 час

Работа над практической частью презентации.

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

1.12
1 час

Создание проектного продукта

8.12
1 час

Создание проектного продукта

15.12
1 час

Подготовка тезисов, обсуждение регламента выступления

22.12
1 час

Участие в конкурсе проектов гимназии, а также в окружных городских и всероссийских конкурсах

 ИТОГО: 17 ЧАСОВ