Интеллектуальная игра по биологии для учащихся 6-го класса "Радужная"

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

  • организация смотра знаний по биологии в 6 классе
  • повысить интерес к биологии
  • создать стимул в приобретении дополнительных знаний по теме
  • научить работать в коллективе
  • способствовать развитию внимания, сообразительности
  • способствовать формированию экологической культуры и позитивного отношения детей к окружающей природной среде

Участники: учащиеся 6 класса.

Форма проведения: интеллектуальная игра.

Условия игры: игру можно провести на уроке, или как внеклассное мероприятие. Все присутствующие делятся на 3 команды по 6-7 человек, занимают места за игровым столом.

Реквизит:

  • жетоны
  • конверты с заданиями
  • лист бумаги и ручка для каждой команды
  • секундомер
  • карточки с цифрами «1», «2», «3» для команд
  • лист для жюри

Игровые задания находятся в семи разноцветных конвертах. Команды по очереди называют цвета, соответствующий конверт вскрывается и из него достаются карточки с заданиями, которые либо зачитываются вслух, либо вручаются каждой команде.

Ход занятия

Приветствие: Здравствуйте, приветствуем Вас на интеллектуальной игре «Радуга»! Перед вами семь разноцветных конвертов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Командам предлагается по очереди называть цвета, после чего из соответствующего конверта зачитывается задание для выполнения.

1. Красный цвет в нашей игре – это кроссворд – за одно угаданное слово засчитывается 1 балл.

  1. отверстие для дыхания и питания зародыша семени (микропиле)
  2. группа клеток, имеющих одинаковое строение и выполняющих одну функцию (ткань)
  3. нитевидные образования, видимые в ядре при делении клеток (хромосомы)
  4. капелька моря, М.В.Ломоносов говорил о нем: «…- есть произведение царства растений» (янтарь)
  5. тонкие белые нити, образующие тело гриба (мицелий)
  6. растения-сфинксы, являются индикаторами среды (лишайник)
  7. организмы, питающиеся органическими веществами мертвых организмов (сапрофиты)
  8. примитивные одноклеточные организмы, в организме которых нет оформленного ядра (бактерии).

Выделенное слово - ? (растение).

2.Оранжевый цвет связан с тремя словами на букву «о» : отгадай, отыщи, объясни. Предлагается блиц-игра. Необходимо объяснить соответствующую народную примету. Участники команд могут посоветоваться в течение 1-2 минут, после чего отвечают. Зарабатывает балл та команда, которая ответит правильно и потратит на это меньше времени.

  1. Объясните, почему так говорят: «На котором амбаре снег, из того покупай хлеб». (На амбаре с сухим зерном всегда дольше лежит снег, чем на амбаре с прелым зерном, поскольку в результате жизнедеятельности микроорганизмов (в случае прелого зерна) в амбаре повышается температура и снег на его крыше тает)
  2. 2) Объясните, почему: «Холодная зима – благодать (предвещает урожай)»? (Холодная зима способствует гибели вредителей, семена сорняков теряют всхожесть.)
  3. Объясните, почему: «Снега много – и хлеба много»? (После снежной зимы в почве накапливается много влаги, необходимой для развития растений.)
  4. Объясните примету: «Май холодный – урожай овощей большой»? (При холодном мае из почвы испаряется меньше влаги, что способствует лучшему прорастанию посеянных семян.)
  5. Объясните, почему : «Коли грибовно, так и хлебовно?» (Вспомните, какая погода характерна для грибного лета: теплая и влажная. Именно тепло и достаточное количество влаги способствует развитию растений, а следовательно, хорошему урожаю.)
  6. Объясните, почему так говорят: «Когда весной овражки заиграют и опять замерзнут, то будет помеха на урожай» или «Если лягушки заквакают и опять замолчат (от холода), то будет помеха на урожай».(Резкое снижение температуры приводит к худшему прорастанию семян.)

3. Желтый цвет символизирует доброжелательность и общительность. Эти качества вам понадобятся, чтобы как можно быстрее сложить и прочитать предложение, содержащее важную для вас информацию.

На листе формата А4 вертикально располагаются слова: «Любознательность – путь к познанию природы». Затем лист разрезается на большое количество фрагментов неправильной формы, из которых учащиеся должны «собрать» предложение. Контрольное время – 5 минут. В этом конкурсе можно оценивать скорость выполнения задания: самой первой команде – 5 баллов, а дальше – по убывающей.

4. Зеленый цвет – это цвет растительного мира. Растения изучает наука ботаника. Речь пойдет о растениях.

Вопрос сопровождается тремя вариантами ответов, из которых надо выбрать правильный. Показать карточку с номером правильного ответа. Максимальное количество – 7 баллов.

  1. Его зовут «кормильцем Востока». Что это за растение?( 1-пшено, 2-рис, 3-пшеница)
  2. Из плодов какого растения получают пшенную крупу? (1-овес, 2-пшеница, 3-просо)
  3. Про какую кашу существует следующая пословица: «Не страшен мороз, что на дворе трещит, коли… каша в печи стоит» (1-перловая, 2-гречневая, 3-овсяная)
  4. Как называется ткань, которой были забинтованы мумии фараонов, жрецов и знатных людей, найденных в гробницах?(1-льняное полотно, 2-шерстяная ткань, 3-шелк)
  5. По-английски его называют «сосновое яблоко». Его плоды похожи на большие шишки. Но на самом деле это многолетняя трава, не выше 60 –см, его родина – Бразилия. О чем идет речь? (1-киви, 2-банан, 3-ананас)
  6. Как называется большой дружный «коллектив» бактерий? (1-колония, 2-монополия, 3-орда)
  7. С клетками какой ткани связана способность растений к заживлению ран? (1-образовательная, 2-механическая, 3-проводящая)

5. Голубой цвет – загадочный. Это цвет неба и цвет воды, цвет нашей планеты. В нашей игре этот цвет связан с ребусом, из которого вы узнаете название отдела растений.

 Задание: из перечня признаков выбрать те, которые характерны для данного отдела растений.

Участники игры должны выписать их (номера признаков) на листок, предварительно указав название отдела, который они характеризуют. На все задание дается 5 минут. За каждый правильный признак команда получает 1 балл, за каждый неправильный - снимается 1 балл (см. Приложение)

Признаки растений:

  1. нет корней
  2. листья покрыты кутикулой
  3. споры созревают в спорангиях
  4. споры образуются в коробочке
  5. листья игловидные или чешуевидные
  6. выделяют смолу-живицу
  7. для размножения необходима вода
  8. тело представлено слоевищем или слегка дифференцировано на листья и стебли
  9. размножаются семенами
  10. выделяют фитонциды
  11. нет проводящей ткани
  12. из древесины получают шелк и бумагу
  13. образовали каменный уголь
  14. есть органы: корень, стебель, лист
  15. встречаются в сырых местах, на болотах
  16. в древесине нет настоящих сосудов
  17. листья называются вайи
  18. на одной из стадий развития вместо корней – ризоиды
  19.  семена находятся на чешуйках шишек
  20. у некоторых есть корневище
  21. образуют торф
  22. размножаются спорами
  23. есть ризоиды
  24. листья растут верхушкой

6.Синий цвет в нашей игре связан со словом «сообрази» - скобки раскрой. Предлагается текст – рассказ, в котором упоминаются различные растения. После названия растения в скобках указано задание – вопрос, на который необходимо ответить. Команды отвечают письменно на листках. За каждый правильный ответ получают 1 балл.

Текст: «Наступил август – последний летний месяц. Кое-где уже заметно дыхание осени. Отцветают ромашки (семейство) и колокольчики (способ опыления), у многих растений созревают семена. На пустырях и некосях жухнут пижмы (вид соцветия), луговые васильки (семейство) и донники (семейство). Рядом кое-где достаивают великолепные нивяники (виды цветков в соцветии), прозываемые в быту большими ромашками. Насыпи все еще покрыты разноцветным вьюнком (форма побега). На березах (способ распространения семян), липах (форма листовой пластинки) и дубах (жилкование листьев) замелькали уже желтые листья, на лугах голубыми бантиками украсился цикорий (из какой части растения приготавливают кофе). Поспевают поздние ягоды – толокнянка, брусника (жизненная форма)».

7. Фиолетовый цвет ассоциируется с фантазией, творчеством, изобретениями.

Командам предлагается изобразить:

  1. прорастающий росток
  2. листок в дождливую погоду
  3. опыление.

Список используемой литературы

  1. Газета «Биология» приложение к газете «Первое сентября» №7 – 2007г.
  2. Журнал «Биология в школе» №3 – 2007г. (стр. 51, 52)
  3. Занимательная ботаника. В.Рохлов и др. М.: «Аст-Пресс», 1998г.
  4. Поурочное тестирование для учащихся 6 классов. Т.Н.Буслаева. Библиотечка «Первое сентября» №5(2006г.)
  5. Тематические игры по ботанике. Л.Д.Парфилова. М.: Творческий центр, 2002г.