Урок в 5-м классе на тему "Старинные русские меры длины"

Разделы: Математика


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели:

Дидактическая: 

  • Расширение кругозора учащихся, пополнение знаний учащихся по теме «Меры длины»
  • Активизировать деятельность учащихся за счёт разнообразности видов деятельности.

Развивающая: 

  • Развивать и совершенствовать умение применять имеющиеся у учащихся знания в новой ситуации;
  • Способствовать развитию умения определять черты сходства и различия в изучаемых объектах;
  • Способствовать умению делать выводы и обобщения.

Воспитательная: 

  • Способствовать выработке у школьников желания и потребности изучаемых фактов;
  • Воспитывать самостоятельность и творчество, умение достигать поставленную цель, искать необходимый материал в литературе.
  • Воспитывать уважение к знаниям предков, беречь эти знания и применять.

Задачи урока

  • Познакомить со старинными мерами длины, научить ими пользоваться.
  • Научить решать задачи, в которых применяются старинные единицы измерения

Формы организации деятельности на уроке:

  • Фронтальная
  • Индивидуальная

Структура урока:

  1. Организационный момент;
  2. Мотивационная беседа;
  3. Актуализация знаний;
  4. Цель урока
  5. Теоретическая часть (выступления учащихся);
  6. ФМ
  7. Разминка (устно решить три задачи)
  8. Русские меры длины в пословицах и поговорках.
  9. Решение задач (в тетрадях, с проверкой)
  10. Закрепление изученного материала:
  11. Рефлексия.

Методы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • дополнительная литература по теме.
  • Презентация «Старинные русские меры длины» (приложение 2)

Раздаточный материал:

  • каточки с задачами
  • таблицы мер длины

Прогнозируемый результат: Формирование у учащихся целостной картины о старинных русских мерах длины, умения переводить старинные русские меры длины в современные.

Ход урока

1. Организационный этап.

(Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному процессу, проверка подготовленности классного помещения к занятию, организация внимания школьника.)

Учитель: Здравствуйте! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Сегодня у нас необычный урок. Мы сделаем экскурс в историю. А с какой целью, я думаю, вы сможете определить сами чуть позже.

2. Актуализация темы, постановка вопроса перед учащимися.

Ребята, я сейчас зачитаю вам отрывки из книги С.П.Кораблёва «Этнографический и географический очерк г. Каргополя», а вы, послушав, ответьте на вопрос. Что необычного (непривычного) вы услышите. (Отрывок) - непривычные нашему слуху слова «верста» и «сажень»

Что измеряют эти величины? (длину)

Какие ещё старинные русские меры длины вы знаете?

Какими мерами длины пользуемся сейчас? (метр и т.д.)

Вывод: Действительно, в старину система мер дли, была у всех народов своя. Существующая система мер была принята в 1963 году.

Тема нашего урока: Старинные русские меры длины (Слайд 1, приложение 2).

3. Цель урока:

Ребята, попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Мнение учащихся)

Учитель: Сегодня на уроке вы познакомитесь со старинной системой мер длины.

Научиться решать задачи, в которых применяются старинные единицы измерения.

В конце урока, я думаю, вы сможете перевести, прочитанные отрывки.

Запись темы урока в тетради: Старинные русские меры длины. (Слайд 2, приложение 2)

4. Теоретическая часть

Учитель: С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д.

Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.

(Таблички с терминами на доску.)

Выступления учащихся: Приложение 1.

САЖЕНЬ (слайд 3, приложение 2) - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины.

АРШИН (Слайд 4, приложение 2) - старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112м. Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках.

ПЯДЬ (пядница) (слайд 3, приложение 2) - древняя русская мера длины.

ВЕРШОК (слайд 5, приложение 2) равнялся 1/16 аршина, 1/4 четверти. В современном исчислении - 4,44см. Наименование "Вершок" происходит от слова "верх". В литературе XVII в. встречаются и доли вершка - полвершки и четвертьвершки.

Учитель: Ребята, сейчас я вам покажу очень уникальную вещь. Это настоящий старинный аршин.

Он был изготовлен в 7432 году в переводе на наше время исчисления = это 1852 год

Посчитай те, сколько лет этому инструменту. (148 лет)

А книга, из которой я вам зачитывала отрывки, была составлена и издана в 1851 году. В одно и тоже время. Какой инструмент пришёл ему на смену. (Метр)

Знакомство с аршином и зарисовка в тетради (слайд 6, приложение 2)

ВЕРСТА (слайд 7, приложение 2) - старорусская путевая мера (её раннее название - ''поприще'').

Вывод: (записать в тетрадь) (слайд 8, приложение 2)

Верста = 500 саженей (1,067 км)

Сажень = 3 аршина = 7футов (2,1 м)

Аршин = 4 четверти = 16 вершков (71 см)

Локоть = 44 см

Четверть (пядь) = 4 вершка (18 см)

Вершок = 4 см

(слайд 9, приложение 2)

Указ 1835 г. определил соотношение русских мер с английскими:

Сажень = 7 футам

Аршин = 28 дюймам

Упраздняется ряд единиц измерения (подразделения версты), и входят в употребление новые меры длины: дюйм, линия, точка, заимствованные из английских мер.

Фут = 12 дюймов (30см)

Дюйм = 25 мм

6. Физкультминутка: (слайд 10, приложение 2)

Для улучшения головного кровообращения (наклоны головы)

Для снятия усталости с глаз (крепко зажмурить глаза, считать до 3, затем посмотреть вдаль.)

7. Разминка

Задача №1 (слайд 11, приложение 2)

Алиса встала и подошла к столу, чтобы выяснить, какого она теперь роста. Судя по всему в ней было не больше 2 футов и она продолжала стремительно уменьшаться. Какого роста была Алиса?

Задача № 2 (слайд 12, приложение 2)

«Отдал царевич приказание и вскоре явились во дворец 12 добрых молодцев, его верных слуг, все на одно лицо, голос в голос, волос в волос и ростом с сажень.»

Какого роста были добры молодцы?

Задача №3 (слайд 13, приложение 2)

Братья сеяли пшеницу, да возили в град-столицу; знать, столица та была вёрст 15 от села.

На каком расстоянии была столица от села? (Ответ округлите до целых)

8. Русские меры длины в пословицах и поговорках. (слайд 14 и 15, приложение 2)

Учитель: В русском языке много пословиц и поговорок со старинными мерами длины.

Существовал ли когда-нибудь человек "семи пядей во лбу"?

1 пядь = 18 см, 7 пядей = 18 * 7 = 126 см. Ответ отрицательный.

Каков рост, человека, которого прозвали "коломенской верстой"?

1 верста = 500 саженям = 1,08 км, 2,16 * 500 = 1080м.

Во время царствования Алексея Михайловича Романова вдоль дороги от Москвы до Коломенского были расставлены на расстоянии 700 саженей друг от друга верстовые столбы, высотой около 4м, с орлами. Впечатление людей было настолько велико, что осталось в народной речи (высота столба 2 сажени = 2*2,16 = 4,32 м).

Определите "рост" человека, о котором говорят "от горшка два вершка, а уже указчик" (высоту горшка считать 25 см.).

1 вершок = 4,5 см, 2 вершка = 4,5*2 = 9 см, 25+9 = 34 см.

Так говорили о человеке, который, не имел жизненного опыта, самонадеянно о чем-то судившем, поучавшем кого-то.

Куда это, "за семь верст киселя хлебать?"

1 верста = 1,08 км, 7 верст = 1,08*7= 7,56 км.

Как глубоко видит тот, о ком говорят: "на три аршина в землю видит?".

1 аршин = 71 см, 3 аршина = 71*3 = 213 см (1 сажень) = 2 м.

Так говорится о прозорливом, внимательном человеке, от которого ничего невозможно утаить.

9.Решение задач (в тетрадях, с проверкой) (слайд 16, приложение 2)

Двое вышли одновременно навстречу друг другу из двух городов, отстоящих друг от друга на 75 верст. Один проходит в час 4 версты, другой - 3 1/2 .Через, сколько часов они встретятся?

Решение: 75:(4+3 1/2)= 10(ч)

2 сажени 2 аршина 2 вершка - сколько вершков? сколько см.?

2 сажени 2 аршина = 8 аршинов, 8 аршинов 2 вершка = 8*16+2 = 130 вершков, 130*4,4 =572 (см).

1. "Собака и заяц". (Слайд 17, приложение 2)

Собака усмотрела зайца в 150 саженях от себя. Заяц пробегает за 2 минуты 500 саженей, а собака за 5 минут 1300 саженей. За какое время собака догонит зайца?

Решение:

1) 500:2=250 (саж.) - пробегает за одну минуту заяц,

2) 1300:5=260 (саж.) - пробегает за одну минуту собака,

3) 260 - 250= 10 (саж.) - за одну минуту сокращается расстояние между зайцем и собакой,

4) 150:10= 15 (мин.).

5) Ответ: собака догонит зайца за 15 минут.

2. Велосипедисты и муха. (слайд 18, приложение 2)

Два города А и В находятся на расстоянии 300 верст друг от друга. Точно в один день, час, минуту, секунду из этих городов выезжают друг другу навстречу два велосипедиста и мчатся, не останавливаясь, со скоростью 50 верст в час. Но вместе с первым велосипедистом из города А вылетает и муха, пролетающая в час 100 верст. Муха обгоняет велосипедиста и летит навстречу другому велосипедисту, выехавшему из города В. Встретив этого, она тот час поворачивает назад к велосипедисту А. Повстречав его, опять летит обратно навстречу велосипедисту В и так повторяет свое летание взад и вперед до той поры, пока велосипедисты не встретились. Тогда она успокоилась и села одному велосипедисту на шапку. Сколько верст пролетела муха "пока успокоилась и села?"

Решение: (слайд 19, приложение 2)Сюжет задачи занимателен, достаточно длинное условие, но суть задачи в том, что муха находилась в полете столько времени, сколько ехали до встречи велосипедисты:

1) 50*2=100 (верст в час) — скорость сближения,

2) 300:100=3 (часа) — время до встречи,

3) 100*3=300 (верст) — пролетела муха. Ответ: 300 верст пролетела муха.

10. Закрепление изученного материала:
Игра: « Добавь нужное» На доске прикреплены карточки с названиями старинных русских мер длин, нужно рядом прикрепить им соответствующий современный размер.

  • Верста -1066,8км
  • Сажень -2.1 м
  • Аршин -71,1см
  • Пядь – 17.78см
  • Локоть – 44см
  • Вершок – 4,4 см

Домашнее задание: (слайд 20, приложение 2)

Найдите в литературе пословицы, поговорки, крылатые выражения, высказывания из сказок, где упоминаются старинные русские меры. Задачи.

11. Рефлексия.

  • Ребята, вам понравился наш урок?
  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Что было интересного на уроке?