Конспект урока математики. Пропедевтический период (в коррекционной школе V вида). 1-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 1


Цели:

  • Рассмотреть отношения «длиннее», «короче», познакомиться с единицей измерения (меркой).
  • Учить сравнивать в процессе измерения длину предметов, дифференциации предметов по длине.
  • Воспитывать у учащихся умение согласовывать свои действия во время работы.

Оборудование:

  • картинки: домик, волк, Красная Шапочка; рисунок «Зоопарк»; мерка длинная, мерка короткая;
  • предметы: 2 карандаша, 2 линейки, 2 счётные палочки, 2 трубочки, 2 полоски – разные по длине; пластилин.

Ход урока

I. Организационный момент

– Здравствуйте, всем доброе утро и хорошего вам настроения на весь урок!

II. Устный счет

1. Посчитайте от 1 до 10, от 3 до 9, от 2 до 7.

2. Посчитайте обратно от 10 до 1, от 9 до 1, от 7 до1.

– Послушайте весёлые задачи и сосчитайте.

3. Весёлые задачи:

  • На поляне два зайчонка
    В чехарду играли.
    Прибежал ещё зайчонок.
    Сколько всех, узнали? (2+1)

  • Трое зайчат на поляне гуляли.
    Вдруг одного мама с папой позвали.
    Сколько зайчат на полянке гуляет,
    Может быть, кто-то из вас сосчитает? (3+1)

  • Трех медвежат и медведице маму
    Шишкин, художник нарисовал.
    Сколько медведей всего на картине,
    Кто, их не видя, уже сосчитал? (3+1)

III. Формирование представлений о размерах предметов: длинный, короткий

1. Послушайте и отгадайте загадку.

Загадка:

Волка злого обманула
Пирожки пекла бабуле
Такая послушная лапочка
А звать её…(Красная Шапочка)

– Дети отгадывают загадку, на доске открывается: домик, две тропинки от домика, на одной волк, на другой Красная Шапочка.

– А почему волк добрался до бабушкиного дома раньше Красной Шапочки? (он её обманул, отправил по длинной дороге, а сам пошёл по короткой)

– Значит, предметы можно сравнить по величине, они могут быть не только большими, маленькими, высокими, но и длинными и короткими.

– Ребята, у вас на столе лежат мерки (разные на два варианта), сейчас мы с вами будем измерять путь волка к домику и путь Красной Шапочки.

– Надо прикладывать от начала пути сказочного героя до домика (Выбирается два человека из класса, один измеряет пути короткой меркой, другой длинной, класс следит и считает вслух количество раз прикладываемых мерок.)

– Ребята, почему получилось разное количество мерок при одном и том же пути? (разные мерки)

– А сейчас измерьте длину своей парты этими мерками, (первый и второй варианты).

– У вас получилось одинаковое количество прикладываемых мерок? (нет)

Вывод: Сравнить длины путей, предметов можно только тогда, когда они выражены одинаковыми мерками.

2. Рисование полосок по точкам

– Откройте свои тетради.

– Сейчас вы нарисуете короткую полоску и длинную.

– Соедините на первой строчке точки синим карандашом.

– Соедините на второй строчке точки красным карандашом.

– Посмотрите, какие полоски получились у соседа.

3. Нахождение предметов по длине

– Ребята, посмотрите на картинку.

– Что на ней изображено? (звери)

– Где живут эти звери? (в зоопарке)

– Давайте найдём самого длинного крокодила.

– Сейчас найдите самого короткого крокодила.

– Сколько всего крокодилов? (два)

4. Дифференциация предметов по длине

– Посмотрите, на столе лежат предметы, вы должны найти пару каждому предмету и разложить их по длине т.е длинные вправо, короткие влево.(2 карандаша,2 линейки,2счетные палочки,2 трубочки, 2 полоски из бумаги; выходят дети по одному, выбирают пары предметов и раскладывают)

– Сколько длинных предметов отложили? (5)

– Сколько коротких предметов отложили? (5)

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять
Начал заинька скакать
Прыгать заинька горазд
Он подпрыгнул десять раз.

IV. Закрепление

1. Составление рассказа, о животных используя слова «длиннее», «короче».

– Покажите и назовите у кого самая длинная шея, самые длинные ноги, самый короткий хвост. (Ответы детей по картинке «зоопарк»:жираф, верблюд, зебра, медведь, заяц, лиса).

2. Лепка пластилином

– Сейчас мы будем лепить червячков.

– Слепите длинного и короткого червячка.

– Посмотрите, какие червячки получились у соседа.

V. Итог

– С какой величиной мы сегодня работали? (длина).

– Чем можно измерять предметы? (меркой)

– Какие величины длины вы знаете? (длинный, короткий)

ИГРА – МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ

– Сейчас мы поиграем в игру. Выбираем одного ведущего. Остальные должны изображать морские фигуры. Как только заканчивается стишок, все фигуры застывают. Ведущий выбирает красивую фигуру, она становится ведущей.

Слова ведущего:

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура замри!