Урок экономики по теме "Банк. Банковская система". 10-й класс

Разделы: Экономика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока:

  • рассмотреть виды банков и их основные функции в современной экономике, роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы;
  • выяснить суть кредитной эмиссии.

Задачи урока:

изучить:

  • особенности двухуровневой банковской системы;
  • основные функции Центрального и коммерческих банков, и их роль в экономике;
  • классификацию коммерческих банков, виды банковских операций и виды депозитов;
  • основные принципы кредитования;
  • цель создания и виды банковских резервов;
  • дать представление о кредитной эмиссии и банковском мультипликаторе;

развивать:

  • умение работать с дополнительной литературой, искать нужную информацию в сети Интернет;
  • умение решать задачи;
  • навыки выбора более выгодного банка для сотрудничества.

Основные понятия урока: банк, банковская система, Центральный банк, активы, пассивы банка, кредит, эмиссия, депозиты, залог, маржа.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: проектор, доска интерактивная, презентация к уроку “Банковская система”.

Цели урока:

  • рассмотреть виды банков и их основные функции в современной экономике, роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы;
  • выяснить суть кредитной эмиссии.

Ход урока

I. Организационный момент: ознакомление со структурой и задачами урока.

II. Контрольная проверка знаний:

Тест. Тестовое задание “Деньги”

1. Назовите функции денег.

А) мировые деньги;

Б) средство обращения;

В) средство платежа;

2. Уравнение И.Фишера определяет, что денежная масса зависит от:

А) скорости обращения денег;

Б) уровня цен;

В) объема сделок;

Г) золотовалютных резервов.

3. Эмиссию наличных денег в Российской Федерации монопольно осуществляет:

А) Министерство финансов и экономического развития;

Б) Федеральное казначейство;

В) Центральный банк;

Г) Федеральная резервная система.

4. Если Центральный банк предполагает увеличить предложение денег, то он может:

А) выполнять операцию по покупке ценных бумаг на открытом рынке;

Б) снизить учетную ставку;

В) нет правильного ответа.

5. Покупательная способность денег в условиях инфляции:

А) не изменяется;

Б) может и повышаться, и снижаться;

В) прямо пропорциональна темпу инфляции;

Г) снижается.

6. Денежная масса увеличивается за счет:

А) выпуска государственных облигаций;

Б) эмиссионного покрытия дефицита госбюджета;

В) увеличения золотого запаса государства;

Г) продажи валюты иностранных государств.

7. количество денег в обращении в течении нескольких дней увеличилось, если:

А) кто-то взял взаймы некоторую сумму у своих друзей;

Б) начался сезон отпусков;

В) предприятие задержало выплату зарплаты.

8. Ценность современных денег определяется:

А) золотым запасом страны;

Б) уровнем цен;

В) абсолютной ликвидностью.

Г) количеством денег находящихся в обращении.

9. Уравнение Фишера показывает, что:

А) ценность бумаг прямо пропорциональна их количеству;

Б) мера стоимости денег не зависит от их количества в обращении;

В) количество обращающихся денег находится в прямой зависимости от имеющейся товарной массы;

Г) сумма товарных цен находится в прямой зависимости от обращающейся денежной массы.

10. предложение денег увеличится, если:

А) бизнесмен занял крупную сумму наличных денег под 5% ежемесячно;

Б) Центробанк представил займ коммерческому банку;

В) Центробанк продал краткосрочные государственные обязательства на открытом рынке ценных бумаг.

Ключ:

  1. А,Б,В,
  2. А,Б,В,
  3. В
  4. А,Б
  5. Г
  6. Г
  7. В
  8. Г
  9. Г
  10. Б

III. Изучение нового материала.

План.

  1. Причины появления банков. (Слайд №)
  2. Виды и функции банков. (Слайд №)
  3. Принципы кредитования. (Слайд №)

1. Причины появления банков.

Банки – весьма древнее экономическое изобретение. Считается, что впервые банк возникли ещё на Древнем Востоке в VII-VI вв. до н.э., когда уровень благосостояния людей позволил им делать сбережения при сохранении приемлемого уровня текущего потребления. Затем эстафету подхватил Древняя Греция. Здесь наиболее чтимые храмы стали принимать деньги ни хранение на время войн, поскольку воюющие стороны считали недопустимым грабить святилища.

Но едва в хранилищах древних банков появились мешки с сокровищами, как в их сторону обратился взор местных предпринимателей- купцов и ремесленников. У них возник вполне резонный вопрос: а нельзя ли на время воспользоваться чужими сбережениями для расширения масштабов своих операций? Естественно, за плату!

Так пересеклись интересы двух важнейших участников экономики – владельца сбережений и коммерсанта, нуждающегося в капитале для расширения своей деятельности. Именно этому и обязаны банки своим рождением.

2. Виды и функции банков.

Банк- это финансовая организация, основной функцией которой является получение денежных ресурсов от тех людей, у которых они временно высвобождаются, и представляют их тем, кому они сейчас необходимы.

Центральный банк – это главный банк страны, который действует как банкир государства и всей кредитной системы.

Практически во всех странах банковская система организована по одному и тому же принципу двух уровней банков – рассмотрим схему:

Схема

1 уровень

Центральный банк - главный банк страны, который имеет исключительное право на эмиссию национальной валюты и контролирует деятельность других банков.

Основные функции Центрального банка:

  • осуществляет монопольное право выпуска кредитных денег (банкнот);
  • регулировать обращение денежной массы в стране и обменный курс национальной валюты;
  • хранить централизованный и золотой запас;
  • быть главным банкиром и финансовым консультантом правительства;
  • оказывать помощь правительству в управлении бюджетом;
  • оказывать разнообразные услуги и другим кредитным учреждениям и контролировать работу других банков;
  • проводить денежно-кредитную политику.

2 уровень

2 уровень кредитной системы представлен коммерческими банками, которые непосредственно работают с клиентами: физическими или юридическими лицами.

Коммерческий банк - фирма, которая занимается привлечением сбережений домохозяйств и других фирм на депозиты и выдачей кредитов.

Функции коммерческих банков –

  • открытие и ведение денежных счетов.
  • предоставление кредитов для нужд граждан и деятельности фирм.
  • обмен валюты.
  • покупка и продажа ценных бумаг.
  • осуществление безналичных расчетов и др.

Схема

Виды коммерческих банков (групповая работа – 2 учащихся) – ребята получают задание соотнести название коммерческого банка и выполняемые функции (в таблице указать стрелками):

Название

Функции

Сберегательный Выдают кредиты для внедрения в производство научно-технических изобретений и нововведений
Инвестиционные Выдают долгосрочные кредиты предприятиям на различные проекты, т.е. осуществляет денежные вложения в производство и строительство на длительный срок
Инновационные Предоставляют своим клиентам возможность за плату хранить любые, принадлежащие им ценности (деньги, вещи и др.)
Ипотечные Выдача ссуд для приобретения недвижимого имущества.
Сейф-банк Это крупные банки региона: “Золото-Платина банк, Уральский банк реконструкции и развития, Инкомбанк и др.
Ломбард

Банки, которые выдают кредиты в валюте разным государствам: Всемирный банк, или Международный банк реконструкции и развития. Органы его управления находятся в г. Вашингтоне в США.

Региональные банки

Разновидность банка (кредитная организация). В ломбард можно заложить имущество (ценные вещи), чтобы получить за них наличные деньги. При этом сумма ссуды составляет лишь часть реальной стоимости заложенной вещи. Вещь закладывается на определенный срок.

Международные банки хранят деньги вкладчиков, выплачивая за это определенный;

выдают в долг денежные ссуды;

выполняют различные расчетные операции с населением;

покупка и продажа валюты, ценных бумаг, драгоценных металлов.

3. Принципы кредитования.

Термин “кредит” происходит от латинского “creditum” - ссуда, долг . Кредит имеет денежную природу. Банк как посредник аккумулирует временно свободные средства, формируя ссудный капитал, и предоставляет его во временное распоряжение тем лицам, которые испытывают потребность в привлечении дополнительных финансовых ресурсов на определенных условиях. Кредит - форма движения ссудного капитала.

Кредитование – это предоставление денежных средств во временное пользование и за плату.

Схема

Депозиты – все виды денежных средств, преданные их владельцами на время хранение банк с предоставлением ему права использовать эти деньги для кредитования.

Кредитный договор – соглашение между банками и тем, кто одалживает у него деньги (заемщик), определяющее обязанности и права каждой из сторон, и, прежде всего, срок предоставления кредита, плату за использование им и гарантии возврата денег банку.

Кредитоспособность – наличие у заемщика готовности и возможности вовремя выполнить свои обязательства по кредитному договору, то есть вернуть основную сумму займа и выплатить процент по нему.

Залог – собственность заёмщика, которую он передает под контроль или в распоряжение банка, разрешая её продать, если он сам не сможет вернуть долг.

Кредитная эмиссия - увеличение банком денежной массы страны за счёт создания новых депозитов для тех клиентов, которые получили от него ссуды.

Классификация кредитов

По обеспечению:
  • Необеспеченные (бланковые)
  • Залоговые
  • Гарантированные
  • Застрахованные
По срокам кредитования:
  • До востребования
  • Краткосрочные (до 1 года)
  • Среднесрочные (от 1 г. до 3 л.)
  • Долгосрочные (свыше 3 лет)
По методам погашения:
  • В рассрочку (частями, долями)
  • С единовременным погашением (на определенную дату)
По видам ссудных счетов
  • Простые с/сч. (обычные)
  • Специальные
  • Контокоррентные
  • Овердрафт
По основным группам заемщиков
  • Физические лица
  • Юридические лица
  • Отраслевая направленность
  • Организационно правовая форма
 

Формы обеспечения кредитов:

  • Банковская гарантия.
  • Залог (движимого имущества, недвижимого имущества, имущественных прав).
  • Поручительство (юридических лиц, физических лиц).
  • Неустойка (пени, штраф).

Принципы современной системы кредитования в России:

- цена кредита (ставка ссудного процента) определяется соотношением спроса на кредитные ресурсы и предложением; естественно с учетом денежно-кредитной политики ЦБ РФ ;

- кредитование осуществляется на договорной основе, обязательства кредитора и заемщика имеют реальную юридическую силу;

- переход от кредитования объекта - государственного предприятия к кредитованию субъекта кредитных отношений – заемщика;

- демонополизация единого ссудного фонда, кредитные ресурсы формируются каждым банком самостоятельно;

- Банк России может оказать косвенное воздействие на размер ресурсов путем установления экономических нормативов вместо лимитов кредитования.

IV. Закрепление изученного материала.

Решение задач.

Задача №1.

Заемщик берет в банке кредит в размере 10 тысяч рублей под 100% годовых сроком на 2 года. Какую сумму он заплатит банку по истечении этого срока в качестве платы за кредит. (Ответ: 30 тысяч рублей)

Задача №2.

Начислите проценты по кредиту выданному на 2 года и семь месяцев под 12 % годовых. Используйте правила обычной практики банков. (Ответ: 34,22 %)

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

Учебник И.В. Липсица глава 6. 1-3 задания.