Открытый урок по композиции "Русская Масленица"

Разделы: МХК и ИЗО


Ход урока

Класс украшен плакатами с пословицами: “Не все коту масленица, будет и великий пост”, “Без блинов — не масленица, без пирогов — не именины”, “Не житье, а масленица”, “Масленица - объедуха, деньгам прибируха.

Звучит музыка П. Чайковского “Масленица” (“Времена года”).

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. На каждом уроке мы с вами проходим какую-то тему. Одни из них вам нравятся, другие не очень. Но, каждая тема ведет вас по прекрасному пути – пути изучения прекрасного и совершенного. Каждый урок мы переживаем минуты эстетического наслаждения.

Сообщение темы урока

Сегодня наш урок пройдет немного необычно. Мы с вами окунемся в историю нашей необъятной страны, наш урок пройдет под названием “Русская Масленица”. Ребята, кто знает, что это за праздник?

Ответы учеников:

- Это праздник, который отмечается очень широко. Все люди идут на проводы зимы, где сжигают соломенную бабу.

- Это самый веселый праздник, самый народный и сытный, который длится целую неделю.

- Масленицу в народе всегда любили и ласково называли “касаточка”, “сахарные уста”, “целовальница”, “честная масленица”, “веселая”, “перепелочка”, “перебуха”, “объедуха”, “ясочка”.

Изучение нового материала

Учитель: А вы знаете, что в этот праздник проводились обряды масленичной недели. Они имели целью помочь солнцу продвинуться по кругу, ускорить конец зимы. Отсюда разнообразные изображения круга и кругового движения. В русских масленичных песнях пелось об изобилии: масла и сыру (творогу) якобы заготовлено было так много, что ими умащивали гору для катания на санках.

Ученик:

(Можно петь, мелодия грустная)
Ай, как мы масленицу дожидали,
Дожидали, люли, дожидали.
Сыром горушки укладали,
Укладали, люли, укладали.
Сверхом маслицем поливали.
Ах, ты масленица, будь катлива,
Будь катлива, люли, будь катлива…

Учитель: Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, желтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с они съедают частичку его тепла и могущества. В этот период времени – последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы, по-другому эта неделя в Православной Церкви именуется сырной.

Масленица - это, прежде всего, обильная и сытная пища. Нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. Считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.

На масленицу уже нельзя есть мясную пищу. Мясоед (период, отделяющий зимний, Рождественский пост от весеннего, Великого) подходит к концу, и воскресенье накануне масленицы оказывается последним днем, когда разрешается есть мясо. Вот почему этот день получил в русском народе название “Мясное заговенье”. Однако основным блюдом на масленицу являются, как известно, блины, которые пекут каждый день с понедельника, но особенно много - с четверга по воскресенье. Это время называется широкой масленицей. В народе говорили, что в это время надо есть столько раз, сколько собака махнет хвостом или сколько раз прокаркает ворона. Как вы уже наверное поняли, в отличие от многих других праздников, на масленицу чревоугодничают не только дома, в семье, но и часто ходят в гости и приглашают гостей к себе.

В дни проводов Масленицы на главной улице города или села устраивали настоящие торжества. С утра и до позднего вечера веселился честной народ. По улицам ходили ряженые с соломенным чучелом (символом уходящей зимы), одетым в женские наряды. А знаете ли вы, что раньше было принято одевать чучело в мужской кафтан да лапти и непременно в руки давать посуду на которой пекли блины. Было принято разводить повсеместно костры и бросать в огонь старое тряпье, ненужную утварь. В центре устанавливали высокий столб с колесом на вершине, символизирующий ярко пылающее солнце. Старшие проводили с детьми разные игры, одну из них мы сейчас с вами посмотрим.

Театрализованная игра “Здравствуй, дедушка Мазай”

Сначала дети должныпосчитаться, кто будет Мазаем:

Бай, качи, качи, качи!
Глянь, блины и калачи,
Глянь, блины и калачи
С пылу, жару из печи!
- Вы откуда, калачи?
- Как откуда? Из печи!
- И куда же вы идете?
- К тем, кто в поле на работе!
Пусть-ка вдоволь поедят,
А лентяи поглядят!

Дети толпой подходят к Мазаю. Идет диалог:

- Здравствуй, дедушка Мазай, на солнышко вылезай!
- Здрасьте, детки, где вы были, что вы делали?
- Где мы были, не расскажем, а что делали — покажем!

Посовещавшись, ребята вместе с ведущим пантомимически изображают один извесенних трудовых процессов. Мазай отгадывает. Игра проводится несколько раз.

Учитель: Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали солнце, дающее жизнь и силы всему живому. А вы знаете, ребята, что у каждого дня масленичной недели есть своё название? Кто сможет их назвать?

Ученик: Понедельник - встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.

Ученик: Вторник - заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: “У нас-де горы готовы, и блины испечены - просим жаловать”.

Ученик: Среда - лакомки. В этот день зять приходил “к теще на блины”. Кроме зятя теща приглашала и других гостей.

Ученик: Четверг - широкий разгул. С этого дня масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам.

Учитель: Какой красивый праздник, не удивительно, что он привлек внимание многих художников(раскрываю первую репрод.) Чья это работа, ребята, и как она называется?

Ученик: Картина “Масленица” художника Б. Кустодиева. Картина написана очень ярко и красочно, мы на самом деле оказываемся на празднике, где всем очень весело, нет ни одного унылого лица.

Учитель: Молодец. А теперь назовите эту работу (раскрываю вторую репрод.).

Ученик: Картина Маковского “Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге 1869 г.(идет описание работы).

Учитель: На Масленицу было много традиций. Одна из них – катание на санях. Кто знает об этой традиции?

Ученик: Это было частью праздника. В губерниях и уездах на всю неделю, “с утра до ночи” катались в санках на лошадях, обвешанных цветными лоскутками и бубенчиками, колокольчиками и расписными дугами. К передку санок прикрепляли красные флаги на шестах. Из саней с упряжками образовывались длинные вереницы, они разъезжали по селению “с песнями и шумом”. По сторонам улицы стояли зрители, обменивавшиеся поклонами с проезжавшими. Озорники вваливались в сани на ходу и оставались в составе “поезда”.

На лошадей надевали самую лучшую сбрую, обвешивали их бляхами. Парни, которые собирались жениться, специально к этому катанию покупали сани. Все молодые парочки непременно участвовали в катании. Девушки тоже “добывали” себе сани и, “насевши по нескольку человек, наряженные, отправлялись куда-нибудь в ближайшую деревню, где назначается съезд”.

Ученик: В такую деревню съезжались сотни саней. Даже девочки - подростки просили родителей запрячь им лошадь. Если не было саней, то запрягали в дровни. Катанье продолжалось здесь в течение трёх дней. Парни надевали крытые шубы, если не было своей брали на прокат, потом отрабатывали.

Учитель: Масленица - это недельный праздник, праздник – обряд с хороводами, песнями, плясками, играми. (В класс входит группа детей - наряженных в русские костюмы и скоморохов, в центре идет - Масленица)

Сценарий выступления

Все (поют, обращаясь к Масленице).

Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На санях катаемся,
Блинами объедаемся.

1-й скоморох.

Масленица-кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько!
С блинами, каравайцами,
С вареничками.

2-й скоморох.

Ну а какая же Масленица без русского хоровода!
Выходи, не ленись,
Поиграй, повеселись!

(Звучит музыка Сябры - Русская мелодия)

Проводится хороводная игра “Лакомка”. Все участники стоят по кругу, вцентре — 4 девочки, взявшись за руки и подняв их вверх. Это “ворота”, через которые проходят все участники за ведущим. Если девочки поднимают руки —“ворота” открыты, если опускают вниз — закрыты. Все участники игры идут покругу, при этом произносят нараспев такие слова:

А мы Масленицу устречали,
Устречали, люли, устречали.
Мы сыр с маслицем починали,
Мы блинами гору устилали.
Сверху маслицем поливали.
Как от сыра гора крута,
А от масла гора ясна.

На последних словах девочки закрывают “ворота” и считают количество участников, которые остались в центре. Если девочки закрыли “ворота” и непропустили 5 человек, то участники говорят: “Пять блинов, ели, ели, ненаелись”. Пять человек встают вместе с девочками, таким образом, “ворота”становятся шире. Игра продолжается дальше до тех пор, пока в центре не будет больше участников, чем во внешнем кругу. В завершение игры участники говорят, например: “Тридцать блинов ели, ели — наелись. Все!”.

Учитель: Такие хороводы, с песнями и под гармошку водили те у кого не было лошадей, чтобы покататься в праздник.

Гулянье продолжалось до вечера до определенного времени, потом все разъезжались по домам. Наступал вечер Прощенного воскресенья, наступало время просить друг у друга прощения, начиналось заговенье на Великий пост.

Учитель: (открываю следующую репродукцию “Взятие снежного городка”) Посмотрите, ребята на эту работу. Кто знает что за художник написал её?

Ученик: Это картина В.И.Сурикова “Взятие снежного городка”.

Учитель: А ты можешь рассказать нам о ней?

Ученик: Снежный городок строился на реке, или на площади города, села. Обычно он состоял из двух стен с воротами в виде арок между ними. Стены обливались водой. На воротах устанавливались разные фигуры, чаще это был петух. В основном участие принимали в этой игре мужчины. Участники делились на две команды - осаждавших и осаждаемых. Пешие защищали городок, а конные - атаковали. Взять городок можно было только разрушив его. Осаждаемые оборонялись ветками, метлами, лопатами засыпали врагов снегом. Лошадей отпугивали холостыми выстрелами из ружей. Первый, кто прорывался через ворота, считался победителем. После игры победителя “мыли” в снегу. Игра часто оканчивалась переломами и их поэтому запрещали.

Иногда, вместо строительства снежной крепости, устанавливали столб, который тоже назывался “городком”. На вершину столба привязывали бутылку вина, платок, жареного петуха или поросенка. Столб смазывался свиным жиром. Победитель должен был подняться на вершину и снять приз.

Учитель: А вам это ничего не напоминает?

Ученик: У нас, на празднике Сабантуй, тоже ставят такой столб с призом. И не каждый может долезть до его вершины и снять приз. Ну, а теперь опишите, что же происходит здесь на картине?

Ученик: Здесь показывается самый последний момент взятия “городка” (идет описание работы).

Учитель: Мы совсем забыли, что праздник ещё не кончился, и другие дни недели также имели свои названия.

Ученик: Пятница - тещины вечерки. Зятья приглашают в гости своих тёщ, угощают их блинами.

Ученик: Суббота - золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

Ученик: Последний день Масленицы - прощенное воскресенье. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у прихожан). Затем все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят: “Бог простит”.

Учитель: В последний день масленичной недели справлялся обряд проводов зимы. Под веселое пение по улицам города или деревни возили на дровнях наряженное соломенное чучело, изображавшее масленицу, вечером его сжигали на ржаном поле. Этот обряд был воспроизведен в пьесе А.Островского “Снегурочка”, музыку к которой писали П. Чайковский и А. Гречанинов. У Чайковского есть ещё одна музыка к этому празднику, она так и называется “Масленица”, на протяжении всего урока мы с вами её слушали, прислушайтесь к ней получше (музыку включаю погромче).

Учитель: Скоро наступит весна. Весенние работы ждут всех.

Масленица.

А знаете ли вы пословицы о труде? Проверим. Я начну говорить пословицу, а вы заканчивайте.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Без дела жить — только небо коптить.
Поленишься — и хлеба лишишься.
На полатях лежать, так и ломтя не видать.
Работай до поту, так поешь в охоту.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Кто рано встает, тому Бог подает.

Молодцы! Хорошую встречу и добрые проводы вы мне подготовили.

Я гуляла с вами, теперь села в сани,
Пела и плясала, больно я устала.
Кончилось весельице — беритесь за делице,
Направляйте сошенку выехать на пашенку,
А со мной проститеся, блинами угоститеся.
Масленица и свита уходят, прощаясь с ребятами.

Учитель: И вот мы прощаемся с праздником. Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста - чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно “полоскали зубы”, т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного, в некоторых местностях устраивали кулачные бои, чтобы “вытряхнуть блины” и т.п. В чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и “парили” молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Ученик:

Ты прощай, прощай, наша Масленица.
Ты прощай, прощай, наша Масленица широкая.
Ты не в среду пришла и не в пятницу,
Ты пришла в воскресенье, всю недельку веселье.
Ты пришла с добром, с хмельным пивом и вином,
Со блинами, пирогами да с оладьями.
Блины масляные, шаньги мазаные.
Мы катаемся с горы от зари и до зари.
А сегодня, в воскресенье, наше кончилось веселье.
Прощай, прощай, наша Масленица!

Практическая часть

Учитель: А теперь оглянитесь ещё раз - сколько разнообразных работ нарисовали наши юные художники на эту тему. Сможете и вы также ярко и красочно изобразить праздник на своих листах?

Сейчас поработаем над эскизами своих будущих шедевров. Вспомните о законах композиции, которые мы с вами повторяем на каждых занятиях. Не забывайте, что важно иметь центр композиции, а все остальное только подчиняется ему. А как можно выделить композиционный центр?

Ответы учеников: Можно выделить размерами, цветом или тоном.

Учитель: Правильно. Сегодня вы получили много впечатлений от нашего праздника, думаю и работы ваши очень хорошие и праздничные. Приступаем к эскизам.

(Учащиеся работают над композицией, в процессе её ведется индивидуальная работа с каждым учеником.)

Подведение итогов

Учитель: Ребята, вам понравился сегодняшний урок? Как много мы с вами сегодня узнали нового, интересного и необычного. Спасибо всем кто принимал участие в выступлениях.

Домашнее задание

На следующий урок принести доработанные эскизы в цвете.

До свидания!

В конце урока учитель приглашает всех угоститься блинами. Праздник заканчивается веселой плясовой музыкой.