Урок химии по теме "Железо. Его физические и химические свойства". 9-й класс

Разделы: Химия


Цели. Сформулировать общее представление об элементе железо и о простом веществе железо, закрепить знания о химических свойствах металлов и переходных элементах.

Задачи урока.

Образовательные: Составить полное представление об элементе и простом веществе – железе, о его физических свойствах, опираясь на знания зависимости свойств металлов от строения их атомов; предсказать характерные химические свойства железа; сформировать понятия о составе и свойствах оксидов и гидроксидов железа; познакомить учащихся с качественными реакциями на катионы железа (двух- и трехзарядные).

Развивающие: на основе межпредметных связей продолжить формирование умений устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами веществ; познакомить учащихся с качественными реакциями, способствовать развитию исследовательских навыков; развивать у учащихся представления о познаваемости и единстве окружающего нас мира в результате предоставления информации о разных формах существования железа и его нахождении в природе; продолжить формирование умений работать быстро, экономя время урока.

Воспитательные: формировать воспитывать культуру учебного труда, аккуратность, внимание при проведении эксперимента, совершенствовать технику безопасного труда.

Оборудование и реактивы. карточки “Физические свойства железа”, карточки для закрепления учебного материала; тесты “Алюминий”, “Железо”.

Учебный элемент Содержание работы Деятельность ученика и источник информации
УЭ–0 Цель урока. Проверить знания строения атома алюминия и его физических и химических свойствах. Составить полное представление об элементе и простом веществе – железе, о его физических свойствах, опираясь на знания зависимости свойств металлов от строения их атомов; характерные химические свойства железа.
УЭ–1 Проверка домашнего задания. Получите у учителя карточку с тестом и выполните задание. Сдайте на проверку тетрадь с дополнительным заданием, полученным на предыдущем уроке (по желанию ученика).
УЭ–2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция учителя.

План работы.

I. Строение и свойства атома

 

 

 

 

II. Железо простое вещество.

1) Физические свойства

 

 

 

 

 

2)  Получение железа

 

 

 

 

 

3) Химические свойства Fe.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4) Нахождение Fe в природе.

 

 

 

 

 

5) Применение Fe.

 

 

 

 

 

Просмотр презентации “Железо”.

Прочитай материал на стр. 76 учебника и выполни следующие задания:

1. Выпишите в тетрадь положение Fe в периодической системе.

- № группы, подгруппа.

- № периода

- № порядковый, заряд ядра

2. Составьте электронную и графическую формулу строения атома Fe.

3. Выпишите степени окисления Fe: С.О-

Внимательно прочитайте материал на стр. 76.

Заполните таблицу.

Физические свойства Характеристики
агрегатное состояние  
цвет  
пластичность  
магнитные  
ковкость.  
теплопроводность  
электропроводность  
t плавления  

Прочитайте материал стр. 77 и используя дополнительный материал изучите основные способы получения Fe.

Допишите уравнения реакции.

Fe2O3 + Al = ?

Fe3O4 + 4CO = 3Fe + 4CO2

FeO + C = Fe + CO

Внимательно прочитайте материал на стр. 77 –78 учебника и дополнительный материал.

1) запишите в тетрадь схему степеней окисления Fе.

2) Допишите уравнения реакции расставьте коэффициенты.

  • Fe + O2 = Fe3O4 ( FeO*Fe2O3)
  • Fe + Cl2 = ?
  • Fe + HCl = ?
  • Fe + S = ?
  • Fe + CuSO4 = ?

(Разобрать уравнение с окислительно-восстановительной точки зрения)

  • Fe + O2 + H2O = Fe(OH)3

Используя материал учебника стр. 78 и дополнительный материал выпишите формулы основных минералов железа.

Руды.

Магнетит -

Гематит -

Пирит -

    Лимонит -

     

Заполнить таблицу используя материал учебника. Стр. 79-81.

Применение На каких свойствах основано применение
Электропровода  
Детали станков  
Нагревательные элементы  
Амортизаторы  
Магниты  
УЭ–3 Закрепление изученного материала. Выполните тест (желательно без учебника).

1. Сколько d электронов содержит атом железа?

1) 26; 2) 8; 3) 6; 4) 56.

2. При взаимодействии железа с раствором соляной кислоты образуется соль состава:

1) FeCl3 2) FeCl2

3. Железо в природе встречается:

1) преимущественно в виде оксидов;

2) исключительно в самородном виде;

3) в виде галогенидов;

4) только в виде карбонатов.

4. Какие из указанных металлов являются более активными, чем железо?

1) Cu; 2) Ca; 3) Hg; 4) K.

5. Атом железа имеет следующую электронную конфигурацию внешнего слоя:

1) 3p64s2 2) 3p63d3 3) 3d64s2 4) 3p63d04s1

УЭ–4 Итог урока.

Положение Fe в ПС

Д.З.Параграф 14, Упр 4

Дополнительное задание.Подготовить сообщение на темы

Биологическая роль железа, производство железа

Тест (Приложение)

13.07.2012