Материалы для папки "В помощь учителю"

Разделы: Администрирование школы


ГЛОССАРИЙ

  • Урок - логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса.
  • Цель - прогнозируемый результат деятельности; предметная проекция будущего.
  • Метод - система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования (способ достижения цели, решение конкретной задачи).
  • Прием обучения - конкретная операция взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации метода обучения, часто трактуется как часть метода.
  • Педагогическая технология - последовательность операций, позволяющая получить результат с наименьшими затратами; внедрение в педагогику системного способа мышления, который позволяет сделать учебный процесс полностью управляемым.
  • Компетенция - в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает опытом.
  • Рефлексия - осмысление результата и метода собственной деятельности; способность осознавать собственную деятельность в сопоставлении с оценкой этой деятельности другими;

СУЩНОСТЬ УРОКА

Уроку, как целостному, логически завершенному, ограниченному рамками примени отрезку образовательного процесса, присуща следующая совокупность признаков:  наличие цели и определенных образовательных, воспитательных и развивающих задач;   отбор в соответствии с поставленными задачами конкретного учебного материала (содержания) и уровней его усвоения; достижение поставленной цели путем подбора подходящих средств и методов обучения;    организация соответствующей учебной деятельности учащихся.

АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Первое - определение целей урока; 

Второе - уточнение типа урока; 

Третье - уточнение вида урока; 

Четвертое - выбор методов и приемов обучения в соответствии с оставленными целями 

Пятое - определение структуры урока, соответствующей целям и задачам, содержанию и методам обучения

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

Психологические требования к уроку: учет возрастных особенностей; учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы).

Гигиенические требования к уроку: температурный режим; освещенность; критические точки усвояемости.

Время 1-4 мин. 5-23 мин. 23-34 мин. 35-45 мин.
Усвояемость 60 % 80 % 45-60 % 6 %

Кризисы внимания:

  • 1 - на 14-18-ой минуте
  • 2 - через 11-14 минут
  • 3 - через 9-11 минут
  • 4 - через 8-9 минут (по Высоцкой С.И.)

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА

1. Организация начала занятия.

2. Проверка выполнения домашнего занятия.

3. Подготовка к основному этапу занятия.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

5. Первичная проверка понимания.

6. Закрепление знаний и способов действий.

7. Обобщение и систематизация знаний.

8. Контроль и самопроверка знаний.

9. Подведение итогов занятия.

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

ТИПЫ УРОКОВ

Первый тип - уроки изучения нового учебного материала.

Второй тип - уроки совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.)

Третий тип - уроки обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.

Четвертый тип - комбинированные уроки.

Пятый тип - контрольные уроки (уроки учета и оценки знаний, умений учащихся).

ВИДЫ УРОКОВ

  • Урок-лекция;
  • Урок-беседа;
  • Киноурок;
  • Урок теоретических или практических работ исследовательского типа;
  • Урок лабораторных работ;
  • Урок практических работ;
  • Урок-экскурсия;
  • Урок-семинар;
  • Дидактическая игра;
  • Урок-путешествие;
  • Устный опрос;
  • Письменный опрос;
  • Контрольная работа;
  • Зачет.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

В литературе существует много подходов к классификации методов обучения. Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Харламов И.Ф. определяют методы по источникам знаний, по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся и другим основаниям.

 В.Гузеев выделяет следующие методы обучения:

1. Репродуктивный (объяснительно-иллюстративный);

2. программированное обучение;

3. эвристический;

4. проблемный;

5. модельный (модельно-репродуктивный, модельно-эвристический).

Классификация методов обучения (по Бабанскому Ю.К.):

  1. Методы стимулирования и мотивации учения;
  2. Методы организации и осуществления учебных действий и операций;
  3. Методы контроля и самоконтроля;

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ

  • Индивидуальная
  • Коллективная
  • Фронтальная
  • Групповая

ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ: интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения; повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания; подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения; сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров; демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов; предъявление учащимся готового плана в ходе изложения; предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла; инструктаж учащихся ( по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п. ); намек-подсказка, содержащая готовую информацию.

ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ РЕПРОДУКТИВНОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ: задание учащимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач; задание учащимся на проговаривание "про себя" используемых правил, определений в процессе решения задач; задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач; задание учащимся на воспроизведение наизусть (правила, закона и т.д.); задание учащимся на заполнение схем, таблиц вслед за учителем; задание учащимся на раскодирование алгоритма; организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора; задание учащимся на описание какого-либо объекта по образцу; задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.; наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.

ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ МЕТОДУ ПРОБЛЕМНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ: контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения; предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов; раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем; обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений; членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты; фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач; интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса; установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения; риторические вопросы учителя в ходе изложения; предъявление учащимся конфликтного примера.

 ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОМУ МЕТОДУ: включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы; задание учащимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного учителем; задание учащимся на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче; наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней; задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли; организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы; задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной послед-ти; показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей с учеником; задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем; демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности; выделение цветом части чертежа, схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы.

ПРИЕМЫ, АДЕКВАТНЫЕ ИИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ: задание учащимся на самостоятельное составление нестандартных задач; задание учащимся с несформулированным вопросом; задание с избыточными данными; задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений; задание учащимся на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций; задание учащимся на отыскание границ применяемости полученных результатов; задание учащимся на определение степени достоверности полученных результатов; задание учащимся на вычисление механизма протекания явления; задание учащимся "на мгновенную догадку", "на соображение". (По Высоцкой С.И.)

САМОАНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ

1. Дать краткую характеристику класса, выделить группы учащихся с различным уровнем овладения программным материалом.

2. Охарактеризовать тему урока: степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников.

3. Обосновать постановку ТДЦ урока, тип и его структуру.

4. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на РР обучения на уроке.

5. Показать, как другие этапы работали на главный этап.

6. Дать оценку успешности достижения ТДЦ урока, обосновать показатели РР (реального результата).

7. Наметить перспективы совершенствования своей деятельности.

РЕСУРСЫ

  1. Хуторской А.В. Современная дидактика - СПб, 2001
  2. Построение эффективного урока через сочетание различных организационных форм. - Методический буклет ИМЦ "Развитие" г. Находка, 2010 г.
  3. Методическая работа в школе: Организация и управление. Под редакцией Поташника М.М. - М: НИИУ ЭРО АПН СССР, 1990
  4. http://enc-dic.com/pedagogics - Педагогический словарь
  5. http://didaktica.ru