Школьный сайт: особенности строения и управления контентом

Разделы: Информатика, Администрирование школы


Ключевые слова: веб-сайт, педагогика, сетевое взаимодействие, Интернет

Создать школьный веб-сайт несложно!
Сложно создать сайт, которым можно гордиться!

Из материалов статьи «Создание школьного сайта» (www.letopisi.ru)

Школа, являясь открытой системой, нуждается в создании особой информационной среды для обеспечения эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, а также организации своеобразного пространства так называемой профессиональной рефлексии. Подобной площадкой Интернет-общения учеников, родителей и педагогов, безусловно, является школьный веб-сайт.

В настоящее время в рамках приоритетного национального проекта «Образование» тысячи школ по всей стране подключены к сети Интернет и имеют возможность создать собственный сайт, «открыв» таким образом свое образовательное учреждение широкой педагогической общественности и социальным партнерам. Каким должен быть сегодня школьный веб-сайт — своеобразная визитная карточка образовательного учреждения? Как привлечь к нему внимание? Каким образом организовать систему управления контентом?
Ответу на эти и ряд других актуальных вопросов будет посвящена настоящая статья, представляющая опыт создания сайта лицеем № 15 г. Сарова, отмеченный на конкурсах разных уровней.  (Лицей № 15 — победитель городского конкурса на лучший Интернет-сайт общеобразовательных учреждений г. Сарова в 2008 году; победитель областного конкурса на лучший Интернет-сайт общеобразовательных учреждений Нижегородской области в 2010 году)

Обеспечить привлекательность сайта, с одной стороны, и его информативную ценность, с другой, позволит грамотное сайтостроение. На наш взгляд, разрабатывать структуру сайта и осуществлять отбор материалов для него необходимо с учетом следующих основных требований:

  • На сайте должна быть представлена информация об учебном заведении, необходимая для учеников, родителей и партнеров по педагогическому сообществу. Так, на сайте лицея размещены материалы о структуре образовательного учреждения, реализуемых им основных и дополнительных образовательных программах; о составе педагогических работников; о материально-техническом обеспечении и оснащенности образовательного процесса. Представлены свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями), документ, подтверждающий наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности; отчеты о результатах методической и учебной работы и т. д.
  • Необходимо через сайт предоставить возможность задавать вопросы администрации лицея, а также принимать участие в коллективном обсуждении тех или иных проблем. К примеру, веб-сайт нашего образовательного учреждения содержит специальную рубрику «Вопрос — ответ», позволяющую ученикам и родителям в открытом информационном пространстве вести диалог с руководством школы. С помощью рубрики «Опрос» организована система обратной связи с посетителями сайта: вопросы систематически обновляются, что делает сайт «живым» и авторитетным для учеников.
  • Дизайн сайта должен быть прост, удобен для чтения и одновременно визуально привлекателен. Обязательна в этой связи проверка цветовой гаммы размещаемых объектов через эмблему или любой другой символ школы.
  • Структура web-сайта должна иметь древовидную форму. Схема организации сайта лицея представлена ниже.
  • Каждую страницу сайта следует снабдить цепочкой навигации, позволяющей найти любой его раздел не более чем за три нажатия на клавишу мыши, не используя при этом кнопки браузера. Важно, чтобы названия файлов и каталогов отражали их содержание и соответствовали логической структуре сайта.
  • На сайте необходимо разместить «методическую копилку» разработок учителей. Современный педагог, работающий в режиме открытой школы, должен знакомить учеников с материалами уроков, а коллег — со своими методическими разработками. Раздел сайта лицея «Учи ученого» предоставляет учителю такую возможность. В рамках данного раздела выделяются рубрики «Консультации», «Конкурсы» и «Для учителя», материал каждой из которых структурирован в соответствии с учебными предметами.
  • Веб-сайт должен предоставлять учащимся информационное пространство для творческих работ. Создателями сайта нашего образовательного учреждения предусмотрен специальный раздел «Творчество учащихся», который наполняется по желанию самих лицеистов, направляющих материалы администратору либо по электронной почте, либо через локальную сеть лицея.
  • Особую ценность в структуре сайта в целом и веб-сайта нашего образовательного учреждения в частности имеет организованный с использованием скриптов php поиск. Когда количество статей превышает несколько сотен, организация поиска может быть весьма полезной для посетителей. Любой пользователь сталкивался с тем, что терял ссылку на статью, которую хотел прочитать, но помнил сайт, на котором она была размещена. Поиск на сайте лицея осуществляется по статьям и новостям. Форма «логика» позволяет определить алгоритм поиска. При этом AND означает поиск точных совпадений, а OR — хотя бы одного совпадения. К примеру, по запросу «администрация лицея» поиск даст все документы, содержащие либо слово «администрация», либо слово «лицей», либо оба слова одновременно.
  • Размещение на сайте анонсов делает его более востребованным, поскольку информация обо всех предстоящих важных событиях — конференциях и общешкольных родительских собраниях — становится доступна учителям, ученикам и их родителям в считанные секунды.
  • Необходимой является система гиперссылок на другие образовательные информационные ресурсы.

Сайт лицея www.sc15.ru был создан в 2007 году с помощью современных и эффективных веб-технологий, благодаря чему, с технической точки зрения, его наполнение и поддержка представляют собой довольно простые процессы. Продуманная система навигации, минималистичный дизайн страниц позволяют посетителям сайта не испытывать неудобств в поиске нужной информации. Отметим, что над материалами работает не только администратор, но и учителя; создан удобный и понятный интерфейс, предоставляющий возможности администрирования контента.

Для реализации всех идей и задумок специально для школьного сайта была создана система управления контентом (Content Management System—CMS) на базе ядра SD Core (Sad Dreamer Core). SD Core написано на языке PHP версии 5.1.0. и обеспечивает модулями CMS доступ к СУБД, файловой системе, всевозможным дополнительным инструментам (XSLT-процессору, GD Lib, обработчикам сессий, обработчики файлов кэшируемых компонентов и т. д.) на объектном уровне. Благодаря соответствию принципам объектно-ориентированного программирования модули ядра и самой CMS легко расширяемы, модифицируемы и могут быть использованы многократно при реализации схожих задач. Практически все компоненты системы связаны с ядром определенным набором интерфейсов, поэтому могут быть представлены в виде подробных диаграмм UML, что является существенным плюсом при коллективной разработке программного обеспечения.

В каждом из компонентов CMS может быть определено, какие из модулей ядра следует загрузить в рамках текущего сеанса. Модули ядра могут быть подгружены и отконфигурированы (модули, загруженные ранее, могут быть переконфигурированы) в любой момент выполнения того или иного скрипта. Модули ядра предоставляют богатый API (Application Programming Interface) для компонентов и контентных модулей CMS, что позволяет решать многие задачи быстрее, проще и эффективнее.

В SD Core версию 1.3.0 входят модули:

  • управляющие кэшированием сайта или отдельных его частей;
  •  обеспечивающие доступ к СУБД (любой, установленной на сервере) и ее ресурсам;
  • представляющие доступ к файловой системе (создание / удаление / редактирование / копирование файлов / директорий и т. д.);
  •  позволяющие генерировать на сервере динамические и статические изображения;
  •  дающие возможность управлять шаблонами (включая XSL-шаблоны), пользовательскими сессиями, сокетными соединениями. CMS на базе SD Core обеспечивает высокую функциональность и стабильную работу сайта лицея.

К управлению сайтом важно привлекать учащихся старших классов, непременно контролируемых педагогами. Если в администрировании сайта участвуют школьники, он становится читаемым и значимым для них.

Организованная таким образом колоссальная работа команды увлеченных педагогов и учащихся, с одной стороны, позволяет превратить школьный сайт в общедоступный источник знаний, а с другой — создает условия для подготовки выпускников к жизни в информационном обществе.