Урок русского языка "Перенос слов с удвоенными согласными". Программа "Школа-2100". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • Обобщить правила переноса слов; изучить правило переноса слов с удвоенными согласными.
  • Развивать орфографическую зоркость и логическое мышление, кругозор учащихся.
  • Учить обучающихся организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике.
  • Организовать деятельность, в процессе которой обучающиеся сами делают открытия, узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
  • Формировать у обучающихся способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

ХОД УРОКА

I. Наблюдение над написанием слов с удвоенными согласными

На доске записаны имена:

Анна, Алла, Инна, Римма, Нонна, Жанна, Эмма, Геннадий, Кирилл.

Прочитайте записанные слова
– Что общего у этих слов?
– Что интересного вы заметили в написании этих слов?
– Назовите долгие звуки в каждом слове
– Как они обозначены на письме? (Двумя согласными буквами)
– Можно ли проверить написание удвоенных согласных букв в слове? (Написание слов с удвоенной согласной буквой надо запомнить.)
– Является ли орфограммой правописание удвоенной согласной в корне слова?

II. Наблюдение над переносом слов, с удвоенными согласными

– Сегодня мы узнаем, как переносятся слова с удвоенной согласной, но сначала повторим правила переноса слов, которые нам уже известны.
– На доске слова: зима, лед, коньки, ежик.
– Разделите слова для переноса.
– Как переносятся слова с одной строки на другую? (Слова переносятся с одной строки на другую по слогам.)
– Какие слова нельзя перенести? Почему? (Лед – один слог, ежик – одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую.)
На доске написаны слова с удвоенными согласными.
– Прочитайте слова:

Ванна, сумма, касса, перрон, аллея, масса, грамм, терасса, гамма, шоссе, коллектив, территория, антенна.

Значение каких слов у вас вызывает затруднение?
– Сравните слова. Чем они похожи? (Слова с двойными согласными.)
– А эти слова как бы вы перенесли?
– А теперь сравните свои варианты переноса слов с двойными согласными с теми, что предлагают авторы учебника.
– Какой вывод можно сделать о переносе слов с удвоенными согласными?
– Как переносятся слова с удвоенной согласной? (По слогам, но одна согласная буква остается на строке, а вторая переносится на другую строку.)
– Приведите примеры слов с удвоенной согласной, которые нельзя перенести. (Кросс, грипп, класс, ссора)
– Спешите слова, разделив их для переноса.

III. Работа над правилом

– Как переносятся слова с удвоенными согласными? (Одну букву оставляем на строке, а другую – переносим.)
– А что обозначает слово коллекция? (Коллекция – систематизированное собрание каких-либо предметов.)
– Приведите свои примеры.

IV. Словарно-орфографическая работа

– Запишите словарные слова: воробей, сорока, мороз, ветер, работа, русский язык.
– Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные, которые надо запомнить. (Проверка)
– Отгадайте загадку.

Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой. (Береза.)

Кудрявая, беловата,
столб беленый,
шапочка зеленая. (Береза.)

– Какой признак отличает березу от других деревьев? (Берёза белая).

Белая береста у березки нашей,
Нет на свете деревца
И милей, и краше.

– Да, у березы белая береста. А дальше приводим строки для запоминания безударной гласной Е:

Белые березы все,
После “б” пишите “е”

– Какой гриб получил название от этого дерева? (Подберезовик.)
– Запишите это слово в словарик. (Дома нарисуйте березку.)
– Какое стихотворение вы недавно учили наизусть о символе русской природы, назовите его автора. («Белая береза» С.Есенин)
– Березу еще называют – русской. В теплую пору сокодвижения вся Русь заготовляла березовый сок. Он придавал людям бодрость и силу. Березовый сок – не только вкусный напиток, но еще и лечебное средство, применяемое в народной медицине.
Береза... Много стихов, песен, загадок посвящено этой красавице!
А сколько картин написано живописцами! Каждый стремился излить перед ней свои чувства: любовь и восхищение.

– Часто о березе мы говорим: стройная, высокая, кудрявая. Но для того, чтобы это дерево стало таковым, требуется не один десяток лет. Много силы и упорства нужно приложить маленькому росточку, чтобы выдержать все невзгоды: зимнюю стужу и летний зной, проливные дожди и затяжную засуху.
– Замечательные стихотворения про березку сочинили наши русские поэты. А есть еще и загадки, связанные с жизнью березы. Давайте их отгадаем.
– Нa каком дереве две коры вместо одной? (На березе.) Сверху кора белая да тонкая, а снизу – черная да корявая. Черные полоски на белой коре нужны дереву для того, чтобы дерево могло через них дышать.
– Какой гриб растет под березой? (Подберезовик.)
– Как называется кора березы? (Береста.)
– Что раньше изготовляли народные умельцы из бересты? (Короба, кузовки, лодки, обувь.)
– Почему кору березы очень любят ученые-историки? (Из-за бересты.) В древние, когда пергамент стоит дорого, писали на бересте. До нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые, ученые-историки смогли много узнать о жизни наших предков.
– Какое дерево весной может утолить жажду? (Береза, ее сок.)
– Рассмотрите таблицу “Правила переноса слов” на доске и сформулируйте правила.

груп-па паль-то чай-ник
тон-на подъ-ехал зай-ка

(Из удвоенных согласных букв одна оставляется на строке, другая переносится. Не разрешается при переносе отрывать ъ, ь, й от предшествующей буквы.)

– Теперь прочитаем правила переноса слов на с. 21 учебника.

Упражнение в делении слов для переноса

V. Закрепление изученного материала

– Разгадайте кроссворд:

1. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу. (Хоккей)
2. Дорога с рядами деревьев по сторонам. (Аллея)
3. Место, где продают билеты. (Касса)
4. Человек, который совершает поездку на самолёте, поезде или пароходе. (Пассажир)
5. Дорога, покрытая асфальтом. (Шоссе)
6. Помещние в школе для занятий. (Класс)

VI. Рефлексия