Разучивание песни Е.Попляновой на стихи В.Татаринова в классе инструментального ансамбля детской музыкальной школы

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (791 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Прежде всего, определимся, с кем разучиваем произведение? В нашей школе инструментальный ансамбль – это дополнительный предмет по выбору учеников разных отделений, разного возраста. Самому младшему участнику ансамбля 7 лет, самому старшему – 13.

Палитра инструментов: фортепиано, флейта, аккордеон, гитара, балалайка,  ксилофоны , металлофоны, глокеншпили, шумовые инструменты, иногда используется синтезатор. У каждого будет инструмент и партия по силам и возможностям. Но как сделать, чтобы исполняемое произведение было понято каждым и заинтересовало всех.                       

Выдающийся педагог-гуманист В. А. Сухомлинский писал:
«Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно  полноценное умственное развитие ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности».
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека» – эти слова В.А.Сухомлинского, на мой  взгляд, должны  быть взяты в качестве сверхзадачи каждым педагогом-музыкантом.

Разучивая партии, открывая детям секреты звукоизвлечения, добиваясь выразительности интонации и т.д., нужно  помнить  всегда о сверхзадаче.
Важно, чтобы ученики научились думать, размышлять над исполняемым произведением.  Мысль помогает будить чувство, а ведь музыка – это не что иное как язык чувств и как трудно бывает порой постичь его, но без этого невозможно достигнуть понимания учеником произведения. Под ясным пониманием исполняемого ,  музыковед, пианист и педагог Я.И. Мильштейн  понимал «прежде всего способность видеть, слышать, чувствовать за звуками глубокое содержание…Вот почему так полезно порой прибегать при обучении к поэтическим ассоциациям…»

Пианист и педагог Г.Г. Нейгауз, делая вывод из своих соображений по поводу достижения успехов в работе над  «художественным образом указывает на то, как важно «развивать  его (ученика) фантазию удачными метафорами, поэтическими образами, аналогиями с явлениями природы и жизни, особенно  душевной, эмоциональной жизни, дополнять и толковать музыкальную речь произведения…,всемерно развивать в нем любовь к другим искусствам,…а, главное, дать ему почувствовать…этическое достоинство художника, его обязанности, его ответственности и его права».

Все, что исполняется ребенком, должно быть, как мне представляется, с одной стороны личностно значимым для него, и давать представление, точнее вводить ребенка в культурное наследие человечества – с другой. Нужно постараться перенести акцент с результата на процесс и среди главных его характеристик выделить импровизационность, неожиданность, стараться вызвать у детей ощущение сделанного открытия, создать условия творческого созидания. В такой работе нельзя забывать о целостности детской психики. Ребенок, столкнувшись с неизвестным фактом, инстинктивно      ищет опору в законе подобия, царившим во Вселенной. Дети не только способны к нестандартным сравнениям  – они любят сравнивать, их ум инстинктивно ищет любую подходящую для этого возможность. Сравнение, как правило, взывает к той нашей памяти, где хранятся наиболее ярко нами прочувствованные события и образы. Лучше начать с того, что хорошо знакомо и близко.

Сегодня мы будем знакомиться с песней Елены Попляновой на стихи Виталия Татаринова «Солдатик оловянный». (Cлайд №1) Переложение для ансамбля сделала ученица нашей школы, участница предыдущего состава ансамбля Аня Каплунова.

Познакомимся с автором. (Cлайд №2) Елена Михайловна Поплянова живет недалеко от нас, в городе Челябинске. Она пишет произведения для голоса, фортепиано, гитары, оркестра. Музыка её адресована и взрослым и детям. Деятельность композитора отмечена Грамотой Королевского посольства Дании за участие в юбилейных конкурсах и торжествах, посвященных 200-летию Х. К. Андерсена;  Е. Поплянова награждена дипломом и медалью «За вклад в отечественную культуру» за серию книг «Давай, Земля, покружимся! В 2008 году ей присвоено звание «Заслуженный работник культуры РФ»

Произведение, с которым мы сегодня будем знакомиться,  входит в сборник «Возвращайся, песенка!», написанный Еленой Попляновой в содружестве с поэтом Виталием Татариновым.В этом сборнике многогранный мир маленького  человека: прогулка в зоопарк, встреча весны, ожидание Нового года, когда зажигаются сказочные звёзды; вместе с добрыми мотыльком, ласточкой, веселым пони   живут  плюшевые тигры, солнечные зайчики, бархатный лев  и солдатик оловянный. Я специально  назвала игрушки так, как они звучат в названиях песен. Нужно  обязательно обратить внимание учеников на то, что не оловянный солдатик, а солдатик оловянный. Почему  именно так? У детей разные мнения на этот счет, чаще: оловянный, значит  не деревянный, тем более, что у них теперь в основном – пластмассовые. Нужно  подвести детей к тому, что  такой порядок слов (инверсия) нужен, чтобы показать особое отношение автора и это уже не игрушка, а поэтический образ. (В составе ансамбля в основном мальчики, и вряд ли они будут с интересом исполнять в 12-13 лет музыку про игрушку, даже если это солдатик.)

Давайте, познакомимся  с поэтическим текстом, на который написана песня. (Cлайд №3)

Давайте, выделим главное  в стихотворении, что мы важное узнали о солдатике. Первое, что называют дети – он живой, он стоит на посту, он играет в войну. И  так, значит, песня о солдате, который несет службу и с честью выполняет свой долг.

Сейчас мы выучим мелодию песни под аккомпанемент фортепиано. (Переложение выполнено в другой тональности с учётом возможностей инструментов.) Похожа ли песня на настоящую солдатскую музыку? Дети отмечают черты маршевости, но всё же прозрачный аккомпанемент  и высокий регистр во вступлении и заключении пьесы , будто игрушечные труба и барабан прозвучали, возвращают нас к солдатику оловянному.

На ударных инструментах, в качестве которых могут выступать и ладошки, отрабатывается ритмическая фигура барабанчика. Далее все вместе исполняют мелодию вместе с фортепиано под собственный ритмический аккомпанемент. (Cлайд №4)

Мы вновь возвращаемся  к главному герою. Вы знаете, что существует памятник оловянному солдатику? Он находится в Дании на родине великого сказочника Г.-Х. Андерсена, написавшего  сказку « Стойкий оловянный солдатик». (Cлайд №5) Чем же так привлекателен этот герой? (К сожалению,  далеко не все дети в наше время знакомы с этой сказкой.)  Домашним заданием будет  прочитать или перечитать сказку Г.-Х. Андерсена.

Оловянные солдатики – это любимая игрушка у разных народов в разные времена. Перед вами только некоторые изображения солдатиков из большого разнообразия их видов. (Слайд №6) Какой из них  напоминает  героя нашей песни? Дети указывают на солдатика из иллюстраций к сказке  – в нём есть что – то детское  и в песне он « смешной малыш». Чем же прославился герой Андерсена? Не военными подвигами, а своей стойкостью (даже на одной ноге) и удивительным сердцем, которому не страшен даже огонь. А что удивительного в солдатике из песни? Почему  солдатик оловянный – живой? Значит у него есть сердце. Значит он может чувствовать и переживать! Давайте, попробуем представить, что переживает в данный момент солдатик? Он наверняка знает  много солдатских песен и маршей. Давайте, послушаем два знаменитых марша: какой из них солдатику, о котором мы поем, в настоящий момент ближе? Звучат  «Военный марш» Г.Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель» (слайд №7) (Приложение 1) и марш «Прощание славянки» В.Агапкина (слайд №8). Большинство выбирают «Прощание славянки». Приятно, что мнение исполнителей и автора переложения совпали – ведь в песню во вступлении и проигрышах введены  цитаты из трех тем этого марша. Послушайте, как прозвучат они пока на фортепиано, а вашей задачей будет ритмический аккомпанемент: сначала строгий, простой маршевый, а вот в третьей цитате он точно такой же как в песне (ритмическая  формула, которую мы уже освоили чуть раньше.) 

У марша «Прощание славянки» удивительная истории (Приложение 2) (слайд 8)

Удивительна его мелодия, её невозможно не петь. Существует множество вариантов слов. Давайте прочитаем один из них. (Слайд №9)

Теперь давайте вновь вернемся к тексту нашей песни. О чем же переживает наш солдатик? О маме, он скучает. Может как раз вот это и есть главные строчки? Он умеет любить свой дом, маму. Он также  как и в сказке  стойкий, мужественный и у него доброе сердце. Но он играет в войну – автор за неё? Нет. Почему? «Ему пора домой». В этой короткой фразе – «нет» войне и пусть сыновья возвращаются к своим мамам, а в войну только играют оловянными (пластмассовыми) солдатиками.

Давайте  разберем, какие партии составят ансамбль в этом произведении. (Слайды №10-13) На следующем занятии мы будем подбирать их. Теперь ещё раз все вместе исполним произведение от начала до конца: поем  пока под фортепиано, на фортепиано звучат цитаты из марша « Прощание славянки». Всё исполняется с соответствующим ритмическим аккомпанементом. Я думаю, вам понятен смысл введения в переложение мелодий из знаменитого марша? Они еще больше дают возможность почувствовать сердцем то, что сказали авторы песни «Солдатик оловянный».

Литература:

  1. Воспитание музыкой: Из опыта работы / Сост. Т.Е. Вендерова, И.В. Пигарева. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Котляревская – Крафт М.А., Штуден Л.Л. Приобщение к творчеству. – Новосибирск: Книжица, 2002.
  3. Машенко Н.М. Слово, музыка, образ. – К. – Рад. Школа, 1982.
  4. Мильштейн Я.Н. Как мы преподаем. Заметки об обучении пианистическому мастерству, в кн.: Вопросы теории и истории исполнительства.
  5. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога 5-е изд. – М.: Музыка, 1989.
  6. Смирнова Т.И. Учебное пособие Allegro. Методическая часть: беседа «Интерпретация» из серии «Воспитание искусством или искусство воспитания». – М., 2001.
  7. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. С. Соловейчик. – М.: Политиздат, 1973.