Урок-исследование по русскому языку. Тема: "Имя существительное" (закрепление пройденного материала)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • организовать учебно-поисковую деятельность учащихся на уроке с целью развития системного мышления; развития творческого мышления; поиска смысла через решение контекстной задачи;
  • создать условия для формирования таких личностных качеств как ответственность; коммуникабельность.

Задачи:

  • закрепить знания учащихся по теме “Имя существительное”;
  • закрепить умения производить известные виды грамматического анализа;
  • закрепить навыки самостоятельного использования дополнительной литературы .

Тип урока: урок– исследование.

Основная деятельность на уроке: учебно-поисковая.

Оборудование:

  1. Карточки с названиями разделов русского языка;
  2. Карточки для каждого учащегося с текстом для орфографической работы;
  3. Схема к составлению словосочетаний.

Ход урока.

1. Вводно-мотивационный этап.

Настрой на добро.

Здравствуйте ребята! Посмотрите сейчас друг на друга и улыбнитесь.

Ведь улыбки располагают к приятному общению, а теперь настроимся на работу, откроем ладошки новым знаниям и произнесем нашу волшебную фразу: Я ХОЧУ МНОГО ЗНАТЬ!Я желаю вам успехов! У нас урок русского зыка.

Сели правильно, открыли тетради и записали число, классная работа.

Мы закончили изучение темы “Имя существительное”. Сегодня у нас урок повторения и обобщения знаний об имени существительном. Урок у нас будет необычный, урок-исследование. А вы будете исследователями. Предметом нашего исследования будет слово, спрятанное в загадке.

Невидимкою зимою
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (Мороз)

Запишем это слово на доске и в тетради, соблюдая правильное написание букв и соединений.

– Теперь внимание! Посмотрите на доску.

Учитель открывает на доске плакат. Рассмотрим это слово с разных сторон науки о русском языке.

2. Познавательный этап.

Первый раздел науки о языке – это фонетика.

1) Что изучает фонетика? (Это наука о звуках, а звук– это то, что мы слышим и произносим.)

Рассмотрим это слово по плану.

  1. Сколько в слове слогов? (мо – роз)
  2. Сколько в слове гласных звуков, ударные или безударные?
  3. Сколько в слове согласных звуков? Охарактеризуйте их.
  4. Количество букв и звуков.

Посмотрите внимательно на это слово. Какие трудности появятся при написании этого слова?

Поможет нам здесь следующий раздел. Этот раздел называется орфография.

2) Что изучает раздел орфография? (Правописание.)

Какие орфограммы есть в слове мороз? (Безударный гласный, непроверяемый ударением, парный согласный в корне слова.)

– Докажите написание слова мороз. (Мороз – морозы.)
– Перед вами текст с пропущенными орфограммами. Какое задание вы бы задали себе?

Задание: списать, вставить пропущенные буквы, доказать написанное.

– Письмо с комментированием.

Со…нце землю греет слабо,
По н…чам тр…щит мороз.
Во дв…ре у снежной бабы
Поб…лел м…рковный но… .

 Назовите, какие орфограммы встретились в этом тексте? (Непроизносимые согласные, безударные гласные, парный согласные.)

Вот мы и нашли тесную связь между 2-мя разделами о языке.

Следующий раздел науки о языке – морфология.

3) Что изучает раздел морфология? (Части речи.)

– Я придумала предложение, но вот незадача: все слова рассыпались. Помогите составить предложение.

Работа с деформированным текстом по карточкам на доске.

Сковал, льдом, быструю, трескучий, реку, мороз.

Задание: составить предложение, записать его и разобрать по членам предложения.

– Какой частью речи является слово “мороз”? (Существительное.)
– Докажите, что это существительное. (Вопрос что?, обозначает явление природы.)
– Что мы знаем об имени существительном? (Уч-ся рассказывают правило. )
– Какие существительные называются нарицательными и собственными, одушевленными и неодушевленными?

Физкультминутка.

(Называю имена существительные, если одушевленные– дети поднимают руки, если неодушевленные-то приседают.)

– Как изменяются имена существительные? (По родам, числам, по падежам.)
– Отгадывание загадок.

Задание: записать отгадку, указать род, число.

Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом ведет,
Там заплатку кладет. (Карандаш.)

Я однорукая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутину, я тяну. (Игла.)

Черная птичка
Снесла яичко.
Яичко покатилась –
Все небо озарилось. (Солнце.)

Пушистая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако.)

Два конца, два кольца,
Посередине гвоздик. (Ножницы.)

– У какого существительного не определяется род? Почему?
– Что называется склонением? (Изменение существительных по вопросам.)

Запишем предложение Зима не без морозов.

Задание: у существительных определить падеж.

– С каким разделом науки о русском языке мы сейчас работали? (Морфология.)

4) Сейчас мы исследуем слово мороз с позиции фразеологии. Фразеология изучает устойчивые словосочетания, “крылатые слова”. Пословицы и поговорки – это тоже крылатые слова. А какие вы подготовили пословицы и поговорки, где звучит слово мороз?(ответы детей) Проговорим их и запишем эти пословицы.

– Письмо пословиц.

3. Итоговый этап урока.

Сегодня мы исследовали слово “ мороз”. Мы изучили это слово с точки зрения разных разделов, каких? (Ученики называют разделы.)

Что было особенно интересным? Какое задание вызвало трудности? Что вы узнали нового?

4. Домашнее задание на выбор.

  1. Найти и выписать в литературном произведении строки о морозе.
  2. Придумать и записать предложения на тему “Морозный день”.

5. Рефлексия.

Перед вами 3 вида смайликов. Выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению после урока.

Спасибо за урок.