Занятие по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста "Северный край"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание.

Расширять знание детей о своей стране – России.

Продолжать знакомить детей с природой крайнего севера, с жизнью народов Севера, основных видах занятий (оленеводство, рыболовство, сбор ягод), быте, домашнем укладе, народных праздниках.

Развивать диалогическую, монологическую речь детей, активизировать словарь новыми словами: нарты, каюр, ягель, стойбище.

Продолжать учить давать полные ответы на вопросы, отгадывать загадки.

Воспитывать уважение к коренным народам севера, чувство любви и бережного отношения к природе Севера.

Предварительная работа.

Экскурсия в краеведческий музей города; чтение произведений о жизни коренных народов Севера; знакомство с картой России и ЯНАО; рассматривание иллюстраций, фотоальбомов о животном и растительном мире природы Севера.

Материал.

Физическая карта России; физическая карта ЯНАО; иллюстрации с изображением животного и растительного мира Севера; картинки с изображением

повседневной жизни коренных жителей ЯНАО и фотографии праздника “День оленевода”.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, Россия! Вам уже знакома эта карта, кто покажет границу России?

Воспитатель вызывает к доске желающих и помогает провести указкой вдоль границы России.

Воспитатель: В России живут народы разных национальностей, назовите, какие национальности вы знаете.

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить с вами о Севере. Север - это царство трескучих морозов, короткого лета и бескрайних просторов тундры. Скажите, как называется наш округ?

Ответы детей.

Воспитатель: Кто покажет на карте, где находится ЯНАО?

Ребенок показывает на карте границу ЯНАО.

Воспитатель: Мы живем с вами на Крайнем Севере. Природа Севера своеобразна и загадочна. На много - много километров тянется тундра – голая, безлесая равнина.

Воспитатель сопровождает свой рассказ показом иллюстраций.

Воспитатель: Ребята, а какая растительность есть в тундре? Отгадайте загадку:

Хоть не очень он красив,
Но зато не прихотлив,
Он на Севере растет
Среди снега круглый год. (Лишайник).

Ответы детей.

Педагог сопровождает показом картинки с изображением тундры.

Воспитатель: Тундра покрыта лишайником-ягелем, мхом. Какие еще растения встречаются в тундре?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно – же, это карликовая березка - совсем крохотное деревце. А как вы думаете, почему эти березки такие маленькие?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы правы, здесь им не хватает тепла и света, здесь всегда сильные ветра.

Высокое дерево сломалось бы от ветра, а карликовой березке не так страшно. Несмотря на суровый климат, север богат грибами и ягодами.

Педагог предлагает детям отгадать загадки.

В тундре на кочке,
Посреди болот
В аленьком платочке
Ягодка растет,
Хоть на вкус она кисла,
Детям ягодка мила. (Клюква)

Что за ягодка такая,
Будто небо, голубая? (Голубика)

Ягодка алая,
В туесок попала.
Ее едят моченой
И с сахаром толченой. (Морошка)

Ответы детей.

Воспитатель выставляет на фланелеграф картинки с изображением северных ягод.

Воспитатель: Молодцы! А вы знаете, что эти ягоды выдерживают самые сильные морозы и собирать их можно до самых заморозков, от этого ягода только слаще становится. А какие грибы растут у нас на севере, назовите.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Грибы очень любят северные олени. Ребята, а у меня еще есть для вас загадка, послушайте:

Он и сильный, он и быстрый,
У него рога ветвисты,
Среди тундровых болот
Он лишайник ягель рвет. (Олень)

Ответы детей.

Воспитатель: Вы правы, это северный олень.

Воспитатель сопровождает рассказ показом иллюстрации животного.

Воспитатель: Чем питается северный олень?

Ответы детей.

Воспитатель: Зимой их основной корм – лишайник- ягель. Много лет назад народы Севера, сумели приручить оленя.

Воспитатель: Ребята, а какие коренные народы населяют Ямал?

Ответы детей.

Воспитатель: Это ханты, ненцы, селькупы. Сурова природа севера, но она может дать людям все, что нужно для жизни. Давайте подумаем, что нужно коренным жителям севера, чтобы выжить здесь?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Им нужна теплая одежда, сытная пища, жилище. Из чего шьют одежду северные народы?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, одежду, обувь и головные уборы шьют из теплых оленьих шкур. А еще шкурами покрывают чум. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое стойбище, новое место жительства. Перевозят чум и вещи по глубокому снегу на больших санях-нартах. Управляет оленями - каюр. В руке у него большой шест, зачем он нужен ему?

Педагог сопровождает свой рассказ показом иллюстраций.

Ответы детей.

Воспитатель: Подумайте и скажите, какой можно назвать жизнь коренных жителей?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, чтобы выжить в таких сложных условиях, нужно быть сильными и смелыми людьми, много трудиться. Давайте повторим, какие основные виды занятий коренных жителей.

Ответы детей.

Воспитатель: Мужчины ловят рыбу и ходят на охоту, занимаются оленеводством. Женщины поддерживают огонь в чуме, готовят еду, занимаются сбором ягод и рукоделием. Шьют одежду из оленьих шкур- малицу, украшают бисером, вышивают замысловатые узоры.

Воспитатель показывает изделия из меха, расшитые бисером.

Воспитатель: Как бы ни была сложна и тяжела жизнь коренных народов Севера, они умеют отдыхать и веселиться, у них есть традиционные народные праздники. Назовите их.

Ответы детей.

Педагог выставляет фотографии с праздника “День оленевода”.

Воспитатель: Кто из вас был на празднике “День оленевода”? Расскажите о своих впечатлениях.

Рассказы из личного опыта 1-2 детей.

Воспитатель: Интересно! На День оленевода проводятся состязания в гонках на оленьих упряжках, беге, борьбе. Есть соревнование - кто быстрее влезет на обледенелый столб. Женщины поют песни, танцуют в малицах, украшенных бисером.

Воспитатель: Сегодня мы узнали много нового о суровом и прекрасном крае -Севере. Коренные жители - ненцы, ханты и селькупы живут на Севере издавна, живут трудно, но по-своему счастливо. Природа здесь сурова, но необычайно красива, богата природными запасами – нефтью и газом, ягодой, рыбой, пушниной. Завершая занятие, мне бы хотелось сказать такие слова: “Если ты увидел Север - не забудешь никогда!”.