Программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровой ансамбль"

Разделы: Музыка


Пояснительная записка

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность.

“Искусство хорового пения всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества, несмотря ни на какие потрясения, переживаемые нашим государством. Искусство хорового пения в период духовного пробуждения и возрождения нашего общества призвано сыграть серьезную роль в организации и реорганизации музыкального образования и воспитания подрастающего поколения” (Венгрус Л.А.). Именно поэтому данную программу, направленную на воспитание и развитие личности ребенка средствами хорового искусства, можно считать актуальной и востребованной.

Следует заметить, что в общеобразовательных школах дети поют на уровне “массового пения”, и в большинстве случаев многие из педагогов не занимаются проблемами постановки голоса. А ведь пение не поставленным голосом только вредит здоровью ребенка, пагубно влияет на его психику, прививает негативное отношение к музыкальному искусству в целом. В данной программе большое внимание уделяется постановке детского голоса (речевого и певческого), так как, на наш взгляд – это необходимое условие для полноценного развития вокальных данных ребенка. Использование определенных принципов, методов и приемов в обучении, способствующих более успешной постановке детского голоса ребенка определяет новизну данной программы.

Дополнительное образование является “прекрасной возможностью” для более подробного изучения хорового искусства детьми школьного возраста. Поэтому педагогически целесообразно использовать педагогам дополнительные занятия для изучения хорового искусства, чтобы наиболее полно раскрыть музыкальные и общие способности детей, их возможности и творческий потенциал, и самое главное развивать голос и слух ребенка.

Целью образования и воспитания является формирование и развитие гармоничной личности. Хоровое пение – уникальное средство в достижении этой цели, положительно влияющее на познавательное и эмоциональное развитие ребенка.

Цель программы: воспитание личности ребенка средствами хорового искусства; развитие музыкальных и общих способностей детей, формирование их эстетических взглядов и вкусов; воспитание и развитие музыкального слуха и голоса ребенка.

Задачи программы: научить детей основам голосообразования, т.е. работать над постановкой голоса ребенка; прививать детям любовь к хоровому пению и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании; развивать и укреплять интерес к учебной деятельности; организация учебно-воспитательной, творческой, концертной деятельности ребенка.

Программа опирается на предшествующий опыт русских музыкантов и педагогов (М.И. Глинка, А.Е. Варламов, А.М. Маслов, Н. Дилецкий и др.), а также на достижения современных педагогов-хормейстеров (В.Г. Соколов, В.С. Попов, Т.А. Жданова, Г.П. Стулова и др.), благодаря которому становится возможным решение задач и достижение поставленных целей данной программы. Воспитание вокально-хоровых навыков в традициях русской вокальной школы связывает предлагаемую программу с имеющимися разработками в данной области.

Главная отличительная особенность программы от существующих заключается в том, что особое внимание уделяется постановке голоса у детей с невыявленными или неяркими музыкальными и вокальными данными в процессе обучения пению на хоровых занятиях.

Срок реализации программы: программа рассчитана на обучение детей в течение 3 лет (1-7 класс). Дети формируются по группам следующим образом:1 год обучения (6-7 лет) – вокально-хоровой ансамбль 1 (младший состав), 2 год обучения (8-10 лет) – вокально-хоровой ансамбль 2 (средний состав), 3 год обучения (11-13 лет) – вокально-хоровой ансамбль 3 (старший состав). Наполняемость групп всех лет обучения: от 12 до 19 человек в каждой учебной группе.

Формы и режим занятий – групповые. Занятия в группах проводятся два раза в неделю по 2 часа. Количество часов в год на 1 группу – 152 часа. Для более успешного освоения вокально-хоровых навыков и в соответствии с учебным планом группы делятся на подгруппы. Режим занятий должен меняться в зависимости от возраста детей и года обучения: каждое занятие предполагает время на отдых детей (младшие школьники – 20 минут отдыха после каждого учебного часа обучения, старшие школьники – 10-15 минут).

Формы подведения итогов:

Проверка уровня успешности обучения проводится преподавателем на основе текущих занятий, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий, а также учитывается участие ребенка в концертной деятельности хорового коллектива. В течение каждого учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты музыкальной студии, выступления на школьных мероприятиях и праздничных концертах, а также участие в окружных конкурсах и фестивалях.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОГО АНСАМБЛЯ 1

Задачи программы:

– создание интереса к музыке, хоровому пению;
– обучение основным вокально-хоровым навыкам;
– обучению детей основам голосообразования, т.е. работа над постановкой голоса ребенка;
– обучение основам музыкальной грамоты и развитие музыкальной памяти учащихся.

Ожидаемый результат:

За учебный год должно быть пройдено 20-25 музыкальных произведений. По окончании 1 года обучения каждый ребенок должен: иметь элементарное представление о голосовом аппарате, о резонаторах, о вокально-хоровых навыках; знать, что такое правильная установка корпуса при пении сидя и стоя; уметь правильно пользоваться певческим дыханием; знать правила орфоэпии при пении; чисто интонировать мелодию в унисон; иметь представление пения двухголосия; научиться выразительно и эмоционально исполнять музыкальные произведения.

Содержание дополнительной образовательной  программы (1 год обучения)

Вокально-хоровой ансамбль 1 (младший).

Тема 1. Введение в мир хорового искусства. Знакомство с коллективом. Техника безопасности: знакомство с детьми; краткие сведения из истории вокально-хорового искусства; техника безопасности – правила поведения детей на улице, дома, в школе, в общественном транспорте (правила дорожного движения) и т.д.

Тема 2. Основные вокально-хоровые навыки: Певческая установка и дыхание: посадка хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляция при пении; навыки пения сидя и стоя; дыхание перед началом пения; одновременный вдох и начало пения; различный характер дыхания перед началом пения, в зависимости от характера исполняемого произведения (медленное, быстрое); смена дыхания в процессе пения, различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Звукообразование, звуковедение, дикция и артикуляция: естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки); преимущественно мягкая атака звука; округление гласных и способы их формирования в различных регистрах (головное звучание);

Тема 3. Дирижерский жест: “внимание”, “дыхание”, “начало”, “окончание” пения: воспитание навыков понимания дирижерского жеста (указания дирижера “внимание”, “дыхание”, “начало”, “окончание” пения).

Тема 4. Основные приемы звуковедения: легато, нон легато и стаккато: объяснение понятий в пении – легато, нон легато и стаккато; отработка данных приемов во время исполнения произведений и упражнений.

Тема 5. Навык “цепного дыхания”. Цезура в пении: понятие “цензура”; знакомство с навыками “цепного” дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения, исполнение продолжительных музыкальных фраз на “цепном” дыхании).

Тема 6. Дикция и артикуляция. Роль гласных и согласных в пении: развитие дикционных навыков; основные правила произношения слов в пении; гласные и согласные, их роль в пении; взаимоотношение гласных и согласных в пении; отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.

Тема 7. Ритм, метр, темп: простые ритмические рисунки, состоящие из восьмых, четвертных, половинных длительностей; пунктирный ритм; простые размеры -2/4, 3/4; темп – медленный, умеренный, быстрый.

Тема 8. Музыкально-выразительные средства в музыке: темп (медленный, средний, быстрый), динамика – нюансы (меццо-форте, меццо-пиано, пиано, форте); агогика (фермата), тембр, штрихи(легато, нон легато, стаккато), фразировка.

Тема 9. Динамика и агогика: взаимопроникновение двух элементов при исполнении фразы и всего произведения – динамического и агогического; различные виды динамики; многообразие агогических возможностей исполнения произведений (пение в строго размеренном темпе; сопоставление двух темпов – быстрого и медленного).

Тема 10. Ансамбль и строй. Унисон в хоре: выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада); ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная); соблюдение динамической ровности при произнесении текста;

Тема 11. Вокально-хоровой жанр: песня, романс: знакомство детей с основными вокально-хоровыми жанрами (песня, романс)

Тема 12. Слушание музыки. Беседы и размышления о ней: воспитание умения слушать и понимать музыку, беседовать о ней. Для этого на занятии дети часто слушают музыкальные произведения в исполнении различных детских и взрослых хоровых коллективов, а также посещают различные концерты хоровой музыки, фестивали, участвуют в концертных программах школы.

Тема 13. Анализ музыкального произведения. Музыкальная форма:период, куплетная и одночастная форма: анализ словесного текста и его содержания; чтение текста по партиям и партитурам; определение музыкальной формы( куплетная, одночастная), членение на мотивы, периоды, предложения, фразы.

Тема 14. Одноголосие: устойчивое интонирование одноголосного пения с простым аккомпанементом, дублирующим мелодическую линию;пение без сопровождения простых попевок, прибауток, русских народных песен (a capella).

Тема 15. Двухголосие: навыки пения двухголосия с аккомпанементом; пение простых двухголосных произведений без сопровождения.

Тема 16. Постановка голоса ребенка (певческого и речевого): распевание (попевки, скороговорки, и т.д), различные виды вокализации (упражнения на легато и стаккато); пение гамм, упражнений на различные интервалы; работа над развитием слуха и голоса.

В репертуар этого коллектива включены несложные музыкальные произведения для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (классический и современный песенный репертуар), народные песни и попевки с небольшим диапазоном мелодии (в пределах квинты).

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОГО АНСАМБЛЯ 2

Задачи программы:

– дальнейшее закрепление уже приобретенных вокально-хоровых навыков: певческой установки и дыхания, овладение всеми приемами звуковедения (нон легато, легато, стаккато), работа над улучшением дикции, достижением чистоты интонации; интонирование произведений в различных видах мажора и минора;

– обучению детей основам голосообразования, т.е. работе над постановкой голоса ребенка;
– продолжение обучению музыкальной грамоты;
– развитие музыкальной памяти учащихся;
– подготовка концертных и конкурсных программ.

Ожидаемый результат:

За учебный год должно быть пройдено не менее 20 музыкальных произведений. По окончании 2 года обучения каждый ребенок должен владеть основами музыкальной грамоты; иметь представление о вокально-хоровых навыках, уметь применять их на практике; чисто интонировать мелодию произведения в унисон с сопровождением и a capella; выработать навык пения двухголосия; выразительно и эмоционально исполнять музыкальные произведения.

Содержание дополнительной образовательной программы (2 год обучения)

Вокально-хоровой ансамбль 2 (средний).

Тема 1. Певческое искусство. История искусства. Техника безопасности: краткие сведения из истории вокально-хорового искусства; техника безопасности – правила поведения детей на улице, дома, в школе, в общественном транспорте (правила дорожного движения) и т.д.

Тема 2. Вокально-хоровые навыки: обучение в среднем ансамбле направлено на дальнейшее закрепление уже приобретенных вокально-хоровых навыков: певческой установки и дыхания, овладение всеми приемами звуковедения (нон легато, легато, стаккато), работа над улучшением дикции, достижением чистоты интонации; интонирование произведений в различных видах мажора и минора.

Тема 3. Дирижерский жест: фермата; работа над закреплением понимания учащимися навыков дирижерского жеста, сознательным отношением ко всем указаниям дирижера, касающимся художественно-исполнительского плана произведения.

Тема 4. Сложный ритмический рисунок в музыкальном произведении: сложные ритмические рисунки (пунктирный ритм, триоль); ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм).

Тема 5. Ансамбль и строй. Унисон в хоре: выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада); ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная); соблюдение динамической ровности при произнесении текста;

Тема 6. Музыкально-выразительные средства в музыке. Контраст в музыке: темп (медленный, средний, быстрый); знакомство с обозначениями темпа (andante, moderato, т.д.) динамика – нюансы (forte, piano, crescendo, diminuendo); агогика (фермата), тембр, штрихи: закрепление ранее изученных приемов звуковедения при пении;, фразировка.

Тема 7. Вокально-хоровой жанр:баллада: продолжение знакомства детей с основными вокально-хоровыми жанрами.

Тема 8. Анализ музыкального произведения. Музыкальная форма:двух и трехчастная форма: более углубленный анализ словесного текста и его содержания; гармонический анализ музыкального произведения; чтение текста по партиям и партитурам; определение ранее изученных музыкальных форм на слух ( куплетная, одночастная); знакомство со сложными музыкальными формами (2-х и 3-х частными).

Тема 9. Чтение с листа хоровых партитур: разучивание произведений по партитурам, чтение с листа несложных попевок, вокальных упражнений и т.д.

Тема 10. Одноголосие: устойчивое интонирование одноголосного пения с простым аккомпанементом, дублирующим мелодическую линию; пение без сопровождения несложных произведений (русских народных песен)( a capella).

Тема 11. Двухголосие: освоение навыка пения двухголосия с аккомпанементом; пение не сложных двухголосных произведений без сопровождения.

Тема 12. Развитие сольного голоса. Работа с солистами: пение хоровых произведений с солистами; работа над развитием сольного голоса в условиях коллективного пения.

Тема 13. Слушание музыки. Беседы и размышления о ней: воспитание умения слушать и понимать музыку, беседовать о ней.

Тема 14. Постановка голоса ребенка: распевание, различные виды вокализации; пение гамм, упражнений и т.д.; работа над расширением звуковысотного и динамического диапазона; развитие слуха и голоса ребенка.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОГО АНСАМБЛЯ 3

Задачи:

– совершенствование вокально-хоровых знаний, умений и навыков, полученных в младшем и среднем вокально-хоровом ансамбле (дыхание, звуковедение, дикция, ансамбль, строй), что позволяет выводить на первый план исполнительскую сторону вокально-хоровой работы;
– обучение пению a capella (двухголосие, трехголосие);
– продолжать обучение детей основам голосообразования, т.е. работать над постановкой голоса ребенка;
– подготовка концертных и конкурсных программ.

Ожидаемый результат:

За учебный год должно быть пройдено не менее 15-20 музыкальных произведений. По окончании 3 года обучения каждый ребенок должен: уметь применять приобретенные вокально-хоровые знания, умения и навыки в пении; чисто исполнять произведения в одноголосном и двухголосном изложении, с сопровождением и a capella; творчески подходить к исполнению музыкальных произведений.

Содержание дополнительной образовательной программы (3 год обучения)

Вокально-хоровой ансамбль 3 (старший).

Тема 1. История хорового искусства. Музыкальная викторина. Техника безопасности: проведение инструктажа по технике безопасности (правила поведения детей на улице, дома, в школе, в общественном транспорте (правила дорожного движения) и т.д.; проведение музыкальной викторины по хоровым произведениям (из репертуара младшего и среднего ансамбля);

Тема 2. Вокально-хоровые навыки. Совершенствование знаний и исполнительских навыков: задержка дыхания перед началом пения; исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато); работа над дыханием как фактором выразительного исполнения; совершенствование навыков “цепного” дыхания (на длинных фразах, не имеющих пауз; на длинных звуках или аккордах в нескольких тактах; пение произведений целиком на “цепном” дыхании); развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ, языка; выработка навыка активного и четкого произношения согласных; развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах; сохранение дикционной активности при нюансах риано и пианиссимо.

Тема 3. Музыкально-выразительные средства в музыке. Фразировка. Нюансировка: многообразие агогических и динамических возможностей исполнения произведения (сопоставление нескольких темпов и замедление в конце произведения; ускорение и замедление музыкального произведения);

Тема 4. Ансамбль и строй: совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного склада изложения и с различными средствами музыкального языка; выработка чистой интонации при двух-, трехголосном пении; владение навыками пения без сопровождения.

Тема 5. Вокально-хоровой жанр: знакомство детей с вокально-хоровыми жанрами (оратория, кантата, и др. )

Тема 6. Развитие сольного голоса. Работа с солистами: пение хоровых произведений (2-х и 3-х голосных) с солистами; работа над развитием музыкального слуха и голоса при условии сочетания коллективного пения с сольной партией.

Тема 7. Чтение с листа хоровых партитур: свободное чтение хоровой партитуры с листа (с предварительным анализом произведения)

Тема 8. Слушание музыки. Беседы и размышления о ней: воспитание умения слушать и понимать музыку, беседовать о ней. Для этого на занятии дети часто слушают музыкальные произведения в исполнении различных детских и взрослых хоровых коллективов, а также посещают различные концерты хоровой музыки, фестивали, участвуют в концертных программах школы № 629.

Тема 9. Одноголосие: устойчивое интонирование одноголосного пения со сложным аккомпанементом, не дублирующим мелодическую линию; владение навыками пения без сопровождения( a capella).

Тема 10. Двухголосие: навыки пения двухголосия с аккомпанементом; пение более сложных двухголосных произведений без сопровождения. В старшем ансамбле продолжается воспитание навыков многоголосного пения, а также происходит их усложнение. В программу включаются трехголосные сочинения a capella, и с сопровождением.

Тема 11. Анализ музыкального произведения. Музыкальная форма: сложная (рондо): более глубокий анализ музыкального произведения; разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения;

Тема 12. Постановка голоса ребенка : распевание, различные виды вокализации; пение гамм, упражнений на различные интервалы; работа над развитием певческого голоса и слуха ребенка.

Методическое обеспечение   дополнительной образовательной программы

Все виды музыкальной деятельности на вокально-хоровых занятиях (вокально-хоровая работа, слушание музыки, музыкальная грамота и т.д.) друг с другом взаимодействуют и взаимообусловлены. Каждый раздел или тема предполагает использование различных форм организации занятий, основанных на творческом содружестве педагога и всего коллектива. В младшем и среднем ансамбле педагогом широко применяются различные игровые приемы и методы, способствующие успешному певческому развитию детей: физкультминутки, подвижные музыкально-дидактические игры (“Эхо”, “Ступеньки”, “Повтори звуки”, “Дирижер”, и т.д.), инсценировки, драматизацию (пение русских народных сказок с игрой на детских музыкальных инструментах), музыкально-ритмические композиции на разучиваемый репертуар, различные импровизации (пластические, вокальные, речевые, инструментальные). На занятиях целесообразно использовать и музыкально-ритмические движения в сочетании с речевой декламацией или пением (под музыку или без музыкального сопровождения). Это способствует созданию необходимых условий для эффективного развития слуходвигательной координации учащихся. В старшем ансамбле – больше уделяется внимания на концертно-артистическую деятельность (концерты, конкурсы, вокально-хоровые фестивали и т.д).

В практической работе педагогом широко используются элементы таких частных методик развития слуха и голоса, как “хоровое сольфеджио” Г. Струве, методики относительной сольмизации П. Вейса, Н. Долматова, методика развития детского голоса Г.П. Стуловой. Этот процесс сопровождается зрительной наглядностью (рисунки, таблицы, нотная запись) и подкрепляется двигательно-моторной активностью учащихся. С этой целью на занятии применяются различные игровые методы включения элементов музыкальной грамоты в процесс вокально-хоровой работы.

Поэтапность обучения пению (от простых навыков к сложным) в данной программе предполагает и постепенное усложнение музыкального материала, который должен соответствовать не только возрастным особенностям детей, но и способствовать реализации принципа постепенного расширения диапазона на основе высокохудожественных произведений, в которых заложены идеи красоты и добра.

При обучении детей пению используются следующие методы:

1) Словесные методы (рассказ, беседа, показ, объяснение);
2) Методы организации и стимулирования музыкальной деятельности (метод игровых ситуаций, упражнение);
3) Методы вокальной работы с детьми (концентрический метод М.И. Глинки, фонетический метод, метод мысленного пения и др.).

Каждый метод представляет собой систему приемов, направленных на достижение наилучших результатов в обучении пению. К основным приемам обучения пению относятся следующие: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пение без сопровождения, пение закрытым ртом, вокализация, речевая декламация и т.д.

Дидактический материал:

– Методическая литература;
– Музыкально-дидактический материал: нотные тетради, доска учебная с нотным станом;
– Объяснительно-иллюстративный материал: схемы, таблицы, наглядные пособия;
– Аудио и видео-фонотека;
– Нотная библиотека;
– Наличие достаточного количества отпечатанных хоровых партитур.

Техническое оснащение занятий:

– Помещения с инструментами (фортепиано), актовый зал;
– Музыкальный центр, телевизор, видеоаппаратура,
– Шкафы для хранения нот, аппаратуры;
– Комплект детских музыкальных инструментов;
– Метроном;
– Костюмы для выступлений;

Проверка уровня успешности обучения проводится не реже 1 раза в полугодие. Учет успеваемости детей проводится преподавателем на основе текущих занятий, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий, а также учитывается участие ребенка в концертной деятельности хорового коллектива. Результаты проверки служат критерием перевода ребенка на следующий этап обучения (из младшего состава в средний, из среднего – в старший).

Литература

  1. Асафьев Б. О хоровом искусстве. – Л., 1980.
  2. Варламов А.Е. Полная школа пения. – М.: Музгиз, 1953.
  3. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное пение. – СПб: Музыка, 2000.
  4. Глинка М.И. Упражнения для уравнения и совершенствования гибкости голоса. – М., 1910.
  5. Дмитриев. Л.Б. Основы вокальной методики. – М., 1970.
  6. Локшин Д. Л. Хоровое пение в русской школе. – М., 1957.
  7. Пигров К.А. Руководство хором. – М., 1964.
  8. Попов В.С. Русская народная песня в детском хоре. – М., 1985.
  9. Попов В.С., Халабузарь П.В., Иодко М.Р. Хоровой класс / Сборник примерных образовательных программ для педагогов дополнительного образования по инструментальной музыке и вокальному искусству. Вып. 40., Ч.1./ Под общ.ред. Минько Н.Г. – М., 2004. (Библиотечка педагога доп.образования)
  10. Соколов В. Работа с хором. 2-е изд. – М., 1983.
  11. Струве Г. Хоровое сольфеджио. – М., 1988.
  12. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  13. Стулова Г.П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Классикс Стиль, 2005.
  14. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – В кн.: Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.

Приложение