Классный час "Масленица-блиноедка"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: создать условия для реализации творческого потенциала учащихся и приобщения их к русской народной культуре, к русским национальным традициям.

Задачи:

  • приобщить учащихся к истокам русской народной культуры,
  • познакомить с традицией празднования Масленицы,
  • раскрыть индивидуальные, творческие способности ребенка,
  • развить навыки культурного общения,
  • создать творческую, доброжелательную атмосферу.

Оборудование: рисунки по теме, чучело Зимы– Масленицы, шары, ленты, магнитофон, русские народные костюмы для детей, стол с угощением (самовар, блины, сладости), макет солнца, компьютер, проектор.

Ход мероприятия

Учитель. Добрый день, гости дорогие, жданные, званные и желанные. Здравствуйте мальчишки, здравствуйте девчонки! Милости просим к нам на праздничные гулянья. Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? (Приложение, Слайд 1)

Ведущий 1: Кажется, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались Рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными ветрами и темными зимними ночами. Но вот появилось солнце: яркое, веселое, и мы поняли, что наступила весна. А весну, как гостью дорогую, принято встречать! (Слайд 2)

Ведущий 2:Еще у древних славян был многодневный весенний праздник, знаменовавший собой проводы Зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам русская Масленица. Народ любил ее и величал ласково: «Честная Масленица, веселая касаточка, перепелочка, переберуха, ясочка». (песня «Как на масляной неделе…») (Слайд 3)

– Но где же она, наша Масленица?

Вносится Масленица. (Исполняется песня «Здравствуй, масленица) (Слайд 4)

Ряженые (обращаясь к чучелу):

Косточки у ней перепелиные,
И тельце гречневое,
Уста сахарные,
Тридцати она братьям сестра,
Сорока бабушкам внучка,
Сафьяновые сапожки.
Вот какая красавица наша Масленица,

Дорогая наша Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная.
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двухполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Шуба синяя, лапти красные,
Лапки частые, головастые.
Портянки белые, набеленные.

Ведущий 1: Масленица была самым веселым, разгульным праздником. В народе говорили: «Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить». Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить в горькой беде. Самая примечательная черта праздника – обжорство. Это символизировало сытую жизнь в течении года.

Ведущий2: Масленая неделя начиналась с приготовления блинов. Рецепт у каждой хозяйки свой, но во всех случаях они должны были выйти белыми, рыхлыми, вкусными. А вот как раньше пекли блины. (Слайд 5)

Частушки. (Частушки (минусовка) (Слайд 6)

Ведущий 1: Знаете ли вы, почему на Масленицу готовили именно блины?

Этот обряд связан с огнем. У нас солнце обожествлялось издревле, и, чтобы ускорить его пробуждение, люди стремились помочь солнцу забраться повыше на небо. Для этого Ярило-Солнце задабривали блинами, по форме напоминавшими солнечный круг. (Слайд 7)

На экране образ солнца – рисунок, к нему обращаются:

(Слайд 8)

Ряженные 4 и 5:

Свет и сила,
Бог, Ярило!
Красное солнце наше!
Нет тебя в мире краше!
Даруй, Бог Света,
Теплое лето
Красное солнце наше!
Нет тебя в мире краше
Краснопогодное,
Лето хлебородное,
Красное солнце наше!
Нет тебя в мире краше!

Ведущий 2: Встречали и провожали масленицу целую неделю. Повсюду устраивали гулянья, ярмарки и, конечно же, пекли блины. Каждый день масленой недели имеет свое название. (Слайд 9)

Ведущий 1: Масленица начинается в понедельник, который называется – «встреча». В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы, балаганы. (Слайд 10) Те, кто побогаче, начинают печь блины. Первый блин отдают нищим на помин усопших.

Ребёнок 1:

(Слайд 11)

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК...
Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.

Ведущий 2: Вторник – заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены – просим жаловать». (Слайд 12)

Ребёнок 2:

(Слайд 13)

"ЗАИГРЫШ" беспечный – ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!

1-й скоморох:

(Слайд 14)

Ото всех дверей, ото всех ворот,
Выходи скорей, торопись народ!
Открываются ворота, выходи кому охота!

2-й скоморох:

А кому неохота, тоже выходи!
Припасли на вас забавушки, на всякий вкус -
Кому сказку, кому правду, кому песенку.

Выходят мальчики в русских костюмах: Фома и Ерема. Оба окают. У Еремы – палка с узелком, он идет издалека.

Фома: Здорово, брат Ерема!

Ерема: Здорово, брат Фома!

Фома: Куда путь держишь?

Ерема: На ярмарку иду.

Фома: На работу – так позади последних, а как на ярмарку – наперед первых!

Ерема: А кого ты на ярмарке видел?

Фома: Видел, как на сцене водили безрогую, бесхвостую корову, глаза у нее узенькие, а лоб широкий.

Ерема: Это ведь медведь был!

Фома: Какой там медведь! Я прежде медведя знавал, он не такой: медведь серый, хвост длинный, рот большой.

Ерема: Все ты брат говоришь не в толк! Я прежде волка знал: волк маленький, глазки косые, ушки длинные, с горки на горку подпрыгивает, да от собак убегает.

Фома: Да это ведь заяц!

Ерема: И-и-и! Байки, брат Фома, сказывать-то перестань.

Ведущий 1:

Как у нашего соседа, весела была беседа.
А у нас – на весь двор, еще лучше разговор!

На площадку выходят девочка и мальчик. Они ведут шуточный диалог.

Девочка: Федул? Чего губы надул?

Мальчик: Кафтан прожег.

Девочка: А велика ли дыра?

Мальчик: Да один ворот остался

Ведущий: А в лесу!

Выходят два других ребенка.

Девочка: Фома, что из лесу не идешь?

Мальчик: Да медведя поймал

Девочка: Так веди его сюда

Мальчик: Да он не идет

Девочка: Ну, так сам иди

Мальчик: Так он меня не пускает!

Ведущий: А в доме?

Выходят еще двое детей.

Мать: Сын, сходи за водой?

Сын: Да живот болит

Мать: Сынок, иди кашу есть!

Сын: Что ж, раз мать зовет, надо идти!

Ведущий 1: Среда – «Лакомка». (Слайд 15)

Ребёнок 3:

(Слайд 16)

Тут СРЕДА подходит – "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – всё им удаётся.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

Ведущий 1: В этот день лакомились блинами с мёдом, со сметаной и с вареньем. Приглашали в гости друг друга. И я вас приглашаю в гости в сказку.

(Приложение 1)

Входят гости (Дети с заранее подготовленной песней)

Ведущий 2: Четверг – разгул, самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. (Слайд 18)

Ребёнок 4:

(Слайд 19)

А в ЧЕТВЕРГ – раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек – суженых своих.

Ведущий 1: . С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяные горы, балаганы, качели, катание на лошадях, карнавалы, кулачные бои , шумные пирушки. (Слайд 20)

Ведущий 2: Пятница «тещины вечера». В этот день зять идет к теще на блины, а теща зятя угощает. (Слайд 21)

Ребёнок 5:

(Слайд 22)

ПЯТНИЦА настала – "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Конкурс «Кто быстрее съест блин» (Слайд 23)

Ведущий 2: Суббота – «заловкины посиделки». Ходят в гости ко всем родственникам. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай. (песня «Барыня») (Слайд 24)

Ребёнок 6:

(Слайд 25)

Близится СУББОТА – "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

Ребёнок 7:

(Слайд 26)

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Ведущий 1:

(Слайд 27)

Воскресенье «прощенный день». Перед Великим Постом, желая очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. Прощаясь, они говорили друг другу: “Прости меня, пожалуйста, если в чем виноват пред тобою”. И я предлагаю повернуться друг к другу, улыбнуться, взяться за руки и попросить прощения. В этот день прощаются все обиды. Не забудьте и вы попросить у своих родных и знакомых прощения.

Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить.
Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права.

Ведущий 2: Хороша масляная неделя, да и она кончается. Сегодня мы будем провожать нашу Масленицу.

Ряженый 6:

Широкая Масленица,
Блинами богатая.
Пошто села в сани.
Не гуляешь с нами?

Девочка (Масленица) отвечает:

Я гуляла с вами,
Теперь села в сани.
Пела и плясала,
Больно устала.
Кончилось весельце,
Беритесь за дельце.
Направляйте сошенку
Выехать на пашенку,
А со мной проститеся,
Чаем угоститеся.

Звучит русская народная песня «Ты прощай, масленица». Масленицу выносят, прощаясь с ней.

Ведущий 1:

(Слайд 29)

Праздник мы завершаем!
От чистого сердца всем вам желаем –
Девчонкам, мальчишкам и каждому лично:
Будьте здоровы! Учитесь отлично!
Мы скажем на прощанье своим друзьям:
«Счастливых дней весенних желаем вам»!

Учитель: Дорогие ребята! Желаю вам всегда хранить в сердце красоту народных русских традиций, радость души, которая всегда была свойственна нам. Ну, а теперь по русскому обычаю я угощу вас блинами! (Песня «Конфетки, бараночки») (Слайд 30)

Во время звучания песен желательно водить хороводы или показывать заранее поставленные танцы.