Организация профориентации и развитие профессиональных навыков учащихся на уроках информатики

Разделы: Информатика


Гипотеза.

Учащиеся знают достаточно мало о компьютерных профессиях. Профориентация учащихся будет выше, если создать для этого определённые педагогические условия. Также это будет способствовать развитию первичных профессиональных навыков.

Объект исследования: процесс обучения информатике в 9-11-х классах.

Предмет исследования: в работе изучался уровень осведомлённости о компьютерных профессиях учащихся 9-11-х классов на уроках информатики.

Цель: изучить осведомлённость учащихся о компьютерных профессиях и на основе полученных результатов предложить программу мероприятий по реализации знакомства учащихся с компьютерными профессиями и развитию первичных профессиональных навыков.

Задачи:

  1. Изучить научную литературу по проблеме исследования.
  2. Определить психолого-педагогические особенности учащихся подросткового возраста.
  3. Ознакомиться с данными рынка труда с целью выявления компьютерных профессий.
  4. Разработать и реализовать на практике мероприятия направленные на профориентацию детей подросткового возраста.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, беседа, опрос, анализ.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение мотивации учащихся к труду.
  2. Стремление учащихся к самовыражению и самореализации.
  3. Ориентация учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;
  4. Приобретение учащимися первичных профессиональных навыков.

Сроки исполнения проекта: проект является долгосрочным

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап (сбор, анализ, подбор необходимых информационных источников по теме проекта; стартовый мониторинг контрольных классов).
  2. Основной этап (сбор ресурсов для реализации проекта; разработка сценариев уроков, практических работ; апробация уроков; проведение промежуточных мониторингов).
  3. Заключительный этап (подведение итогов, оценка эффективности проекта, рефлексия, итоговый мониторинг).

Основная часть.

Президент РФ Дмитрий Медведев в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации приводит слова Уинстона Черчилля: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». И добавляет от себя: «Сегодня эту власть надо направить на то, чтобы раскрыть способности каждого ребенка и максимально подготовить его к выбору профессии».

Считается, что предмет «Информатика и ИКТ» как никакой другой ориентирован на подготовку учащихся к последующему профессиональному образованию и профессиональной деятельности.

В Фундаментальном ядре содержания общего образования в Пояснительной записке к предмету «Информатика» сказано «На сегодняшний день ИКТ – необходимый инструмент практически любой деятельности. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не имеют прецедентов в истории».

Действительно, на сегодняшний день представители большого числа профессий в своей профессиональной деятельности используют компьютер.

В школе, в которой я работаю, преподавание информатики ведётся со 2 по 11 класс. С 7 по 11 класс мы работаем по учебникам Угриновича Н.Д. В учебнике много хороших практических работ, но проблема в том, что они недостаточно ориентированы на какие-то конкретные профессии.

Я предположила: Профориентация учащихся будет выше, если создать для этого определённые педагогические условия. Также это будет способствовать развитию первичных профессиональных навыков.

Были поставлены цели, определены задачи.

Термины.

Отнесём к компьютерным профессиям не только профессии программистов, специалистов по обслуживанию компьютеров, сетевых администраторов и т.д. Но и те, в которых используется компьютер на пользовательском уровне. Что с некоторых пор связано с термином «Профессия-пользователь».

Это профессии: секретарь-машинист, издатели, бухгалтеры, компьютерные художники, чертёжники-конструкторы, художники-мультипликаторы, библиотекари, иллюстраторы и т.д. (Приложение 1).

Для повышения уровня профориентации использую следующие методы и приёмы, учитываю следующие моменты:

1. Изучая тему или выполняя практическую работу, связываю её с какой-то профессией. Моя задача – рассказать об этой профессии. Совсем немного: название, основная деятельность, необходимые термины. Всё в ознакомительном порядке.

Например, на самом первом уроке информатики во 2-м классе школьники знакомятся с профессией звукооператор. Потому что мы работаем с программой «звукозапись» (Приложение 2. Слайд 3).

Когда мы рисуем домики во 2-м классе, мы не домики рисуем, а проектируем здания, потому что мы – архитекторы. При изучении темы «Вставка рисунка» в 5 классе, мы знакомимся с профессией дизайнер интерьера (Приложение 2. Слайд 4), при изучении темы «Анимация» в 7 классе – с профессией дизайнер одежды (Приложение 2. Слайд 5-10), а изучая прикладное программное обеспечение – дизайнер причёсок.

Изучая текстовый редактор в 8 классе мы говорим об издательских системах и таких профессиях как издатель, корректор, редактор, верстальщик. Дети пробуют себя в изготовлении визиток, календарей, буклетов (Приложение 2. Слайд 11).

2. Метод проектов. Конечно, для получения представления о какой-то профессии метод проектов – это основной метод. Именно выполняя проект, школьник может познакомиться с профессией, почувствовать себя специалистом в той или иной области (Приложение 2, Слайд 12 – проект, выполненный в программе «Компас-3D» – трёхмерная модель детали. Это работа чертёжника-конструктора.).

3. Работа с одарёнными детьми.

Работа над проектами ведётся на разных уровнях. Сначала – это работа на уроке. Затем – внеклассная работа с одарёнными детьми, выявлять которых помогают урочные проекты. То есть всё идёт своим чередом: если кто-то заинтересовался или проявил особые способности в какой-то области, будем заниматься дополнительно, будем участвовать в конкурсах (Приложение 3 – «Пластилиновый мультфильм» наших мультипликаторов).

4. Работа НОУ.

Со своими проектами ребята участвуют в научно-практической конференции, которая ежегодно проводится в нашей школе (Приложение 4). Научно-практические конференции проводятся в рамках деятельности научного общества учащихся юных информатиков «Сервер». Здесь учащиеся учатся защищать и представлять свои проекты. Что, согласитесь в наши дни немаловажно для профмастерства. И здесь (Приложение 2, Слайд 13) речь уже идёт о получении профессиональных навыков. Со своими работами ребята участвуют в конкурсах. Например, только в прошлом году на республиканском этапе конкурса КРИТ шесть проектов стали призёрами и победителями.

5. Обобщающие уроки по темам я стараюсь проводить в виде собеседования. Школьники сами подсказывают способы. И один из их способов – это ролевые игры. Дети очень легко вживаются в разные образы. Нужно разговаривать на их языке. Готовлю вопросы, которые больше подходят для диалога «работодатель – потенциальный работник» или «заказчик – исполнитель» и на уроке разыгрываются соответствующие ситуации. Проверяю не то, как они зазубрили данную им теорию. Проверяю их понимание в той или иной области.

6. Между тем отдаю должное и теории: профессионала делают не только практические навыки, но и теоретические знания. Применяемый мною приём «индивидуальный устный опрос» позволяет опрашивать каждого ученика почти на каждом уроке. Для этого во время работы учеников над проектом, я имею возможность не только подойти проконтролировать работу, подсказать, но и задать несколько вопросов на проверку знаний.

7. Ещё один момент, который приходится учитывать: где взять дополнительное время, чтобы всё это успеть на уроке. Для этого работаю над эффективностью урока: тщательно разрабатываю план-алгоритм ученика для работы над проектом. К тому же это формирует алгоритмическое мышление учащихся.

8. Есть ещё два момента, которые меня особо радуют:

- самостоятельная работа учащихся над проектом или частью проекта;

- работа над проектами, где руководителем выступаю не я, а мои же ученики для других учеников. Старшие для младших или братья для сестёр. Это ли не показатель профессионализма. Это ли не универсальные учебные действия, которые создают возможность для самостоятельного и активного усвоения новых знаний и умений. Например, Бакиров Марсель работал по созданию 3D-анимаций не только сам, но и занимался с младшими(Приложение 5. Фрагменты работы).

9. Следующий момент, который считаю необходимым учитывать в профориентации – это мотивация. Например, такие профессии как программист, на первый взгляд кажутся неприглядными. Необходимо заинтересовать. Моё педагогическое кредо – «Призываю к творчеству и открытиям». Причём к открытиям не только в привычном педагогическом смысле: «открытие для учащихся новых знаний», но и к самым настоящим открытиям. Например, при изучении LogoWriter мы проводим с 6-классниками урок «Экспресс-исследование», где учащиеся выводят формулы для рисования новых фигур. И то, что они являются открывателями этих формул, их очень мотивирует. Кстати, в конце урока они получают сертификаты на свои открытия. Как видите, всё на профессиональном уровне. http://festival.1september.ru/articles/410633/

10. Следующий момент, который влияет на формирование профессиональных навыков – это интеграция. В Пояснительной записке к предмету «Информатика» сказано: «Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой метадисциплину, имеющую общенаучный язык, своеобразную познавательную «латынь». Особого внимания заслуживают междисциплинарные связи математики и информатики».

Естественно, при создании проектов нельзя уложиться в рамки только одного предмета информатики. А я хочу представить вам проект, который для учителя математики сделал её сын. Это программа, позволяющая построить графики тригонометрических функций с разными коэффициентами, сравнить их. Очень ценный наглядный материал. То есть учащиеся выполняют ещё и профессиональные заказы (Приложение 2. Слайд 14. Приложение 6).

Анализ и наблюдения показывают, что учащиеся на основе выполненных проектов приобретают и повышают первичные профессиональные навыки.

Повышается поступаемость выпускников в ВУЗы и Ссузы на компьютерные специальности.

У данной формы работы большие перспективы и возможности, так как с каждым годом компьютер внедряется в новые профессии. Это всего лишь кирпичик в системе образования. Но согласитесь, что в системе профессионального образования этот кирпичик – фундаментальный.