Окружающий мир. Тема:"Живительная сила воды. Пустыня"

Разделы: Начальная школа


Цель: показать живительную силу воды, сравнить климат пустыни и климат КБР, растения пустыни и КБР. Научить пользоваться картой природных зон.

Оборудование: карта природных зон России, гербарий растений пустыни и растений КБР, таблица по теме «Пустыни», доклады учащихся на тему «Растительный мир КБР», записи на доске.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение материала.

(Повторение предусматривает различные виды опроса в зависимости от уровня знаний учащихся.)

Итак, на прошлом уроке мы установили, что там, где есть вода, там есть жизнь. Учитель обращается к ребятам с просьбой доказать, что утверждение «вода-это жизнь» действительно верно.

Показать зависимость между количеством воды с одной стороны и растениями и животными с другой. Причем эту зависимость рассмотреть на примере разных природных зон.

Материал, иллюстрирующий разнообразие видов растений и животных и их приспособленность к разному количеству воды очень ярок и многообразен.

Какие условия необходимы для жизни растений? Чтобы ответить на этот вопрос, была проведена практическая работа.

Задача: выявить значение воды для роста и развития растений. Проведен опыт с проращиванием семян фасоли.

В две баночки, где лежат семена фасоли, наливали разное количество воды. Наблюдали семь дней. Сравнили с семенами, которые не замачивали.

– Какой вывод можно сделать о значении воды для жизни растений?

– Какие комнатные растения есть дома? Какие условия необходимы, чтобы они хорошо развивались?

III. Подготовительная работа к изучению нового материала.

– Узнать, о природе какой зоны мы будем сегодня говорить.

Солнечный, жаркий
Желтый поток
Льется в пустыне
На желтый песок.
В воздухе желтом и
Плотном, как лед
Неслышно плывет.
Желтая птица

Сегодня мы будем говорить о зоне пустынь.

Пустыня – это желтое и голубое. Желтое – пески под ногами. Голубое – это небо. Пески, небо, земля, опаленная солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары -вот такая пустыня.

План изучения природы пустыни.

А. Поверхность земли пустыни.
Б. Погода.
В. Реки.
Г. Растения и животные пустыни.

IV. Изучение нового материала.

Каким цветом обозначена пустыня на карте природных зон?

– На карте пустыни обозначаются желтым цветом. В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря. (Показ проводится с помощью учителя).

Лето в пустыне продолжается пять месяцев, оно безоблачное и жаркое. Средняя температура +30°С, местами жара доходит до +40 +50°С в тени.

Зима по сравнению с летом суровая, длится она два-три месяца. Средняя зимняя температура в пустыне -12°С. Снеговой покров невелик (10см).

На основе сказанного попробуем определить основные отличительные признаки пустыни и сравнить их с признаками КБР.

Погода Кабардино-Балкария Зона пустынь
Лето 3 месяца, температура +22-25°С 5 месяцев, +30 +50°С
Зима 3 месяца, -15°С 2-3 месяца, -12°С
Осадки Много Мало

В пустыне сухость, обилие света, жара. Поскольку солнце зимой и летом стоит высоко над горизонтом, здесь много света и тепла, пустыни расположены далеко от океанов, но близко к экватору, поэтому мало осадков.

Растения в пустынях встречаются редко. Это травы и кустарники с крохотными кожистыми листочками и очень длинными корнями. Мелкие листья мало испаряют влаги, а длинными корнями растение достает воду из глубоких слоев земли. Все растения пустыни закрепляют, останавливают пески.

Животные.

Животные Кабардино-Балкарии            .

Заяц, волк, медведь, лисица, кабан.

Животные пустыни.

Верблюд, антилопа, кулан, варан.

Отличительные признаки животных пустыни в том, что они долгое время могут обходиться без воды. В минуту опасности они зарываются в песок, быстро бегают, питаются сухими, жесткими и колючими травами.

Далее просмотр фрагмента видеофильма. Дети узнают о варане: какая это ящерица и чем она отличается от других ящериц; о куланах: что помогает им выжить в пустыне. Теперь попробуйте отгадать загадку:

Сколько важности в походке!
По пустыне-сковородке,
По колючкам босиком
Кто идет с горбом-мешком? (Верблюд)

Учитель предлагает составить рассказ о верблюде, используя план:

  1. Внешний вид.
  2. Повадки.
  3. Питание.
  4. Польза. Значение.

Сравнить с животными, живущими в КБР.

V. Закрепление нового материала.

Назовите особенности растений, животных зоны пустынь и КБР.

Кабардино-Балкария Пустыня
Растения: имеют большую крону. Растут деревья лесной зоны: осина, дуб, сосна, ель, береза. имеют длинные корни и маленькую крону (колючки – видоизмененные листья)
Животные: имеют достаточное количество воды, меняют цвет шерсти, в связи с изменением времен года. Защитная окраска тела всегда совпадает с цветом деревьев. долгое время могут обходиться без воды, пробегать большие расстояния в поисках воды, защитная реакция – цвет кожи (желтый). Зарываются в песок. Могут надолго впадать в спячку (ящерицы, черепахи).

VI. Итог урока.

Необходимо, чтобы дети выразили свое отношение к зоне пустыне, её обитателям, к животному и растительному миру КБР. Это способствует воспитанию у школьников бережного отношения к природе.