Мы учимся здоровому образу жизни

Разделы: Школьная психологическая служба


Мой мир

Мой мир… Как бы вы не отрицали, каждый из нас живет в своем городе. В городе, который мы сами же и придумали.

Он может быть построен из обломков мечты, а может из чего-то еще…

Мой город – город Закатов. В этом городе нет места наркотикам и алкоголю, нет места курильщикам. Каждый человек, живущий в моем городе прекрасен и совершенен. В этом городе царит любовь. И каждый раз, когда я созерцаю эту красоту, то пару минут брожу… там… по своим янтарным улицам, любуюсь домами, сотканными из света. Мне становится так тепло и уютно, что с уверенностью я могу сказать – это счастье.

Я – счастлива!

Ю. Куценко

В конце ХХ века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии.

Этому способствуют

  • Объективные факторы

Экономическое или социальное неблагополучие – дети из социально неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительные жилищные условия и родители которых имеют малопрестижный род занятий или являются безработными, имеют больше шансов быть постоянными участниками правонарушений и часто злоупотреблять ПАВ.

  • Переводы и частые переезды. Переводы из одной школы в другую, частые перемены местожительства увеличивают опасность возникновения проблем.
  • Скверное соседство и общественная необустроенность. Районы с высоким уровнем преступности и с часто меняющимися жильцами не способствуют возникновению чувства единства.
  • Защитные факторы

Существуют также защитные факторы. Некоторые дети, даже когда они подвергаются многим факторам риска, не употребляют наркотиков и алкоголя. Исследования показывают, что от употребления наркотиков удерживает, по-видимому, целый ряд защитных факторов:

1. Чувство юмора

2. Внутренний самоконтроль, ребенок чрезвычайно целеустремленный

3. Важность взаимоотношений, по крайней мере, с одним взрослым человеком помимо родителей.

Анализируя обстановку профилактики в России, следует сказать, что первичной профилактикой занимается система образования. Единой государственной программы нет, до сих пор не создана система целенаправленной подготовки кадров, правовое поле профилактики не разработано и законодательное обеспечение государственной системы профилактики наркомании практически отсутствует. Поэтому, чтобы обеспечить активную профилактическую работу требуется совершенствовать законодательство. Должна быть введена административная ответственность за употребление ПАВ, обеспечена возможность оперативного обследования лиц, информирования и учета злоупотребляющих ПАВ.

МОУ СОШ N11 города Лиски находится в микрорайоне, который охватывает частный сектор, состоящий из 22 улиц и переулков.

Общее количество учащихся 330 человека. Из них 16 детей - полусироты, 16 семей – многодетные, 12 – матерей-одиночек, 30% семей – малообеспеченные. На внутришкольном учете состоят -16 человек, из них 2 в группе риска. Состоит на учете в КДН – 1 человек.

По данным опроса 2008-2009 учебного года учащихся 7-11 классов было выявлено:

  • Употребляли спиртные напитки – 55 человек;
  • Употребляли наркотики – 15 человек
  • Курение – 83 человека

Администрацией школы было принято решение на базе МОУ СОШ N 11 создать Клуб “Подросток” в рамках программы “Здоровье”, на основе данных опроса и медицинской статистики школы:

Наиболее распространенными заболеваниями наших детей являются:

  • нарушение зрения -12%
  • сколиоз - 14%
  • сердечно - сосудистые - 6%
  • заболевание внутренних органов - 24%
  • дефицит веса - 7% - избыток веса - 10%

Простудными заболеваниями в

2008 - 2009 учебном году - 45 %,

2009-2010 – 63%,

2010-2011 – 67%

Программа клуба была согласована на семинаре классных руководителей и утверждена директором школы Потаповой Н.С.

План занятий клуба был разработан педагогом-психологом школы.

В 2009-2010 учебном году экспериментально выбраны классы по результатам анкетирования, ими стали 9а класс и 7а класс.

9а класс – 18 человек. Под наблюдением находятся 3 человека за распитие спиртных напитков. План занятий с классом предусматривает профилактическую и разъяснительную работу о вреде алкоголя, наркомании, курения, психологические аспекты умения вовремя остановиться, сказать “Нет”, быть избирательным в друзьях и компаниях.

7а класс – 23 человека, учащиеся в этом классе достаточно сильные и активные, но в последнее время класс поделился на группы, конфликтующие между собой. Замечены случаи распития спиртных напитков (2), документы одного из учащихся представлены для рассмотрения в КДН. Занятия в этом классе направлены на сплочение коллектива, профилактическую и разъяснительную работу по здоровому образу жизни.

Цели Клуба “Подросток”:

  • вооружение учащихся системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, своей группы и социально-психологических ситуаций;
  • познание своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими людьми;
  • понимание себя, как личности и нахождение способов личностного развития, снятия внутриличностных конфликтов и напряжений;
  • формирование умений конструктивного разрешения конфликтов в общении, эмоциональной и поведенческой саморегуляции, психологического анализа ситуации.

Методика проведения профилактических занятий с подростком

При выборе конкретной программы необходимо учитывать следующие семь категорий, разработанных на основе исследований Национального института по злоупотреблению ПАВ США:

  1. Обеспечивать достаточную информированность. Предполагается при этом, что люди употребляют ПАВ потому, что не имеют достаточной информации о побочных явлениях (последствиях).
  2. Бороться с убеждением “Это не может случиться со мной”. Предполагается, что подростки знают о риске, связанном с употреблением ПАВ, но не верят, что подобное может случиться с ними;
  3. Разрушить иллюзии и ложные убеждения относительно ПАВ. Необходимо разубедить подростков относительно того, что употребление может быть вполне приемлемым и безопасным;
  4. Помогать подросткам справиться с эмоциями. Существует ложное мнение, что ПАВ помогают человеку справиться с сильными негативами (эмоциями).
  5. Искать вариант удовлетворения социальных и психологических нужд подростков таким образом, чтобы это не было связано с употреблением ПАВ.
  6. Развивать умение жить в обществе. Для того, что бы люди жили счастливо, им необходимо быть коммуникабельными, способными сопротивляться давлению со стороны сверстников, быть напористыми, уметь отстаивать свои интересы.
  7. Бороться с зачатками антисоциального поведения.

Стратегии, обращенные к группе сверстников, включают в себя:

  • Организацию клубов, поддерживающих воздержание от злоупотребления ПАВ
  • Предоставить учащимся возможности наблюдать поведение их сверстников в ролевых играх “вживую”, или с использованием кино и видеоматериалов;
  • Организацию выступлений учащихся перед своими сверстниками с рассказом о причинах, по которым они не употребляют ПАВ;
  • Обучение специальным умениям и навыкам, например, сопротивляться давлению со стороны сверстников.

Первичная профилактика зависимости от ПАВ

Целями первичной профилактики являются: изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам и формирование личной ответственности за свое поведение, обуславливающие снижения спроса на ПАВ подозреваемых в употреблении ПАВ, должны быть определены формы выявления, пропаганда здорового образа жизни, формирование анти установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

Для выявления проблем нами проводится анонимное анкетирование учащихся в начале курса в клубе “Подросток”, промежуточное анкетирование и анкетирование по окончании курса.

Некоторые данные по опросам 9 и 7 классов:

Почему подросток употребляет спиртные напитки?

  • проблемы в жизни – 16 ч.;
  • любопытство – 7;
  • эффект толпы – 11;
  • от нечего делать – 1.

Как вы относитесь к наркоманам?”

  • с жалостью – 12;
  • с непониманием – 18;
  • с презрением – 5.

Как часто вы употребляете спиртное, пиво учащиеся ответили:

  • По праздникам – 17 (это половина из опрошенных).
  • Не употребляю – 12

Результаты исследования

 

Класс

Колич

уч-ся приняв участ в опросе

Результаты опроса

Сентябрь

2009-2010

Ноябрь

2009-2010

Январь 2009-2010

Февраль 2009-2010

Апрель 2009-2010

9а класс

16

Употребляли: спиртные напитки -11

наркотики - 4

курение - 12

Употребляли: спиртные напитки -9

наркотики - 0

курение - 11

Употребляли: спиртные напитки - 8

наркотики - 1

курение - 9

   

7а класс

19

-

-

-

Употребляли: спиртные напитки -14

наркотики - 0

курение - 6

Употребляли: спиртные напитки - 6

наркотики - 0

курение - 4

Результаты анкетирования показали, что благодаря разъяснительной работе, профилактическим беседам показатели употреблявших ПАВ идут на спад.

По окончании курса “Подросток” учащимся 9а класса была просьба написать мини-сочинение “Мое отношение к клубу “Подросток”

Приняли участие 15 человек

Положительное отношение – 77%

Отрицательное отношение – 23% (учащиеся опаздывали на спортивные секции)

Из сочинений:

- Клуб очень важен для школьной жизни, здесь дети узнают больше о себе, о друзьях. Интересные занятия, порой скрашивают усталость после учебного дня.

- Клуб нужен, потому, что интересно, поучительно. Я б с радостью походил еще в этот клуб.

- Я считаю, что клуб нужен, так как он нам дает познать свое внутреннее Я.

- Мне клуб помог узнать себя лучше.

- Много узнал о себе, своем характере. Узнал многие ошибки и стараюсь их сейчас исправить.

- Клуб нужен, потому, что интересно.

Параллельно велась и работа с родителями:

Темы и вопросы для исследования:

  • Оценка дисциплины и уровня безопасности в школе
  • Отношение к качеству обучения
  • Какие объединение системы дополнительного образования хотели бы видеть в школе
  • Отношение к работе учителей и классных руководителей
  • Проблемы взаимоотношений учащихся и учителей
  • Устраивают ли существующие элективные курсы
  • Выбор профильных групп

Часто в школах проводятся занятия и лекции, на которых учащимся рассказывают о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ. Приводится пугающая статистика. Но подростки редко примеряют чужой опыт на себя, не доверяют цифрам, продолжая "экспериментировать" и набивать шишки на собственных ошибках. Однако, употребление ПАВ очень быстро вовлекает ребят в зависимость, и остается пагубной привычкой на всю жизнь. Что в дальнейшем негативно отражается на здоровье и, зачастую, приводит к трагическим последствиям.

Чтобы уберечь молодежь от пагубного влияния, необходимо проводить профилактические занятия. И главным в этой работе мы считаем проведение позитивной профилактики употребления ПАВ (психо-активных веществ).

Позитивная профилактика – это та форма работы, которая позволяет через развитие личности формировать установки на здоровый образ жизни, не "запугивая" детей. Так как, часто запугивая, мы настраиваем подростков против себя, они перестают нам доверять, считая, что мы "давим" на них и даем недостоверную информацию.

Поэтому, для достижения успеха в вопросах профилактики потребления наркотических и других психо-активных веществ в работе с подростками необходимо главный упор делать на развитии личностных качеств и социальных навыков подростков, обучать детей новым формам поведения, формировать стрессоустойчивость, воспитывать личность, способную самостоятельно и ответственно строить свою жизнь. В связи с этим неотъемлемой частью курса по позитивной профилактике употребления ПАВ являются занятия, направленные на формирование гармоничной личности, на осознание ценности здоровья (т.е. позитивная профилактика).

Ожидаемый результат:

  • Сохранение и по возможности укрепление здоровья школьников через овладение навыками ЗОЖ;
  • Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе;
  • Позитивная динамика результатов обученности за счет сокращения количества уроков, пропущенных по болезни;
  • Повышение адаптационных возможностей детского организма и стабилизация уровня обученности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую;
  • Повышение уровня психологической комфортности в системе “ученик – учитель”;
  • Улучшение взаимоотношений семьи и школы, повышение ответственности родителей за здоровье ребенка;
  • Создание единого здоровьесберегающего пространства "семья - детский сад – школа – спортивный комплекс – учреждения культуры".