Организация проектной деятельности в начальных классах

Разделы: Начальная школа


СЛАЙД 2. При внедрении федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, способов деятельности, уровень освоения которых предопределяет успешность всего последующего обучения. Сегодня активно используются различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, “портфолио ученика”, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность. Остановлюсь подробнее на последней пед технологии.

СЛАЙД 3. Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся. [3.– c.6]

Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.[3.– c.8]

Требования к проектной деятельности младших школьников во многом отличаются от идеи проектирования взрослых учеников. В начальной школе – это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. А для ребенка – это будет его собственный проект. Таким образом, в проектной деятельности мы выходим на развитие ключевых компетенций младших школьников (самостоятельность, интерактивность, сотрудничество).

Начать обучение учащихся проектной деятельности можно с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических, информационно-поисковых, коммуникативных умений.

СЛАЙД 4. Знакомя первоклассников с “Азбукой сотрудничества”, особое внимание уделяем:

СЛАЙД 5. Умению работать в парах.

На уроке математики при измерении длин отрезков при помощи нитки учащиеся помогают друг другу, договариваются, кто держит кончик нитки, а кто отмеряет и отрезает полученную длину.

Или учащиеся решают, кто вырезает квадраты, кто треугольники, кто раскрашивает большие фигуры, кто маленькие. Совместно вырезанного материала хватает для выполнения дальнейших заданий.

На уроке ИЗО можно выполнить упражнение “ Раскрась пару перчаток”, сидящие рядом учащиеся должны вместе продумать свой рисунок и определить цветовую гамму.

СЛАЙД 6. Умению работать в группе, при чем,

  • на первых порах каждый первоклассник получает роль и четкую инструкцию, что делать: кто рисует, кто вырезает, кто клеит, кто рассказывает;
  • затем, всем участникам групп предлагается выполнить одинаковое задание, например, работая по карточке, найти и обвести красным карандашом всех домашних животных или собрать картинку “пазл”. Задача педагога пронаблюдать кто в группе занимает активную позицию, кто позицию наблюдателя, эта информация необходима для дальнейшего формирования рабочих групп.

СЛАЙД 7. Выполняя разные тренинговые упражнения, учащиеся постепенно осваивают роли работы в группе

СЛАЙД 8. Следующим этапом работы становится знакомство со “Словарем юного исследователя”. Ребята должны научиться: Наблюдать: по картинкам увидеть сходство и различие, узнать какие приборы и приспособления существуют для наблюдения, по возможности с их помощью пронаблюдать за каким – то предметом и рассказать об этом.

СЛАЙД 9. Высказывать свою точку зрения и выслушивать т.з. другого: Например, продолжи рассказ Мы гуляли по лесу и вдруг увидели маленькую белочку... или Маленькая белочка прыгала по деревьям и вдруг увидела ребят....

СЛАЙД 10. Находить проблему, выдвигать гипотезы:

Ребята, как вы думаете, зачем нам могут понадобиться на уроке чтения эти картинки? (ответы детей могут быть: для составления предложений, нахождения слов в которых живет звук [o], или поиск слов состоящих из какого — то количества слогов.)

Или, перед вами разные предметы. Давайте предположим, какой предмет по вашему мнению утонет, а какой нет.

СЛАЙД 11. Задавать вопросы: У учителя в коробке предмет. Чтобы его угадать, дети задают вопросы, на которые педагог отвечает да или нет: “Это животное? Оно живет в доме? Оно мурлычет? Это кошка.”

Или – Учитель задумывает звук, который надо отгадать учащимся: “Этот звук согласный, звонкий непарный, непарный мягкий” [й]

Ученикам надо наоборот узнать, о чем спросили их товарища. Учитель на ухо ему задает вопрос. Не произнося вслух вопроса, учащийся дает ответ. Задача остальных догадаться. Каким был вопрос. (Что лежит в пенале? Почему осенью птицы улетают в теплые края?)

СЛАЙД 12. Занимаясь проектной деятельностью, педагог очень четко должен представлять, чем она отличается от исследовательской деятельности. Это различные цели, наличие или отсутствие гипотезы.

СЛАЙД 13. разные этапы деятельности. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество. Проект – это замысел, план, творчество по плану. [1]

СЛАЙД 14. Далее, в урочной деятельности младшие школьники решают так называемые проектные задачи. Для начала подготовительная работа: [2.– c.68]

СЛАЙД 15. С понятием задача первоклассники сталкиваются впервые, поэтому в ходе беседы с детьми, учитель задает ряд вопросов: Что такое задача? Вводит понятия “условие” и “вопрос”, эта тема хорошо изучается в математике.

СЛАЙД 16. Но полезно будет рассмотреть задачи на других предметах:

Русский язык: условие — слова с пропущенными гласными, требование (вопрос)– какую букву надо вставить?

Чтение: условие — текст стихотворения, требование(вопрос) — выразительно прочитать.

Окружающий мир: условие — два рисунка с изображением диких и домашних животных, требование (вопрос) — сравни их.

Отрабатывая умение видеть структуру задачи, учащимся предлагаются задания, где нет вопроса или наоборот условия и его надо создать.

СЛАЙД 17. Работая с учебной задачей, учитель у учащихся формирует универсальные учебные действия, для учащихся эти же задачи могут быть конкретно — практическими, т.к. направлены на получение результата. Любая задача решается по плану (алгоритму). Но введение проектной задачи происходит постепенно. Отличие ее от проекта заключатся в том, что для решения школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. Например,

СЛАЙД 18. Тема урока “Сложение однозначных чисел с переходом через десяток”. Работа в группах: сначала каждый выполняет свое задание, потом меняется с товарищами в своей группе, далее проводится взаимопроверка и обсуждение, какие знания могут пригодиться на уроке(состав числа 10, состав однозначных чисел, сложение однозначных чисел и числа 10). Дальше предлагается проблема: найди значение выражения (6+5), дети выдвигают гипотезы и идеи решения, проводят подробный анализ учебной задачи и создают алгоритм сложения.

СЛАЙД 19. Минутка чистописания на уроке русского языка Каждый в группе выполняет свое задание дифференцированно, но результат должен быть единым. Узнай буквы, которые будем писать и составь с ними цепочку чистописания.

СЛАЙД 20. Тема урока технологии “Конструктор “Алфавит”. Учащиеся получают картонные геометрические фигуры и пластилин. Каждая группа выбирает себе загадку, количество букв отгадки равняется количеству детей в группе. Каждый для себя выбирает, какую букву будет изготовлять и все приступают к работе. Это задание предполагает решение таких задач:

творческой (придумать форму буквы, выбрать цветовое сочетание и рисунок)

технической (раскатать пластилин в жгутики, решить, какая у жгутика длина, форма, вылепить букву)

интегрированной (математика, — работа с геометрической фигурой, которая по форме соответствует букве, русский язык — составить слово из готовых букв)

воспитательной (выполнить свою деталь аккуратно, красиво, умение работать в коллективе).

СЛАЙД 21. Отличительной особенностью уроков с применением проектной деятельности является увеличение информационной нагрузки. Поэтому в ходе разработки проектов особое внимание уделяется способам получения и обработки информации.[1. – c.43]

СЛАЙД 22 Проектами можно заниматься и во внеурочной деятельности. Этапы работы над проектом рассмотрим на примере проекта “Строительство классного классного города”.

СЛАЙД 23. 1 этап – мотивационный.

Перспективное планирование жизнедеятельности классного коллектива это тема актуальна и интересна, так как затрагивает каждого. Но для первоклассников она немного сложновата. Поэтому проектировать решили в совместной деятельности: дети, родители и учителя. Конструкторское бюро (как элемент ролевой игры) помогает создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся– результат проекта — моделирование классного города — это примерный план мероприятий..

СЛАЙД 24. 2 этап – планирующе-подготовительный.

Группы были сформированы с учетом ролей архитектора, инженера конструктора, экскурсовода, эколога, дизайнера. В процессе подготовки на уроке окружающего мира, дети познакомились с этими профессиями, совершили экскурсию по реальному городу и узнали назначения разных учреждений. Обсудив, что такое виртуальный город, учащиеся изучают фотографии прошедших праздников и придумывают в каком бы учреждении они бы прошли, предлагают и новые идеи.

СЛАЙД 25. 3 этап. Информационно– операционный

Все приступают к основной работе по моделированию классного города:

каждая команда  получает свой персональный район (кусочек ватмана), на котором изображают предметы с учетом полученной роли. Классный руководитель акцентирует внимание на том, что в городе будет три: улицы: на “Близкой улице”, надо расположить самые важные объекты, которые посетят жители в первую очередь, а на более дальних следует разместить те учреждения, в которых хотелось бы побывать в дальнейшем.

СЛАЙД 26. 4 этап. Рефлексивно-оценочный.

В защите своих идей выступают экскурсоводы, рассказывая о нанесенных   объектах, их назначении, а также о других делах, в которых жители будут непосредственными участниками.  После каждого выступления команда прикрепляет свой сектор на большой круг. В дальнейшем все полномочия по возведению города передаются архитекторам, которые к следующему заседанию обобщат все предложенные идеи и составят план жизнедеятельности  классного коллектива. В качестве самооценки работы учащиеся используют методику цветограммы.

СЛАЙД 27. Во внеурочной проектной деятельности: отрабатываются  не только навыки планирования и целеполагания, но и социального взаимодействия учащихся, ведения деловых переговоров.  Интересен опыт работы по реализации социальных проектов в классе, задача которых, заключалась в формировании у детей ответственного и бережного отношения  к школьному и личному имуществу.

СЛАЙД 28. Участие в школьных проектах “Кленовый лист”, “Снежинка”, “Цветик – семицветик” направлено   на создание уютной праздничной атмосферы,   на  осознание  детьми  причастности к школьному сообществу. На уровне района это социально – значимые   проекты   “Сказки короля Трехглазки”, “Письмо водителю”, “Новый дорожный знак”, “Я и пожарная безопасность”.

СЛАЙД 29. Особо выделяем познавательный проект “Город, в котором я живу”. Мы очень часто ездим на экскурсии в другие города, фотографируемся на фоне достопримечательностей, но как правило, затрудняемся в поиске наглядого материала, рассказывая о своем городе, не у всех в личных архивах есть фото.

Результатом работы над данным проектом стал выпуск персональных буклетов.

Организуя проектную деятельность в начальных классах, проекты можно классифицировать

СЛАЙД 30. по профилю знаний,

СЛАЙД 31. на уровне контактов,

СЛАЙД 32. по числу участников, по продолжительности,

СЛАЙД 33. по доминирующей деятельности учащихся. Готовятся к ним ребята более старшего возраста, начиная с 3 — 4 класса.

СЛАЙД 34. Результатом такой деятельности могут служить победы учащихся при защите проектов на школьной. районной НПК, российском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”.

Программа...

СЛАЙД 35. Подводя итог выше изложенному, можно с уверенностью сказать, что учебные проекты позволяют проследить связи между различными школьными дисциплинами в контексте проблем реального мира, развивать у учащихся мыслительные умения высокого уровня, благодаря работе с основополагающими идеями, вовлечь школьников в активный процесс обучения. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. СЛАЙД 36, 37.

Список информационных источников:

  1. Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе. – М.: Чистые пруды, 2006.
  2. Витковская И.М. Школа и ВУЗ на пути модернизации начального общего образования. – Псков: ПГПИ, 2004.
  3. Господников М.К. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Журнал “Начальная школа” №5, 2008.
  6. Журнал “Завуч начальной школы” №6, 2007.
  7. http://www.ioso.ru
  8. http://www.specialschool.ru
  9. https://urok.1sept.ru

Презентация