Урок русского языка "Слова-омонимы" УМК "Начальная школа. XXI век". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели: учить детей наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; познакомить с термином «омонимы»; наблюдать за использованием слов-омонимов; развивать наблюдательность, мышление, память, речь.

Ход урока

1. Организационный момент

Мы за парты тихо сели.
Друг на друга посмотрели.
Пожелали все хорошего настроения.

2. Чистописание

– Посмотрите на слова, записанные на верхней строчке:

Комок домой колобок молоток

– Прочитайте слова и скажите, какие сочетания встречаются в этих словах? Сегодня мы будем отрабатывать правописание «оло» и «омо». Обратите внимание на соединение букв.

3. Словарная работа.

На доске записаны слова.

– Прочитайте слова, поделите их на слоги и от каждого слова возьмите только первый слог. У вас должно получиться новое слово, которое мы запишем с комментированием.

Сокол, робот, кашасорока;
король, сани – коса;
столы, лимон, царицастолица;
картон, тина, народкартина.

Составление слов и запись в тетрадь.

– Какие слова мы записали?
– Все ли слова являются словарными?

4. Введение в тему урока.

1)Коса не является словарным словом. Почему?

(Можно проверить – косы. Орфограмма « Безударная гласная в корне слова».)

2) Чтение стихотворения:

В море суши полоса
Называется коса.
А у девушки коса
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса,
Косит травушку коса.
У меня один вопрос:
Сколько есть на свете кос.

3) Объясните лексическое значение слова – коса.

По мере объяснения на доске появляются картинки: девичья коса, инструмент. Под каждой картинкой записано слово– коса.

Сравните написание слов? (Слова пишутся одинаково, но обозначают разные предметы)

– Как называются эти слова? Давайте прочитаем в учебнике.

4) Работа по учебнику.

Давайте прочитаем, как называются такие слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение.

5. Первичное закрепление изученного

Послушайте стихотворение:

Под кустом ореха норка.
Проживает в норке норка.

– Какое слово омоним встретилось в стихотворении.

Показ картинок: животного и жилища.

Составьте предложение со словом норка, чтобы было понятно, о какой норке идёт речь.

Аналогично проводится работа со словом лисичка.

Запись составленных предложений с проговариванием. Обращаем внимание на правила написания безударных гласных, написанию предлогов со словами.

Подчеркните слова-омонимы.

6. Физкультминутка «Как живёшь?»

7. Закрепление изученного на уроке

1) На доске записаны слова:

Замок – замок
Стрелки – стрелки
Кружки – кружки

Мы с вами будем волшебниками. Давайте изменим слова, чтобы они обозначали разные предметы.

– Кто догадался, как это можно сделать.

Учащиеся ставят ударение в словах и объясняют их значение. Составляем предложение с этими словами.

2) Гимнастика для пальчиков «Замок»

На двери висит замок.
Кто открыть бы его смог?
Повертели, покрутили,
Постучали и замочек наш открыли!

3) Работа по учебнику.

Прочитайте первую пару предложений. Что надо сделать, чтобы стал понятен смысл слов – омонимов? (Поставить ударение)

– Спишите по 1 предложению: 1 ряд -1-е предложение; 2 ряд -2-е предложение;

3 раз – 3-е предложение.

4) Работа в группах.

На карточках записаны предложения.

У Маши длинная коса. Коси, коса, пока роса!  
Вдали был виден красивый замок. Мы не смогли открыть замок.  
На грядке рос зелёный лук. Мы с ребятами пошли на луг.  

Найдите в каждой строчке слова – омонимы. В пустых строчках укажите их сходство и различие.
После работы в группах, ученики дают свои ответы.

На доске появляется таблица:

У Маши длинная коса. Коси, коса, пока роса! Пишутся и звучат одинаково
Вдали был виден красивый замок. Мы не смогли открыть замок. Пишутся одинаково, но звучат по-разному
На грядке рос зелёный лук. Мы с ребятами пошли на луг. Пишутся по– разному, звучат одинаково.

6. Домашнее задание.

7. Подведение итога урока, выставление оценок.

Какие слова называются омонимами?
Работа по таблице.