Программа развития эмоционального интеллекта младших школьников "Green Emotion" ("Зеленая эмоция")

Разделы: Начальная школа, Экология


Природа – неисчерпаемый источник позитивных эмоциогенных факторов. Человек с самого детства испытывает исконную потребность созерцать Природу, восхищаться Природой и быть в окружении Природы. Человек неразрывно связан с Природой не только в форме своего телесного существования, но и форме психической и духовной жизни. Все отпущенные человеку формы взаимодействия с Природой развиваются в контексте его рефлексий на эти взаимодействия. Однако большинство детей современного мегаполиса испытывают “синдром природодефицита”, что является причиной серьезных нарушений в развитии эмоциональной сферы ребенка.

Актуальным является разработка образовательных программ, формирующих “экологическое сознание”, на основе которого человек создает новую этику отношения к сущему вообще и к Природе в частности, новую систему образов и знаков, позволяющих перейти от господства над силами Природы к познанию Природы и ценностному отношению к ней. Востребованность и педагогическая ценность таких программ обусловлены переходом от просветительской к культуротворческой парадигме образования и личностно-ориентированному развивающему обучению.

Развивающий курс для начальной школы “Green Emotion”/“Зеленая Эмоция” (далее “GrEmo”) соответствует образовательной области “Естествознание” основной образовательной программы начального общего образования. Программа развития эмоционального интеллекта младших школьников “GrEmo” разработана на основе интеграции оригинального учебного материала курса “Окружающий мир” и современных психологических исследований эмоциональных явлений, а именно, эмоционального интеллекта. Программа курса “GrEmo” рассчитана на 34 часа в год. Обучение начинается в любом классе начальной школы 1 занятие в неделю дополнительно к учебному плану.

Критерием новизны данной программы является новый образовательный положительный эффект – формирования ценностного отношения к Природе и Человеку как части мира Природы на основе развития эмоционального интеллекта. Подобных программ для начальной школы не существует, поэтому курс “GrEmo” не имеет аналогов.

В комплексное понятие “эмоциональный интеллект” входит: 1) восприятие и выражение эмоций (способность идентифицировать эмоциональные явления); 2) усиление мышления с помощью эмоций; 3) понимание эмоций (способности перехода от одного состояния к другому, понимание и адекватное выражение эмоциональных характеристик взаимоотношений); 4) управление эмоциями. Эмоциональный интеллект необходим для гармоничного развития личности ребенка, его способности к успешной адаптации во взрослой жизни.

Развитие эмоционального интеллекта может происходить в процессе специально организованной деятельности, в которой ребенок обретает непосредственный индивидуальный опыт переживаний эмоций и чувств. На основе приобретенного чувственного опыта у детей формируется осмысленное (включающее принятие решений) и означенное (связанное с речью) восприятие, воздействующее на систему их субъективно-оценочных отношений и оказывающее влияние на характер поведенческих реакций.

Реализация программы “GrEmo” рассчитана на достижение основной цели: развитие эмоционального интеллекта младших школьников на основе чувственного опыта переживания природных явлений: активизации сенсорной, познавательной и эмоциональной сферы ребенка при непосредственном контакте с природными явлениями.

Этапы достижения цели: 1) формирование эмоционально-образного восприятия явлений Природы; 2) приобретение детьми непосредственного чувственного (сенсорно-перцептивного) опыта общения с Природой; 3) мониторинг развития личного словаря эмоций младших школьников.

Перспективное развитие программы предполагает создание развивающего курса “GrEmo-2” для V–VII классов, основой которого станет проектировочная исследовательская деятельность учащихся по предметам естественнонаучного направления. Таким образом, развитие эмоционального интеллекта станет предпосылкой не только самопознания и саморазвития, но и ресурсом формирования экологической компетентности в условиях профильного обучения старших школьников в VIII–XI классах.

Ведущие идеи курса: взаимосвязь Человека и Природы; природные стихии (силы) существуют объективно и познаются человеком в непосредственном опыте; единство и борьба различных стихий – законы Природы; обусловленность природных явлений объективными законами Природы; планета Земля – наш общий дом.

Именно младший школьный возраст с его эмоциональной отзывчивостью на происходящие события, чувственной окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности; непосредственностью и откровенностью выражения своих чувственных переживаний, является синзитивным для оказания влияния на формирования эмоционального интеллекта. Согласно современным психологическим исследованиям, к этому возрасту у детей сформированы способности дифференцировать эмоциональные переживания и строить когнитивные схемы опознания эмоций, что делает возможным их идентификацию; в отношении базовых эмоций у детей имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально; младшие школьники легко понимают эмоции, возникающие в знакомых им жизненных ситуациях, их словарь эмоций находится в стадии активного формирования.

Учебно-воспитательные задачи курса “GrEmo”: 1) изучение важнейших фактов и понятий, необходимых для понимания и эмоционально-образного восприятия природных феноменов; 2) ознакомление учащихся с важнейшими направлениями познания известных им природных явлений; 3) формирование умений: безопасно обращаться с природными объектами и веществами; соблюдать правила поведения во время непосредственного общения с естественной природной средой; наблюдать и анализировать явления, происходящие в природе, в повседневной жизни; делать обобщения и выводы; сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; 4) формирование основы естественнонаучного мировоззрения и восприятия всесторонней картины мира; 5) воспитание толерантности, эмпатии и эмоционально-позитивной основы экологической культуры; 6) воспитание самостоятельности суждений, способности к их доказательному логическому обоснованию; 7) воспитание уверенности в себе и ответственности за результаты своей деятельности.

Методика обучения предполагает использование активных форм урока (коллективные творческие дела, эвритмические flash-mob, видеотренинговые занятия, развивающие quest, экологические тропы) с той целью, чтобы усвоение знаний и приобретение навыков происходило через организацию собственной деятельности учащихся по схеме: открытие стихии (переживание) осознание эмоций и чувств (восприятие) осмысление чувственного опыта (оценка, отношение) (Приложение 1).

Использован системно-генетический подход к построению учебного курса. Основной технологический принцип обучающей программы: путем анализа и обобщения фактов выделяется “генетическая клеточка” (природный феномен) – конкретная сущность изучаемого абстрактного объекта (стихия как материальная основа Природы). В соответствии с этим весь подлежащий усвоению материал разделен на блоки-стихии, находящиеся во взаимосвязи: “огонь”, “вода”, “воздух”, “земля”, “homo” (человек), “home” (дом, в смысле планета). Каждый блок-стихия изучается методом “погружения” (Приложение 2).

Содержание курса. Вводное занятие (1 час) Мир четырех стихий: из чего состоит все. Одухотворенность природы. Древние модели мироздания. Мировое Древо. Теория Большого Взрыва. Этимология слова “природа”. Стихии и времена года. Гармония стихий. Видеотренинг с использованием фрагментов “Home: свидание с планетой”. Flash-mob “Зеленая Азбука”. Мульт-тест (входящая диагностика).

Тема № 1. “Огонь” (5 часов) Признаки проявления стихии Огня. Рождение огня в природе. Созидающая и разрушающая сила Огня. Открытие огня человеком. Этимология слова “огонь”. Огонь как физическое явление. Огонь как химическая реакция. Условия и признаки реакции горения. Строение пламени. Правила безопасного обращения с огнем. Правила разведения костра в природных условиях. Воздействие стихии Огня на основные сенсорные модальности. Видеотренинг № 1 с использованием фрагментов “Маугли”, “Бушующая планета: Огонь” (коллекция BBC), “Home: свидание с планетой”. Творческое домашнее задание “Образы Огня в искусстве”. Quest № 1 “Огненный Цветок” на скалах Гронского. Flash-mob № 1 “Искорка”. Мульт-тест №1 “Эмоции Огня”.

Тема № 2. “Вода” (5 часов) Признаки проявления стихии Воды. Гипотезы происхождения воды. Вода – начало всех начал. Роль гидросферы для планеты. Круговорот воды. Лики воды в Природе. Правила безопасного поведения на воде. Единство и борьба стихий Воды и Огня. Воздействие стихии Воды на основные сенсорные модальности. Видеотренинг № 2 с использованием фрагментов “Бушующая планета: Вода” (коллекция BBC), “Повелитель стихий”, “Home: свидание с планетой”. Творческое домашнее задание “Образы Воды в искусстве”. Quest № 2 “Живая Вода” на Соколином камне. Flash-mob № 2 “Ручеек”. Мульт-тест № 2 “Эмоции Воды”.

Тема № 3. “Воздух” (5 часов) Признаки проявления стихии Воздуха. Состав воздуха. Роль атмосферы для планеты. Дыхание как условие жизни. Единство и борьба стихий Воздуха, Воды и Огня. Правила безопасного определения запаха. Воздействие стихии Воздуха на основные сенсорные модальности. Видеотренинг № 3 с использованием фрагментов “Воздух” (коллекция BBC), “Повелитель стихий”, “Home: свидание с планетой”. Творческое домашнее задание “Образы Воздуха в искусстве”. Quest № 3 “Воздушный Замок” на горе Волчиха. Flash-mob № 3 “Ветерок”. Мульт-тест № 3 “Эмоции Воздуха”.

Тема № 4. “Земля” (5 часов) Признаки проявления стихии Земли. Основной состав литосферы. Земля как среда обитания. Рельеф планеты. Единство и борьба стихий Земли, Воздуха, Воды и Огня. Воздействие стихии Земли на основные сенсорные модальности. Видеотренинг № 4 с использованием фрагментов “Земля” (коллекция BBC), “Home: свидание с планетой”. Творческое домашнее задание “Образы Земли в искусстве”. Quest № 4 “Сад Камней” на Чертовом городище. Flash-mob № 4 “Песчинка”. Мульт-тест №4 “Эмоции Земли”.

Тема № 5. “Homo – Человек” (5 часов) Происхождение жизни на Земле. Основные объекты биосферы. Человек – “царь Природы”. Численность и разнообразие вида Homo Sapiens. Человеческое тело. Влияние человека на среду обитания. Взаимосвязь Человека и Природы. “Дефицит” общения с Природой. Видеотренинг № 5 с использованием фрагментов “Человек” (коллекция BBC), “Home: свидание с планетой”. Творческое домашнее задание “Образы Человека в искусстве”. Qquest № 5 “Пятый элемент” в городе. Flash-mob № 5 “Хамелеон”. Мульт-тест № 5 “Чувства Человека”.

Тема № 6. “Home – Дом (Планета)” (5 часов) Земля – планета Солнечной системы. Земля – “колыбель человечества”. Земля – наш общий дом. Естественный природный баланс. Экологические катастрофы: “парниковый эффект” и глобальное потепление, озоновые “дыры”, кислотные дожди. Способы защиты Природы. Ноосфера – сфера разума. Видеотренинг № 6 с использованием фрагментов “Аватар”, “Home: свидание с планетой”. Творческое домашнее задание “Образы Природы в искусстве”. Quest № 6 “Третья Планета” на Лисенкиной горе. Flash-mob № 6 “Музыка сфер”. Мульт-тест № 6 “Чувства Планеты”.

Заключительное занятие (3 час) КТД “Радуга эмоций”. Видеотренинг с использованием фрагментов “Home: свидание с планетой”. Flash-mob “Письмо Зеленым человечкам”. Мульт-тест (итоговая диагностика).

С целью преодоления психолого-педагогических трудностей обучения, основные из которых: в обучающейся группе дети разного возраста (шести– и семилетки) и разного уровня развития эмоциональной сферы, важнейшими методическими принципами обучения по программе курса “GrEmo” являются: доступность понятий учебного материала (предметная адаптация к возрасту); недопустимость навязывания стереотипов восприятия наблюдаемых природных явлений; минимум научных терминов; эмоционально-образная подача фактов; рассмотрение природных феноменов в логике диалектичности Природы; организация индивидуальной познавательной деятельности; установка на формирование самостоятельности учащихся, активности и свободы творчества суждений, а также навыков анализа своей деятельности; непосредственный чувственный контакт с природными феноменами; творческие домашние задания; сочетание курса “GrEmo” и внеурочной работы учащихся по экологии: агитбригада “Зеленый Дозор”, участие в экологических акциях; поурочная рефлексия эмоционально-образного восприятия переживаемых явлений Природы.

Мониторинг развития учащихся осуществляется в двух формах. Рубежный контроль проводится после “погружения” в каждую стихию в виде логического теста по ключевым вопросам темы; оценка определяется результатами теста в форме знаков-наклеек в дневник: “багряный листок”; “золотой листок”; “изумрудный листок”, учитывается участие в выполнении творческих домашних заданий.

Итоговый контроль проводится по окончании курса “GrEmo” в форме КТД (коллективного творческого дела), оценка итогового контроля каждого ученика отражается в присуждаемых званиях и вручении сертификатов: “Покоритель стихии”, “Наблюдатель стихии”, “Исследователь стихии”. Награда лучшим ученикам – кубок “Веточка Успеха”.

После прохождения курса оформляется Зеленая Книга из страниц-“стихий” с фотографиями, рисунками и другими творческими работами детей.

Требования к уровню подготовки школьников, обучающихся по данной программе.

Требования к усвоению теоретического материала.

Знать: все природные явления связаны с проявлением действия объективных сил Природы – стихий; жизнь – также явление Природы; человек – лишь один из видов живых организмов на планете; человек – самостоятельная часть Природы, способная изменить материальную картину окружающего мира; все естественные природные процессы взаимосвязаны; любое нарушение естественного природного баланса приводит рано или поздно к глобальным последствиям. Уметь: анализировать ощущения красоты и силы Природы, осознавать свою причастность к Природе, выявлять причинно-следственные связи вмешательства человека в мир Природы; анализировать экологические проблемы; решать проблемные повседневно бытовые экологические задачи.

Требования к усвоению фактов.

Знать: основной состав атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы; природный баланс веществ и процессов обеспечивает жизнь на планете; необдуманное вмешательство человека в естественную среду обитания нарушает природное равновесие и приводит к необратимым разрушительным изменениям климата и рельефа планеты, к исчезновению определенных видов растений и животных, массовым миграциям людей с мест традиционного обитания, появлению эпидемий новых заболеваний. Уметь: распознавать по внешним признакам природные явления: радуга, гало, северное сияние, мираж и другие; объяснять сущность круговорота воды и процесса фотосинтеза; обосновывать значение атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы для природного баланса планеты.

Требования к усвоению научного языка.

Знать: содержание понятий – горение; круговорот веществ; гидросфера; атмосфера; литосфера; биосфера, ноосфера; среда обитания; экология; “парниковый эффект”; кислотные дожди; смог; озоновая “дыра”; глобальное потепление; экологический “след”. Уметь: описывать наблюдаемые природные феномены образно-эмпирическим языком.

Требования к поведению во время непосредственного контакта со стихиями Природы.

Знать: правила безопасного поведения во время непосредственного контакта с природными стихиями. Уметь: рационально использовать в быту природные ресурсы и правильно утилизировать бытовые отходы; экологически безопасно вести себя “на природе” во время прохождения quest и экологической тропы: в лесу, в горах, у реки.

Требования к формированию универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД: идентификация эмоциональных явлений, самооценка своих поступков, формирование внутренней мотивации ценностного отношения к миру. Познавательные УУД: освоение доступных способов изучения природы и общества, наблюдение, измерение, опыт, выполнение логических операций с информацией (сравнение, анализ, синтез, классификация, установление аналогий, установление причинно-следственных связей). Регулятивные УУД: планирование своей деятельности, самоконтроль, инициативность и самостоятельность. Коммуникативные УУД: развитие речи (описание наблюдений, вербальная репрезентация эмоций), навыки сотрудничества (умение работать в группах разного состава)

Учебно-методическое обеспечение программы и список литературы для учителя, детей и родителей указаны, соответственно, в Приложениях 3, 4.

Программа “Green Emotion” разработана при поддержке кафедры психофизиологии и психофизики факультета психологии института социальных и политических наук УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, апробирована на экспериментальной площадке лицея №130 города Екатеринбурга в течение двух лет, одобрена кафедрой естественнонаучного образования и методическим советом лицея.

Психологический мониторинг развития эмоционального интеллекта младших школьников подтверждает, что активизация внутренних эмоциональных ресурсов и обретение индивидуального чувственного опыта переживания природной реальности в ходе освоения программы “GrEmo” формирует ценностное отношение детей к Природе и изменяет характер поведенческих реакций в отношении к окружающему миру (Приложение 5, Приложение 6).