Интегрированный урок труда и литературного чтения по теме "Работа с бумагой и картоном. Аппликация в технике "филигрань"

Разделы: Технология, Начальная школа


Цель: Изготовить аппликацию первоцвета в технике “бумажная филигрань (скань)”;познакомить обучающихся со стихотворением Василисы Борцовой “Подснежника хрустальный звон”.

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить создавать выразительный образ, используя характерные особенности растения;
  2. Работа с литературным произведением – стихотворением Василисы Борцовой “Подснежника хрустальный звон”;
  3. Закрепить и совершенствовать приемы изгибания бумаги;
  4. Расширить знания учащихся о декоративно-прикладном искусстве.

Развивающие:

  1. Развивать творческие способности и воображение у детей;
  2. Продолжить развитие мелкой моторики рук;
  3. Формирование общеучебных способов работы с информацией.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к предмету;
  2. Воспитывать аккуратность, усидчивость, внимательность, дружеские отношения между собой;
  3. Актуализировать интерес к экологическим проблемам и здоровому образу жизни;
  4. Вызвать желание и интерес к наблюдению за природой.

Объект:

  • Аппликация “Подснежник” в технике филигрань;
  • Стихотворение Василисы Борцовой “Подснежника хрустальный звон”.

Материалы:

  • Цветная бумага;
  • Цветной картон;
  • Клей.

Инструменты и принадлежности:

  • Ножницы;
  • Оправка;
  • Кисточка для клея;
  • Карандаш.

Технико-технологические сведения:

  • Правила работы с бумагой;
  • Правила техники безопасности при работе с ножницами.

Оборудование для учителя: использование информационных технологий:

Зрительный ряд: презентация, слайды с изображением ответов кроссворда на тему “Весна”, слайды с изображением изделий в технике филигрань, слайды с планом работы.

Звуковой ряд: П. Чайковский “Подснежник” ” из цикла “Времена года”, “Песня жаворонка”, Ф.Мендельсон “Весенняя песня”, А.Вивальди “Весна” из цикла “Времена года”, М.Глинка “Жаворонок”, Р.Шуман “Май, милый май”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. (3 мин.)

  1. Приветствие.
  2. Подготовка к уроку, проверка рабочего места.
  3. Техника безопасности при работе с ножницами.

Учитель: Здравствуйте , ребята. Садитесь. Проверьте вашу готовность к уроку: на подставках: дневник, раздаточный материал (конверты с нарезанными полосками и стихотворение), клей, кисточка для клея, коробочки для заготовок, новое приспособление-оправка, ножницы.

Помним, что ножницы лежат на парте в правом верхнем углу с сомкнутыми концами, кольцами к вам. Соблюдайте правила безопасности при работе с этим инструментом.

II. Сообщение темы урока. Постановка цели и учебных задач. (15 мин.)

Учитель: Ребята, вы любите разгадывать загадки, кроссворды?
Ребята: Да.
Учитель: Тогда давайте отгадывать. Внимание на экран.

1.

Белые овечки
Бегают по свечке.

(Верба)

2.

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.

(Береза)

3.

Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.

(Солнце)

4.

На зеленом шнурочке
Белые звоночки.

(Ландыш)

5.

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.

(Грач)

Ответ: Весна.

Учитель: Ребята, а какие признаки прихода весны вы знаете? Наш кроссворд поможет вам ответить.

Ребята: Солнце сильнее греет, тает снег, прилетают птицы, распускаются почки на деревьях, зацветают цветы.

Учитель: А знаете, есть растение, которое может вырабатывать тепло и растапливать снег? Это- подснежник – первый вестник конца зимы.

Сейчас я хочу причитать вам стихотворение Василисы Борцовой “Подснежника хрустальный звон”. Внимательно его послушайте и скажите, какие чувства возникают у вас при прослушивании этого стихотворения.

Подснежника хрустальный звон. Василиса Борцова.

Подснежника хрустальный звон
Весной в ущелье раздается.
Природы развевая сон,
Цветочек на ветру смеется.

Зимой в горах лежат снега,
Медведь и бурундук спят в норах,
Искрится подо льдом река,
Блестит в диковинных узорах.

В лесу – ни звука, ни движенья,
Природа спит глубоким сном,
И певчих птиц не слышно пенья
В холодном небе голубом.

Когда ж подснежник зацветет,
И зазвенит хрустальный смех –
Весна в тот горный край придет
С теплом и ласкою для всех.

Снега растают. Потекут
Ручьи по теплым горным склонам,
Лесные птицы запоют
И будут гнезда вить на кронах.

На речке горной треснет лед,
Вода в долину устремится,
И вновь черешня зацветет,
В наряд невесты облачится.

Трава и мох зазеленеют,
Покроют землю, как ковром,
Игривый ветер дождь навеет,
Грозы весенней грянет гром.

Природа спящая проснется
И позабудет зимний сон.
Пускай же громче раздается
Подснежника хрустальный звон!

Ответы детей. Настроение радости, счастья.

Учитель: Ребята, о каком времени года идет рассказ в этом стихотворении. Докажите.

Ребята объясняют.

Учитель: Почему автор говорит, что подснежник издает хрустальный звон?

Ребята объясняют.

Учитель: Давайте прочитаем это стихотворение еще раз и представим себе то место, где растут подснежники.

Дети читают стихотворение.

Учитель: Я думаю, вы уже поняли, что мы сегодня на уроке будем делать подснежник.

Учитель открывает тему урока, написанную на доске.

Тема: “Подснежник” – аппликация в технике бумажная филигрань.

Демонстрация готовой работы.

Учитель: Скажите, пожалуйста, а все ли слова из нашей темы вам знакомы?
Ребята: Нет.
Учитель: Новое слово “филигрань”. (Демонстрируются на экране).

Это вид ювелирной техники. Когда тонкую проволочку скручивают и выполняют ажурные узоры. (Демонстрируются иллюстрации).

На Руси такая техника называлась “скань” и ее использовали при изготовлении ювелирных украшений, праздничной посуды, миниатюрной скульптуры.

Мы же будем работать с бумагой и наша техника называется “бумажная филигрань”. Посмотрите какие красивые работы вы сможете изготовить в дальнейшем. (Демонстрируются работы.)

III. Составление плана работы. (5 мин.)

Учитель: Как вы думаете, что мы должны сделать. Чтобы выполнить эту работу?
Ребята: Скрутить полоски, изогнуть. Сложить цветок.
Учитель: “План работы” на экране.

  1. Скрутить полоски.
  2. Склеить.
  3. Изогнуть.
  4. Собрать в композицию.
  5. Наклеить на фон.

Учитель: Выполняем тренировочное упражнение. (Работа выполняется вместе с учителем)

1) Вставить полоску в прорезь оправки и накручиваем до конца, держим пальцами.
2) Аккуратно снимаем заготовку и капелькой клея подклеиваем кончик.

Учитель: Как вы думаете, для чего нужна будет эта деталь?
Ребята: Для цветов.
Учитель: 3) Да, но мы должны придать им форму -аккуратно сжимаем по краям. Готовую деталь кладем в коробочку .

IV. Физминутка. (2 мин.)

Учитель: Встаньте все ровненько:

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – тихо села.

V. Практическая работа. (15 мин.)

Учитель: Теперь вам надо самостоятельно сделать такие же детали из всех белых полосок, которые лежат на подставках.

На экране вы видите схематическое изображение вашей работы. А я на столы вам кладу образцы деталей, которые у вас должны получиться. Работу вы будете выполнять под музыку. И первое произведение - “Подснежник” Петра Чайковского из цикла “Времена года”.

Ребята под музыку выполняют работу.

Учитель: Кто успел сделать все детали? Тогда самостоятельно приступайте к 4-му этапу. На доске он есть.

- Кто раньше успел все выполнить, попробуйте самостоятельно расположить на фоне цветы (недостающие возьмите мои заготовки)
- Прервитесь, пожалуйста, я вам покажу, как вы будете приклеивать элементы на фон. Учитель демонстрирует.

Учитель: Работайте с клеем аккуратно, а то могут остаться пятна.

Демонстрируется детская работа.

Учитель: Чего не хватает на работе?
Ребята: Стебля, листочков, чашечек.
Учитель: Пожалуйста, приклейте заготовленные ранее стебли, листочки и чашечки подснежника.

VI. Итоги урока. (5 мин.)

1. Демонстрация детских работ.

2. Анализ работ и ошибок.
3. Выставление оценок.
4. Обобщающая беседа:

  • Чему мы сегодня научились?
  • В какой технике работали?
  • Какой цветок мы изготовили?

5. Задание. На следующей неделе будет проходить выставка творческих работ, и может быть кто-то из вас сделает свою работу в технике “бумажная филигрань”.
6. Уборка рабочего места.