Практико-ориентированные технологии и их использование на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


Одной из приоритетных идей образования в последние годы стала идея формирования системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Ведь школа не должна научить на всю жизнь, она должна научить учиться всю жизнь.

Компетенция понимается как готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации

Но компетенция как таковая не может быть определена через некоторую сумму знаний и умений, т.к. значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать в данной ситуации имеющиеся знания и опыт. Непроявленная компетенция так и остается скрытой возможностью. Приобретение же компетенций базируется на опыте и деятельности обучающегося: невозможно научиться пользоваться компьютером, не прибегая к практике, нельзя выучить английский язык, не разговаривая на нем.

В современном информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности и актуальности в пользу способностей приобретать новые знания. Как научить этому учащихся? Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т.е. реализовывать ключевые компетенции?

Современные условия развития общества все больше и больше указывают на то, что это умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности. Именно в этом контексте зависимость общества от школы будет возрастать. Педагогическому сообществу необходимо осознать, что и от него требуется иной подход к организации образовательной среды и иные образовательные технологии.

Использование практико-ориентированных технологий на уроках русского языка и литературы (да и на других предметах тоже) обеспечивает активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, в научной, производственной и других видах деятельности его членов; интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности; высокий уровень информационного обслуживания, доступность для любого члена общества источников достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

Кроме того, практико-ориентированные технологии оказывают решающее влияние на все этапы процесса обучения: от предоставления учащимся знаний, умений и навыков до контроля их усвоения, при этом обеспечиваются такие важнейшие характеристики обучения, как качество, избирательность материала, учет индивидуальности, постоянный контроль и самоконтроль усвояемости материала, высокий эффект использования ресурсов преподавателей. Кроме того, практико-ориентированные технологии дают преподавателю возможность индивидуализации процесса обучения через дифференциацию.

Сегодня существует множество технологий, позволяющих осуществлять данную задачу.

Во-первых, исследовательская деятельность – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование, основанное на выполнении учащимися исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира под руководством специалиста (руководителя исследовательской работы).

Цель исследовательской деятельности – развитие личности,  приобретение учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний.

Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированных исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Исследование в любой области наук имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Во-вторых, проектная деятельность обучающихся – образовательная технология, основанная на совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности учащихся, имеющей общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата деятельности.

Цель проектной деятельности – способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии через проживание “ситуации успеха” (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации; через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

Кроме того, проектная деятельность помогает развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Развивать исследовательские умения, а именно: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы и осуществлять их проверку, обобщать полученные результаты, делать выводы.

Этапы проектной деятельности: выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ, организация деятельности по реализации проекта; самостоятельная работа учащихся в группах; подготовка отчёта о проделанной работе; защита полученных результатов и выводов; оценивание полученных результатов и выводов; рефлексия.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

К учебному проекту предъявляются следующие требования:

– наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической (дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблем);
– выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации;
– наличие исследовательской работы учащихся;
– поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;
– результатом работы над проектом является продукт

Можно выделить характерные черты учебного проекта:

– личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности (проект всегда личностно ориентированный);
– реализует деятельностный подход;
– обучает взаимодействию в группе и групповой деятельности;
– построен на принципах проблемного обучения;
– развивает умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
– формирует навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
– воспитывает целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу.

Основное отличие проектной деятельности от исследовательской в итоге работы – внешних продуктах. Итог проектной деятельности: веб-сайт, видеоклип, газета, игра, костюм, музыкальное произведение, спектакль, публикация, справочник, учебное пособие, атлас, действующая фирма, журнал, праздник, картина, сценарий и т.п. Итог работы исследовательской деятельности: оформленная исследовательская работа, презентация, отражающая основные положения защиты исследовательской работы.

Таким образом, компонентами, общими для проектной и исследовательской деятельности являются:

  • аналитические: выдвижение идеи и формулирование задачи, поиск гипотезы, обоснованный выбор способа, планирование своей деятельности, самоанализ;
  • презентационные: выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
  • коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;
  • поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в Интернет, формулирование ключевых слов;
  • информационные: структурирование информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
  • проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, проведение эксперимента, осмысление полученных результатов.

Оценивание успешности учащегося в выполнении проекта или исследования может осуществляться по следующим критериям:

– степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы;
– степень включённости в групповую работу;
– практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
– количество новой информации использованной для выполнения проекта;
– степень осмысления использованной информации;
– уровень сложности и степень владения использованными методиками;
– оригинальность идеи, способа решения проблемы;
– осмысление проблемы и формулирование цели;
– уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
– творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
– социальное и прикладное значение полученных результатов.

Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности может быть разной. На уроке это исследовательский или проектный метод обучения, учебный эксперимент, нетрадиционные уроки, домашнее задание исследовательского характера, домашнее задание как часть учебного проекта. Во внеурочной деятельности это исследовательская практика, школьные НОУ, факультативы, элективные курсы, олимпиады, конкурсы, конференции, долгосрочный учебный проект, образовательные экспедиции.

В-третьих, технология развития критического мышления (ТРКМ).

ТРКМ – образовательная технология, основанная учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности учащихся с текстом. И эта технология ближе всего стоит к гуманитарным предметам, особенно к русскому языку и литературе, истории, обществознанию.

Что такое критическое мышление?

Способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

В основе обучения – практическая направленность: формирование, развитие и совершенствование умений:

  • описывать, выделять главную мысль, составлять простой план, формулировать вопросы;
  • объяснять, работать со справочными источниками информации, составлять схемы;
  • доказывать, тезировать, формулировать выводы, проводить отбор необходимых источников информации;
  • составлять сложный план, конспектировать;
  • планировать учебные действия, оценивать выполнение задания.

Особенности ТРКМ: не объём знаний или количество информации, а то, как ученик умеет управлять этой информацией; не присвоение готового знания, а конструирование своего, собственного, коммуникативно-деятельностный принцип обучения, партнёрские отношения между педагогом и учениками.

ТРКМ предполагает обязательные технологические этапы (стадии):

1 фаза – Вызов – пробуждение имеющихся знаний, побуждение к получению новой информации. Функции стадии вызова: мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе)?;информационная (актуализация (вызов “на поверхность” уже имеющихся знаний); коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)?.

2 фаза – Осмысление содержания или реализация смысла – получение новой информации. Функции стадии осмысления: информационная (получение новой информации)?; систематизационная (классификация, ранжирование информации)?

3 фаза – Рефлексия – Осмысление, рождение нового знания. Функции стадии рефлексии: коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)?; мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля); информационная (приобретение новых знаний)?; оценочная (выработка собственной позиции)?.

Основные приёмы и методы ТРКМ: Что я знаю? Свободное письмо. Ассоциация. Ключевые слова. Верно – не верно. Кластер. Понятийное колесо. Зигзаг. Фишбон. 6 шляп мышления. Пометки на полях. Маркировочная таблица. Концептуальная таблица. Постановка вопросов. Перекрёстная дискуссия. Взаимоопрос. Взаимообучение. Таблица аргументов. Самоанализ. Синквейн. Диамант. Бортовой журнал. Эссе.

На уроках русского языка и литературы удачно можно использовать почти все приёмы и методы данной технологии. Вот описание некоторых из них.

Приём “Зигзаг”. Класс делится на четвёрки, у каждого учащегося номер от 1 до 4. Четвёркам достаётся часть учебного текста. Каждый должен понять сначала свою часть, а, остальные части ему помогут понять другие. В классе 4 группы и каждая работает над своей частью текста. Каждому надо освоить текст, выработать своё собственное мнение, выразить его ясно, понятно. Роль учителя– координирующая и консультирующая.

Приём “Идеальное домашнее задание”: учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Дается перечень заданий разного уровня сложности. В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки.

Приём “Пишем книгу”. Задание: написать научно-популярную книгу для детей младшего школьного (или для совсем маленьких) возраста своими словами. Форма работы: групповая. Каждая группа пишет отдельную главу и рисунками и схемами. Презентация книги с приглашением детей.

Приём “Синквейн”. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Правила написания: Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)?. Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)?. Третья строчка – описание действия в трёх словах (глаголы или деепричастия)?. Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме. Синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Приём “Взаимообучение”. В группах из 4-8 человек по очереди ученики играют роль учителя: суммируют содержание абзаца; придумывают вопрос и предлагают других ответить на него; разъясняют, что непонятно; дают задания для чтения следующего абзаца

Что же даёт технология развития критического мышления?

  1. Формирует личностное мировоззрение.
  2. Учит детей самостоятельно работать с разными источниками информации.
  3. Задавать вопросы.
  4. Выслушивать чужое мнение.
  5. Иметь своё мнение и защищать его.
  6. Критически относиться к мнению оппонентов.
  7. Осуществлять рефлексию своей деятельности.
  8. Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знаний, на любом предметном материале.

Но какую бы технологию не выбрали мы для использования на уроке, мы должны помнить, что самое решающее звено этой новации — учитель. Из носителя знаний и информации, он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы.

Информационные ресурсы

  1. Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. – СПб.: СПбГУПМ, 2001.
  2. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О.В. Брыкова, Т.В. Громова– М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Управление школой”. Вып. 5(11).
  3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития.– СПб.: Альянс, 2003.
  4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.– М.: Просвещение, 2004.
  5. Муштавинская И.В., Иваньшина Е.В. Опыт использования образовательной технологии “Развитие критического мышления”. Уроки естествознания. – СПб.: СПбГУПМ, 2003.
  6. http://www ct-net.net
  7. Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования / А. В. Хуторской // Нар. образование. – 2003. – № 5 – С. 55 – 61.
  8. Сазонов Е. В. Деятельностный подход к инновациям / Е. В. Сазонов // Социальные факторы нововведений в организационных системах : тез. докл. науч.-метод. конф. – М. : Мысль, 1980. – С. 308
  9. Сайт международного журнала о критическом мышлении “Перемена” http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru
  10. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
  11. Газета “Первое сентября” http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70