Коррекционно-развивающее занятие по русскому языку "Парные согласные в корне слова"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель урока: формировать умение находить парные согласные в корне слова, подбирать проверочные слова.

Задачи урока:

  • повторить изученные признаки парных согласных;
  • закрепить понятия: парные согласные, согласные, звонкие, глухие, корень, проверочные слова;
  • развивать память и орфографическую зоркость;
  • развитие словарного запаса, уточнение лексического значения слов, развитие мелкой моторики, внимания, умения переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • воспитывать умение работать в паре, прививать любовь к природе в зимнее время года;
  • воспитывать активность и аккуратность у учащихся.

Формирование универсальных учебных действий: умения рассуждать и доказывать свою точку зрения, умение анализировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Оборудование: проектор, экран, нетбуки для школьников, ноутбук учителя, тетради, карточки для чистописания, карточки с приметами, обучающая программа по русскому языку для 3 класса “Наставник”.

Ход занятия

– Доброе утро, ребята! Мы всех рады сегодня видеть на занятии. Будем работать в парах, поэтому будьте терпеливы и помогайте друг другу.

Минутка чистописания.

– Перед вами карточки. Посмотрите внимательно и скажите, что на них написано?

– Верно, стихотворение. О каком времени года в нём говорится? Какие признаки зимы вам помогли догадаться об этом? Молодцы, зима у нас очень красивая с морозами, часто идёт снег.

– Сейчас внимательно запишите в тетради число и стихотворение. Пишите аккуратно.

Учащиеся списывают стихотворение в тетрадь.

Скрипит мороз.
Сердит мороз.
И снег
Сухой и колкий.

2. Беседа по правилу.

– Ребята, кто догадался, какие буквы подчёркнуты в стихотворении?

– Совершенно верно, это парные согласные. Какие вы знаете парные согласные? Давайте вспомним правило (приложение 1).

Учащиеся называют правило: чтобы проверить парные согласные в корне слова надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного звука стоял гласный или [н].

– Прочитаем на слайде весёлое правило (приложение 1). Парные согласные – самые опасные! В корне ты их проверяй, рядом гласный подставляй!

3. Ребусы.

– Внимание ребята, перед вами ребусы. Попробуйте отгадать, какие слова здесь спрятались, запишите их и подберите проверочные (приложение 1).

Слова: мороз, холод, сад, голос, пруд, друг.

4. Приметы.

– Вы молодцы, быстро справились с заданием. Сейчас будем работать в парах. Каждой паре я дам карточку, на которой написана зимняя примета. Что такое примета?

– Это отличительный признак чего-либо. Мы можем что-то приметить, заметить.

Если в моро_ вспотели окна – жди потепления.

Если в феврале на небе много звез_, то зима ещё долго продлится.

Звездный небосвод – идёт ягодный го_.

Зима лето строит: зимнее тепло – летний холо_.

Первый сне_ хоть и чист, да обманет – зима в одну ночь никогда не настанет.

Новый го_ – к весне поворот.

Снежная зима – хороший рост тра_ летом.

Выпадет сне_ – станет теплее.

Если сне_ идёт большими хлопьями – к ненастью.

– В паре вы читаете зимнюю примету, обсуждаете, как вы её понимаете, записываете в тетрадь, вставляя пропущенную букву, и подбираете проверочное слово.

После этого проводится беседа по зимним приметам. Обсуждение слов с пропущенными буквами.

5. Физминутка “Испорченная клавиатура”.

– Сейчас поиграем. Игра наша называется “Испорченная клавиатура”.

Класс делится на две команды. Каждой команде раздаются согласные буквы. Учитель называет слово, а учащиеся должны определить, какая согласная будет писаться в корне слова. Чья команда первая даст правильный ответ, та и получает балл.

6. Текст (“Наставник”).

– Мы продолжаем работать в паре. У вас на парте есть нетбук, один на двоих. Включите его.

– На экране инструкция. Внимательно её читайте, откройте программу “Наставник” и нужное задание (приложение 1).

Учащиеся действуют в соответствии с инструкцией. Перед учащимися открывается текст. Его надо перепечатать и затем нажать кнопку “Проверка”. В результате на экране появляется количество допущенных ошибок. Есть возможность ещё раз исправить.

Выпал снег. Ударил мороз. Замерзли пруд и речка. Иней украсил сад. Теперь вместо зарядки я беру коньки и бегу на пруд. На улице меня уже ждёт друг. До меня доносится его голос.

7. Проверь себя.

– Ребята, а сейчас мы проверим как вы запомнили правило. Обратите своё внимание на экран (приложение 1). Перед вами два столбика слов. Надо соединить слова из первого столбика со словами из второго. Вставить пропущенные буквы и записать в тетрадь.

Сне_ кре_кий
Лё_ лё_кий
Сугро_ сколь_кая
Доро_ка гла_кий
Холо_ ни_кий

– Кто закончил работу сдайте тетради. Поднимите руку, кто считает, что хорошо усвоил правило о парных согласных? А кто считает, что ему ещё надо поработать над правилом?

– Спасибо всем за занятие!

Презентация