Птицы – наши друзья! Зимой их забывать нельзя! 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


(Слайд 1, 2)

Цель урока: Расширить знания учащихся о разнообразии птиц на планете, о многообразии птиц, зимующих в родном крае.

Оборудование:

  • Компьютер. Экран. Мультимедийный проектор. Диск с презентацией.
  • Телевизор. DVD проигрыватель. DVD диски.
  • Магнитофон. Аудиокассета с записью голосов птиц.
  • Выставка фотографий «Яркий мир птиц».
  • Выставка «Эти забавные пернатые!»
  • Наглядный материал на тему «Птицы».
  • Кормушки, корм, деревья, муляж птицы, гнездо птицы.
  • Картинки с изображением птиц (по количеству учащихся).
  • А.А. Плешаков «Окружающий мир» 1 класс, «Рабочая тетрадь» 1 класс, 2011 г.

План урока:

  1. Введение в урок «Слышите, поют птицы!»
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Загадки про птиц.
  4. Репортажи с лесной опушки. (Сообщения детей).
  5. Физминутка «По дорожке».
  6. «Птичьи профессии».
  7. Корм и кормушки для зимующих птиц.
  8. Физминутка «Птицы летят».
  9. Работа в «Рабочей тетради». Работа по учебнику.
  10. Итог урока «Научились, узнали, удивлялись».
  11. Задание «Изготовьте кормушку».
  12. Игра «Прилетели птицы». (Резервное время на уроке)

Ход урока

I. Введение в урок. (кассета: голоса птиц)

Учитель: Доброе утро! Слышите. Это поют для нас и наших гостей птицы.

А птиц на земле более 9 тысяч видов. Только в России насчитывается более 760 видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины (слайд 3), есть и совсем крошечные, небольшие, весящие всего несколько граммов (слайд 4). Есть птицы, которые летают выше облаков (слайд 5), а есть и такие, которые вовсе не могут летать (слайд 6).

Одни птицы живут в степи (слайд 7), другие – только в лесу (слайд 8), третьи там и тут. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи (слайд 9). Одни живут только в пустыне или горах. Другие – только на берегу моря (слайд 10).

Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные (слайд 11), которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.

Одни птицы селятся в дуплах (слайд 12), а другие вьют себе гнёзда на земле или ветвях деревьев и кустов (слайд 13). Одни птицы получили свои имена за голос, другие за цвет, третьи за поведение (слайд 14).

(Музыкальная пауза «Снежная дорога». Танец в исполнении девочек в «снежных» накидках) (слайд 15)

Еду. Тихо. Слышны звоны под копытом на снегу.
Только серые вороны расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой, подвязалася сосна. (слайд 16)

Заметает пурга белый путь.
Хочет в мягких снегах потонуть.

Кругом бело, и снег глубок. И грустно было бы думать, что сейчас на земле нет ничего, кроме снега, что цветы давно отцвели, а птицы все улетели в тёплые края. Как мало мы ещё знаем природу!

Из-за ёлки бы высокой подсмотрел я на кругу:
Кто глубокий след далёкий оставляет на снегу?

II. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Сегодня ясный тёплый зимний день. И этим я воспользовалась, чтобы провести для вас урок, посвящённый зимующим птицам: «Птицы – наши друзья! Зимой их забывать нельзя!» (слайд 17). Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И надо скорей разобрать непонятные знаки, прочесть таинственные буквы. (слайд 18) В книге зимы каждый лесной житель расписывается своим почерком, своими знаками. Птичий почерк – сороки, скажем, – легко разобрать. От трёх передних пальцев крестики на снегу, сзади от четвёртого пальца – тире (прямая чёрточка). По бокам от крестиков отпечатки перьев крыла, как пальцы. И уж где-нибудь непременно мазнёт по снегу своим длинным ступенчатым хвостом.

Много разных птиц живёт и в наших местах: дятлы и синицы, дрозды и пеночки, поползни и совы. Каждая птица живёт по-своему. Одна любит лиственный лес, другую только в ельнике встретишь. Одна насекомых на коре дерева ловит, другая на земле отыскивает, а третья вообще семенами питается. Одни птицы гнездо на сучке вьют, другие в густой траве его прячут, а есть и такие, что дупло в дереве долбят. Вот давайте и посмотрим, какие птицы у нас зимуют, как они корм добывают, и кому из них мы сможем помочь зимой?

III. Загадки про птиц.

(слайд 19 – по щелчку отгадка)

Ученик 1:

«Тук-тук-тук!» поутру носом долбит он кору.
Сколько пользы этот нос нашим яблоням принёс.
Эта птица – молодчина: выбирает всех личинок,
Ну, а чтоб жилось тепло, мастерит себе дупло.
Много времени потратил на своё жилище … (дятел).

Ученик 2:

Он щебечет: «Чик-чирик!» Серый, ростом невелик.
Скачет, скачет по дорожке, ищет зёрнышки и крошки.
Что с опаскою глядишь? Что на крышу ты летишь?
Я не трону, не робей, эй, пугливый … (воробей).

Ученик 3:

Вот опять гнездо себе мастерит в печной трубе.
И туда, на крышу дома, тащит ветки и солому.
Натаскает ваты, пуха – хорошо птенцам и сухо.
И в колодец-дымоход ни за что не влезет кот!
Вот смекалка так смекалка! Это что за птица? .. (галка).

Ученик 4:

Ей на месте не сидится; всё летает целый день,
Суетится, суетится, целый день звенит: «Тень-тень!»
Угадай-ка, что за птица? То весёлая … (синица).

Ученик 5:

Стойкий, стужам неподвластный, песней славит он зарю.
Знать, недаром галстук красный дан с рожденья … (снегирю).

Ученик 6:

Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?
Голоском речистый. «Кле! Кле! Кле!» поёт со свистом. (клёст)

Ученик 7:

Окраска – сероватая, повадка – вороватая.
Крикунья хрипловатая, важная персона – кто она? (ворона)

Ученик 8:

Северные гости клюют рябины гроздья,
Так нарядны и ярки, на головках – хохолки!
Столько песен пели наши… (свиристели)

Ученик 9:

Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (сорока)

Учитель: Но, говорят, сорока без причины не стрекочет. И вот на эти кормушки среди белоснежных хлопьев сейчас будут прилетать зимующие птицы, а мы послушаем новости, которые подготовили наши корреспонденты.

IV. Репортажи с лесной опушки. (Сообщения детей).

Учитель: Репортаж – сообщение о местных событиях, о событиях дня в периодическую печать, информация.

Ученик: Где ельник, там и клесты (слайд 20). Так уж они, клесты, приспособились – еловыми семенами питаются. Потому и говорят: клёст-еловик. Летит стайка клестов, перекликается звонкими голосами: «Кик… кик…кик!..» Как увидят ель, у которой вершина шишками увешана, сразу по ветвям рассыплются – и пошла работа! Схватит клёст шишку, оторвёт её клювом, прижмёт лапой к ветке и отворачивает чешуйку за чешуйкой, мелкие крылатые семена достаёт. Клюв у клеста крючком, как раз для такого дела подходит. Клёст – воздушный гимнаст. Благодаря сильному и крепкому клюву он даже крутится на ветке. По клюву и узнаешь его сразу. Да и окраска поможет: она у клеста яркая, красная. А птенцов клесты в любое время года выводят, даже зимой. Было бы шишек много, было бы чем детей выкормить, а мороз им не страшен.

Учитель: Спасибо, (имя), за репортаж! (Учитель благодарит каждого ученика после репортажа.) Недаром говорят: «Всякая птица своим клювом сыта!»

Ученик: Где на земле бурелом да трава густая, там чёрного дрозда увидеть можно. Красивая эта птица: сама чёрная, как сажа, а клюв и ободки вокруг глаз – жёлтые. И вся она такая блестящая, стройная. Сядет солнышко, наступит вечер, вылетит дрозд на вершину дерева, спрячется в ветках – и поёт. Голос у него свистовой, громкий, торжественный, но будто задумчивый, печальный. Кормится дрозд на земле: листья опавшие перевёртывает, червяков да личинок под ними собирает.

Ученик: Певчий дрозд не так красив, как чёрный: снизу желтоватый, сверху коричневатый и весь крапинками покрыт. Но поёт певчий дрозд замечательно; на закате солнца усядется на вершину ели и на весь лес высвистывает: «Спиридон… Спиридон… приходи… приходи… чай пить… чай пить!» Голос звучный, торжественный. На земле под листьями отыскивает певчий дрозд насекомых, а осенью ягоды рябины ест.

Ученик: По стволу осины, прыжками поднимается пёстрый дятел. (слайд 21). До чего же он хорош! Белый с чёрным, а шапочка и подхвостье ярко-красные. Клюв у дятла – настоящий плотничий инструмент. Клювом он выдалбливает глубокое дупло для гнезда, из-под коры жуков-короедов и личинок вытаскивает, клювом и шишки раздалбливает, семена достаёт. Интересно дятел с шишками управляется. Найдёт шишку поспелее и несёт её в «кузницу» – на дерево, где заранее облюбовал щель или трещину в древесине. Вставит дятел в эту щель шишку, обопрётся хвостом о кору дерева – и работает клювом, только чешуйки с шишки летят! А новую шишку принесёт, старую обязательно из щели вытащит и бросит. Целая гора шишек под такой «кузницей» накапливается.

Ученик: Синичка-гаичка серенькая, а шапочка на голове – чёрная. (слайд 22) Клюв у гаички маленький, тоненький. Но и она тоже для гнезда дупло себе выдалбливает. Правда, выбирает гаичка дерево гнилое, трухлявое. Знает: долбить его легче. Осенью и зимой собираются гаички в небольшие стайки и кочуют по нашим лесам. Неутомимо обыскивают птички каждое дерево, каждый пень; ни одно насекомое не укроется от их зоркого глаза.

Учитель: Синицы пищат – зиму вещают.

Ученик: Маленькая синичка-московка ельники любит. Она на гаичку похожа, только сверху потемнее да на затылке пятно белое заметно. И ей чаще всего дятлова квартира переходит. Трудно зимой московкам приходится – холодно и голодно. Но они не унывают: целый день по веткам шарят, насекомых в коре деревьев отыскивают. Так хорошо услышать морозным утром звонкий, весёлый свист этих птичек!

Учитель: Всякая птица по-своему поёт.

Ученик: Синица – по существу птица всеядная, особенно зимой, в бескормицу. Всё ест: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несолёного сала. Можно взять кусочек такого сала, привязать на ниточке к суку дерева. Синицы скоро найдут это лакомство. Прилетят, уцепятся за него коготками и будут долбить, раскачиваясь, как на качелях. Тогда их отлично можно разглядеть.

Учитель: Синица к избе – зима на дворе.

Ученик: Поползень тоже гнездо в дупле делает, но дупла сам не выдалбливает – не умеет. (слайд 23) Найдёт он чьё-нибудь старое, заброшенное дупло и поселится там. А чтобы кто чужой в дупло не забрался, замазывает поползень вход глиной, только узенькую лазейку для себя оставляет. А какой поползень нарядный! Спинка у него серая, почти голубая, а брюшко и грудь – белые; от клюва через глаз чёрная полоска идёт. И ещё одна примета: поползень – акробат, умеет по коре дерева вниз головой бегать. Лазает поползень по дереву, разыскивает насекомых, которые под корой прячутся. От корешка или семечка тоже не откажется.

Ученик: Чижика на воле, в лесу не сразу и заметишь: сам маленький, а живёт в вершинах высоких елей. (слайд 24) И окраска зеленоватая, под цвет еловой хвои. Для гнезда чиж ветку повыше выбирает. Гнёздышко маленькое, тёплое, плотное – точно рукавичка. Птенцов чижик мелкими насекомыми выкармливает. На зиму чижи от нас не улетают; с осени кочуют они по садам, по перелескам, по опушкам, отыскивают семена ольхи, берёзы, сорняков разных. Здесь-то и увидеть их можно – сами на глаза попадаются.

Учитель: Знает птица, что без родины не годится.

Ученик: А вот на ветке акации сидит воробей. (слайд 25) Да какой нарядный. Раньше я этого и не замечала. Верх головки серенький, будто шапочка надета. Грудь и брюшко тоже серые, а крылья потемнее, они коричневатые, пёстренькие. Вверху, на крыльях – белая полоска. Щёчки у него почти беленькие, а под шейкой большое чёрное пятно, совсем как бант или широкий галстук. Ишь, какой франт! Рядом с ним воробьиха сидит. Она не такая нарядная, вся серенькая.

Ученик: А у деревенских воробьёв и самец, и самка в одинаковую одёжку одеты. Только шапочки у них коричневые и на крыльях по две белых полоски. Но у деревенского воробья на светлых щёчках чёрные скобочки, будто серёжки, а у городского – таких серёжек нет. Вот какое дело! Воробьи-то разные: городские и деревенские.

Учитель: И то правда, что у всякой пташки свои замашки.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней,
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.

Ученик: Щегла редко увидишь летом. (слайд 26) Эти птицы живут в густых хвойных лесах. А вот как только наступит зима, выпадет снег, тут щеглы из леса выберутся. Разлетятся стайками по овражкам, по полям, примутся еду себе добывать. Им и горя мало, что снег землю укрыл. Им важно найти заросли репейника или чертополоха. В один миг облепят их, усядутся на верхушки и начнут из головок семена выклёвывать. Репейники же высокие, снег их не засыпает. Сами щеглы сыты, и людям польза. Много за зиму семян сорняков поедят. А если вам кажется, что птицам лучше жить в доме, в тепле, чем летать по заснеженным полям, еду себе разыскивать, поймите, что для дикой птицы свобода дороже. Не надо их ловить, чтобы зиму в комнате держать, а устраивать для них в садах, в парках, в лесах птичьи «столовые».

V. Физминутка.

Учитель: Молодцы, корреспонденты! (слайд 27) Мы узнали много нового о зимующих птицах. И дежурные проведут с вами физкультминутку.

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке. (подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке. (подскоки на левой ноге)
По тропинкам побежим, до лужайки добежим. (бег на месте)
На лужайке, на лужаечке мы попрыгаем, как гаички. (прыжки на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнём и теперь пешком пойдём. (ходьба на месте)

VI. «Птичьи профессии».

Учитель: Все птицы приносят большую пользу человеку. Одни вредных насекомых и их личинок уничтожают, другие – мышей – полёвок ловят, третьи – семена сорняков поедают.

А какие же лес или роща, если там не поют птицы?

У каждой птицы своя окраска, оперение, повадки, своё «птичье» дело, своя птичья «профессия». Знаете ли вы, что воробьи первые из птиц узнают о приближении сильных морозов? Засуетились, забеспокоились воробьи, начали утеплять свои гнёзда пухом и перьями – жди холода. Воробьиное «бюро погоды» работает точно!

Чечётки – маленькие забавные птички. Собираясь стайками на берёзах, они клюют их мелкие семена. Часть семян при этом осыпается, их подхватывает ветер и уносит далеко-далеко… Там, куда упали семена, вырастают тоненькие белые стволы молодых берёзок.

Тук-тук-тук! – гулко разносится по лесу. Это стучит дятел. Его называют лесным «санитаром». И недаром: он своим крепким клювом выдалбливает жуков-короедов из стволов деревьев и спасает их от гибели.

На опушках леса растут молодые дубки. Их посадила сойка, нарядная суетливая птичка. Готовя на зиму запасы желудей, она часто забывает место, где находятся её «кладовые».

Из этих желудей и вырастают молодые дубки.

Вы когда-нибудь слышали о розовых скворцах? Любимое блюдо у них – саранча, насекомое, наносящее большой вред сельскому хозяйству. За день розовый скворец может съесть около 200 вредителей. Вот это аппетит!

VII. Корм и кормушки для зимующих птиц.

(слайд 28)

Учитель: Трудно – ох, трудно! – приходится зимой певчим пичугам, да и другим птицам! Ищут они, где бы укрыться от холода, от страшного зимнего ветра, – не находят и гибнут. (Слайд 29) SOS! SOS! SOS! Спасите от смерти! На помощь! Строй пичугам ночлежки-дуплянки, в поле ставь шалашики из еловых лап и пучков соломы для серых куропаток. Устраивай птицам столовки!

Ученик: Как птице перезимовать?

Известно, что у птах нет ни халатов ватных, ни байковых рубах.
И если долго снег идёт, и долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится пичугам нашим туго.

Учитель: (слайд 30)

Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку, рассыпьте крошки на снегу, а то и манной кашки…
И оживут бедняжки!

Для синиц и поползней сделай вот что:

Возьми палочку, высверли в ней в ряд несколько дырочек и залей эти дырочки горячим салом – свиным или говяжьим. Дай салу остыть и вывесь из окна, а ещё лучше на дерево перед окном. (Демонстрация) Весёлые маленькие гости не заставят себя ждать и в благодарность за угощение покажут вам разные свои фокусы: кружение на ветках, кувыркание вниз головой, скок вбок.

Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму. Мы готовим кормушки – догадайтесь, кому?
Кто летает, как мячик, мячик серенький мой? Наше дело ребячье – уберечь их зимой.
Пуховые подушки на осинах белы. Сыпьте зёрна в кормушки, сыпьте корм на столы.
И они нам за это, зорко сад сторожа, от вредителей летом сберегут урожай.
Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму! Мы готовим кормушки – угадайте, кому?

Учитель:Наши ребята с родителями уже изготовили кормушки для птиц, зимующих в нашем городе. А где надо развешивать кормушки?

Ученики: Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Кормушку можно установить на балконе квартиры. Через стекло очень интересно наблюдать за птичьей столовой.

Учитель: Где чаще всего вы встречали птиц в нашем городе в зимний период? (Голуби у церкви, в парке, на остановках)

VIII. Физминутка.

Учитель: Что-то мы засиделись – пора подвигаться.

Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылышки сложим назад.

IX. Работа в «Рабочей тетради». Работа по учебнику.

Учитель: Откройте учебники и рабочие тетради.

Послушайте задание: соедини линиями слайд и название птицы.

По отличительным признакам вы узнаете птиц, которые могут прилететь к нашим кормушкам.

X. Итог урока.

Висит кормушка за окном на радость вам и птицам.
И каждый день по сто друзей в окно твоё стучится.
Синицы, галки, воробьи – тихони и задиры –
Стучатся дружно по утрам в окно твоей квартиры.
Какая радость видеть птиц и слышать трель синичек!
Я каждый раз встречаю их, как дорогих сестричек.

– Урок окончен. (слайд 31)

Сегодня мы удивлялись многообразию птиц, отгадывали загадки, слушали рассказы корреспондентов, думали, где лучше развесить кормушки, читали стихи.

XI. Задание.

Раскрасьте птиц на листах.

Что не говорите, ребята, а кроме как «чудом», это назвать нельзя!

Список используемой литературы:

  1. Бёме Л.Б. Жизнь птиц. У нас дома.– М.: «Лесная промышленность», 1987.
  2. Бианки В. Лесная газета. –Л.: «Детская литература», 1983.
  3. Дерим-Оглу Е. Рассказы о лесных птицах – М.: «Московский рабочий», 1971.
  4. Есенин С. Стихи.– М.: «Московский рабочий» , 1977.
  5. Книга зимы. Сборник., – Л.: «Детская литература», 1984.
  6. Нересова О. Птичьи профессии.– М.: «Малыш», 1972.
  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Советская энциклопедия», 1964.
  8. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для ОУ. в 2 частях. Часть 1. – М.: «Просвещение», 2011.
  9. Сладков Н. За птичьими голосами. – М.: «Детгиз», 1962.
  10. Усов М. Листья на снегу. – М.: «Детгиз», 1963.

Приложение.