"За страницами учебника математики". Рабочая программа по математике для учащихся 5–6-х классов

Разделы: Математика

Классы: 5, 6

Ключевые слова: математика, рабочая программа


Содержание рабочей программы

  • Пояснительная записка.
  • Содержание учебного материала.
  • Учебно-тематический план (5-й класс).
  • Учебно-тематический план (6-й класс).
  • Перечень ключевых слов.
  • Список литературы для учителя.
  • Список литературы для обучающихся.

Пояснительная записка

Огромную важность в математическом образовании обучающихся имеют знания исторического и прикладного характера: кем и когда были придуманы дроби, где впервые стали решать задачи с помощью уравнений, как применяют математику в различных играх и для тайнописи и т. п. Введение курса “За страницами учебника математики”, как вариативной части учебного плана школы, обусловлено желанием приобщить к математическому образованию учащихся, которые в своём личном общении отражают исторический путь, следуя которому человечество добывало математические знания.

Основные разделы курса:

– как люди научились считать; из науки о числах;
– развитие арифметики и алгебры; рассказы о геометрии;
– математические игры; математика и шифры;
– математика у разных народов
– как измеряли в древности; старые русские меры;
– метрическая система мер;
– комбинации и расположения.

Программа “За страницами учебника математики” ориентирована на применение различных форм организации взаимодействия учителя и ученика.

Особый акцент в программе сделан на использование исторического материала в видеофильмах, мультфильмах на современных носителях, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям организации учебного процесса. Формы контроля усвоения программного материала: урок-путешествие, урок-аукцион, урок-викторина, защита рефератов. Итоговые занятия пройдут в форме математического КВН в 5 классе и математического вечера в 6 классе.

Изучение данного курса тесно связано, в первую очередь, с математикой и с такими дисциплинами, как история, география и обществознание.

Программа адресована учащимся 5-6 классов и частично может быть использована в начальных классах и во внеклассной работе

Курс рассчитан на 68 часов, из них: 34 часа в 5 классе и 34 часа в 6 классе.

Срок реализации программы – 2 года. Количество часов в неделю – 1 час.

В связи с тем, что курс “За страницами учебника математики” сопровождает учебный материал по математике в 5-6 классах, при составлении рабочей программы мы опираемся на примерную программу по дисциплине “Математика” для базового уровня в указанных классах (сборник нормативных документов. Математика / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев – 2-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 128 с.).

В результате прохождения программного материала, обучающийся

имеет представление:

  • о том, как математика стала настоящей наукой;
  • о метрической системе мер;
  • о комбинаторике;
  • о бесконечности ряда натуральных чисел;

знает:

  • историю развития арифметики и алгебры;
  • историю возникновения геометрии;
  • старые русские меры;

умеет:

  • решать задачи с помощью уравнений;
  • решать занимательные геометрические задачи;
  • самостоятельно приобретать знания и применять их;

владеет:

  • некоторыми приёмами быстрого счёта;
  • некоторыми методами шифрования текста.

Целью прохождения данного курса является содействие формированию математического мышления и целостного представления о математике, как науке и создание условий для успешного усвоения школьной программы.

Задачи курса:

  • расширить сферу знаний обучающихся;
  • способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей обучающихся;
  • вырабатывать умение самостоятельно приобретать и применять знания;
  • воспитывать интерес и любовь к предмету.

Содержание учебного материала

1. Как люди научились считать (10 часов)

– арифметика каменного века;
– числа начинают получать имена;
– великолепная семёрка;
– живая счётная машина;
– операции над числами;
– системы счисления;
– первые цифры;
– древнегреческая, древнеримская и другие нумерации;
– как в древности выполняли арифметические действия;
– как решали задачи в древности.

2. Развитие арифметики и алгебры (9 часов)

– наука уходит на Восток;
– открытие нуля;
– что такое квадриллион?
– о бесконечности ряда натуральных чисел;
– Мухаммед из Хорезма диктует правила;
– пропорции;
– кто придумал отрицательные числа и зачем они нужны?
– зарождение алгебры.

3. Из науки о числах (7 часов)

– как математика стала настоящей наукой?
– числа правят миром;
– проблема Гольдбаха;
– решето Эратосфена;
– признаки делимости;
– НОД;
– любопытные свойства натуральных чисел;
– некоторые приёмы быстрого счёта.
– юные математики.

4. Математические игры. Математика и шифры (6 часов)

– “ Битва чисел” и “Ним”;
– игра в 15;
– каким должен быть шифр;
– шифры и арифметика остатков;
– шифрование решёткой.

5. Рассказы о геометрии (8 часов)

– как возникла геометрия;
– натягиватели верёвок;
– как Фалес посрамил гарпедонаптов;
– сотни фигур из семи частей;
– Эратосфен измеряет Землю;
– Архимед применяет геометрию для обороны;
– геометрические узоры; правильные фигуры;
– из Вавилона в Грецию;
– геометрия вокруг нас;
– геометрические проблемы.

6. Математика у разных народов (5 часов)

– математика у армян;
– математика у народов Средней Азии;
– математика у русского народа;
– Л.Ф.Магницкий и его “Арифметика”;
– как ценили математику наши предки?
– из содержания старинных русских руководств по математике.

7. Как измеряли в древности (3 часа)

– зачем человеку нужны измерения;
– первые единицы длины;
– измерение площадей;
– взвешивание;
– меры в Древнем мире.

8. Старые русские меры (4 часа)

– начало государственного надзора за мерами в России;
– меры длины; меры площадей; меры веса и объёма;
– денежная система русского народа;
– Д.И.Менделеев – метролог.

9. Метрическая система мер (4 часа)

– рождение метрической системы мер;
– временная метрическая система;
– архивный метр;
– международная метрическая система мер.

10. Комбинации и расположения (7 часов)

– катание на карусели;
– футбольное первенство;
– комбинаторика на шахматной доске;
– дерево выбора; Кенигсбергские мосты;
– блуждание по лабиринтам;
– магические квадраты.

Учебно-тематический план 5 класс

Разделы и темы

Количество часов

Раздел 1. Как люди научились считать

5

Раздел 2. Развитие арифметики

4

Раздел3. Из науки о числах

7

Раздел 4. Математика у разных народов

5

Раздел 5. Как измеряли в древности

3

Раздел 6. Старые русские меры

4

Раздел 7. Метрическая система мер

4

Математический КВН.

2

Итого

34

Учебно-тематический план 6 класс

Разделы и темы

Количество часов

Раздел 1. Как люди научились считать

5

Раздел 2. Развитие арифметики и алгебры

5

Раздел 3. Математические игры. Математика и шифры

6

Раздел 4. Рассказы о геометрии

8

Раздел 5. Комбинации и расположения

7

Защита проектов

1

Математический вечер

2

Итого

34

Перечень ключевых слов: алгоритм Евклида; “арифметика-политика”; “арифметика-логистика”; асс; астрология; биллион; верста; дружественные числа; кадь; калькуляция; квадриллион; копейные деньги; мечевые деньги; полимино; поприще; промилле; системы счисления; скалва; треугольные числа; унция.

Литература для учителя

  1. Гарднер, М. Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки [Текст] / М. Гарднер. – 5-е изд. – М.: Наука, 1986.
  2. Депман, И. Я. За страницами учебника математики: пособие для учащихся 5-6 классов средн. шк. [Текст] / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Депман, И. Я. Мир чисел [Текст] / И. Я. Депман. – 4-е изд. – Л.: Детская литература, 1982.
  4. Игнатьев, Е. И. В царстве смекалки [Текст] / Е. И. Игнатьев. – 4-е изд. – М.: Наука, 1984.
  5. Кордемский, Б. А. Удивительный мир чисел [Текст] / Б. А. Кордемский, А. А. Ахадов. – М.: Просвещение, 1986.
  6. Перельман, Я. И. Живая математика. Математические рассказы и головоломки [Текст] / Я. И. Перельман. – 11-е изд. – М.: Наука, 1978.
  7. Рыбников, К. А. Возникновение и развитие математической науки: кн. для учителя [Текст] / К. А. Рыбников. – М.: Просвещение, 1987.
  8. Романовский, Б. В. С метром по векам [Текст] / Б. В. Романовский. – Л.: Детская литература, 1985.
  9. Шуба, М. Ю. Занимательные задания в обучении математике: кн. для учителя [Текст] / М. Ю. Шуба. – М.: Просвещение, 1994.

Литература для обучающегося

  1. Гарднер,  М. Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки [Текст] / М. Гарднер. – 5-е изд. – М.: Наука, 1986.
  2. Депман, И. Я. За страницами учебника математики: пособие для учащихся 5-6 классов средн. шк. [Текст] / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Игнатьев, Е. И. В царстве смекалки [Текст] / Е. И. Игнатьев. – 4-е изд. – М.: Наука, 1984.
  4. Маркушевич, А. И. Детская энциклопедия: кн. для среднего и старшего возраста [Текст] / А. И. Маркушевич [и др.]. – М.: Просвещение, 1974.

Приложение 1

Приложение 2