Экологические исследования с младшими школьниками

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Экология


Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская работа. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов, явлений, проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить свои наблюдения, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

К сожалению, во многих школах уроки курса “Окружающий мир” ограничиваются стенами классной комнаты и материалами учебника. Дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Это объясняется большим количеством учеников в классах, ограниченным количеством часов, выделяемых на предметы экологической направленности, удаленностью природных объектов от школ и т. п. Решить проблему поможет организация исследовательской работы младших школьников.

Еще одно очень важное условие — необходимость соблюдения основных положений личностно-деятельностного подхода в образовании. В краткой форме его смысл заключается в следующем:

  • учащиеся должны быть включены в разнообразную деятельность экологического характера — познавательную, ценностно-ориентировочную, эстетическую, преобразовательную и т. д.;
  • каждый учащийся имеет право выбора — того вида деятельности, который наиболее соответствует его способностям, склонностям, интересам, субъективному опыту и т. д.;
  • различные виды деятельности являются элементами продуманной и четко спланированной системы, имеющей различные уровни сложности.

Среди современных педагогических технологий, получивших широкое распространение в основной и начальной школе, особое место занимают проектная деятельность и ученическая научно-исследовательская работа. Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира. Часто приходится сталкиваться с заблуждением, что проектная и исследовательская деятельность учащихся тождественны. Однако если обратиться к определению этих двух понятий, обозначится явное их различие. Термин “проект” в переводе с латинского означает “бросание вперед”. Проект — это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях — план, замысел какого-либо действия. “Исследование” — это научное изучение какого-либо предмета, явления и т. п. А. И. Савенков отмечает “Проектирование — это не творчество в полной мере, это творчество по плану, в определенных контролируемых рамках. В то время как исследование — творчество в чистом виде. А, следовательно, и путь воспитания истинных творцов”.

Под опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работой учащихся понимается деятельность под руководством научного руководителя (педагога), связанная с творческой, исследовательской задачей с заранее неизвестным решением. Она предполагает наличие этапов планирования, проведения исследований, обработку полученных знаний.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся могут дополнять друг друга: исследование как предварительный, заключительный (определение результативности) этап проекта и проект как один из этапов исследования.

Говоря предметно об исследовательской деятельности младших школьников, необходимо обратить внимание на следующие вопросы.

  1. Что служит основой для исследовательской деятельности младших школьников?
  2. Что представляет из себя исследовательская деятельность младшего школьника?

3. Как привлечь учащихся к исследовательской деятельности?

4. Каким образом помочь учащимся получить необходимые знания и умения ведения исследовательской работы?

При планировании и организации исследовательской деятельности младших школьников необходимо опираться на те знания и умения, которые учащиеся получили, будучи дошкольниками, а также с учетом возрастных особенностей.

Т. А. Файн считает, что “обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.

Этот же автор представляет поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников с первого по четвертый класс, основываясь на развитии мыслительных умений и навыков.

Исследовательскую работу можно и нужно начинать в начальной школе, помня некоторые правила:

  • исследовательская работа должна быть краткосрочна;

предлагаемые учащимися направления исследовательской работы должны быть разнообразны, т. к. важно в начальной школе не просто приобщить школьников к этому виду деятельности, но и выявить их склонности и создать условия для развития их способностей ;

тема исследования одновременно должна быть интересна учащимся и иметь практическую и социальную направленность;

  • исследовательская работа должна способствовать повышению общего культурного уровня учащихся и совершенствования учебных умений и навыков.

Проведение исследований с младшими школьниками осуществляется в определенной последовательности.

Период, предшествующий исследованию, включает в себя выбор темы и обоснование ее актуальности (формулирование проблемы), определение цели, задач, объекта и предмета исследования, изучение по литературным источникам современного состояния вопроса, выдвижение рабочей гипотезы или ряда конкурирующих гипотез, разработка схемы эксперимента.

После определения темы, цели и схемы работы, выбираются соответствующие методики для обеспечения подготовки объектов и оборудования, обеспечения последовательности постановки эксперимента; уточняются общие и специфические (исследуемые) условия эксперимента; разрабатывается план наблюдений; выбираются условия, обеспечивающие “чистоту” эксперимента. Далее организуется эксперимент и ведется учет полученных результатов.

Второй этап опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы — собственно проведение исследований. Соблюдение всех требований методик обеспечивает достоверность результатов.

Третий этап работы — обработка полученных данных — включает первичный анализ данных, первичную цифровую обработку материалов и статистическую оценку результатов исследования.

Помимо вышеизложенных этапов опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы, организация ученической требует включения дополнительных.

  1. Обучение работе с литературой (библиотечные карточки, конспекты, цитирование, составление алфавитного списка литературы).
  2. Обучение правилам ведения документации (дневник опыта, выполнение биологического рисунка и т. п.)
  3. Обучение подготовке реферативных сообщений, энциклопедических справок, рефератов по теме исследования.
  4. Обучение подготовке тезисов по отчетным материалам и текста доклада.

Роль учителя при выполнении исследований изменяется в зависимости от этапов работы. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника. И делает это следующим образом.

  • Консультирует. То есть провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель в классе — это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся “делают что-то не то”. Во время консультирования важно отвечать только на возникающие у учеников вопросы.
  • Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности — залог успешной работы над проектом.

Наблюдает. Следует особо отметить, что при использовании метода проектов помимо оценки продукта проектной деятельности необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект — формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется при проведении исследований: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом познавательной деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

Следует признать, что каждый ученик имеет право:

  • не участвовать ни в одном из предложенных проектов;
  • участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;
  • выйти в любой момент из любого проекта;
  • в любой момент начать новый проект.

С самого начала ученик оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и активизирует его познавательную активность. С другой стороны, ситуация неопределенности при выполнении проекта вызывает у учащихся специфические сложности, которые носят объективный характер.

Учащимся трудно:

  • намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
  • искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
  • осуществлять и аргументировать выбор, предусмотреть последствия выбора;
  • действовать самостоятельно (без подсказки учителя);
  • сравнивать полученное с требуемым;
  • корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
  • объективно оценивать процесс и результат проектирования.

Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода проектов. При этом у учащихся вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует заданная учителем оценочная схема: “это верно, а это — нет”.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

  • Выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, не только является фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности.
  • Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций.

Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает “чужой” продукт — информацию — с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи — с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось. Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение.

Наиболее успешными формами, уже с первого класса, представляются следующие.

Экскурсия. То есть экскурсия — это не просто прогулка по определенному маршруту, а серьезная работа, требующая большой предварительной подготовки учителя и учащихся. Для проведения экскурсии необходимо четко сформулировать тему и цели, определить место проведения, заготовить бланки и таблицы, которые будут заполняться по ходу экскурсии. Целесообразно разбить класс на группы (по 2-5 человек) и распределить между ними задания.

Необязательно место проведения должно быть удалено от школы. Умелый подбор заданий и плана экскурсий поможет учащимся получить и усвоить большой объем учебного материала, а близкое расположение объекта научит внимательнее относиться к живым объектам, воспринимать привычное окружение не как само собой разумеющееся, а как сложную цепочку взаимосвязей.

Развитию исследовательских умений у первоклассников способствуют как обзорные, так и тематические экскурсии.

Для развития исследовательских умений предпочтение следует отдать не обзорным, а тематическим экскурсиям. Тематическая экскурсия должна быть не продолжительнее 20-25 минут.

Помимо экскурсий младших школьников привлекают такие формы, как лектории и кинолектории. При подборе материалов для организации данных форм работы следует отдавать предпочтение интересным фактам, ярким иллюстрациям, т. к. исследователем движет в первую очередь любопытство. Объект исследования не должен выглядеть для ребенка безликим, ведь это инструмент для получения знаний, умений и навыков. Особенно, если речь идет о живом объекте.

Цель работы кинолектория: удовлетворение потребности образовательных учреждений района в просветительском видеоматериале; популяризация экологических знаний, воспитание чувства любви и бережного отношения к природе.

Кинолекторий призван не копировать традиционный школьный урок, а воплощать учебный материал в выразительной, интересной форме, соответствующей возможностям телеэкрана. Основную задачу работы кинолектория его создатели видят не во включении отдельных видеофрагментов в традиционный урок, а создании качественно новой формы образовательного процесса, отвечающей требованиям педагогики, научности содержания и достижению образной формы изложения материала. Перед показом фильма или видеофрагмента педагог должен направить внимание детей на те моменты, которые считаются наиболее важными, интересными.

Еще одно важное направление исследовательской деятельности — составление коллекций. Его тоже можно начать формировать даже у первоклассников.

В овладении умением и навыком составления коллекции большую роль могут сыграть родители, увлекающиеся каким-либо видом собирательства и способные рассказать о своей коллекции.

В то же время составление коллекции способствует развитию аккуратности и навыков работы с простейшими инструментами. Так, учащиеся могут составить коллекцию осенних листьев. Творческие способности применительно к исследовательской деятельности — это поиск нетрадиционных способов решения поставленных задач, планирования экспериментов. В этом году мы провели выставку коллекций.

В начальной школе со второго-третьего класса можно приобщать младших школьников к наблюдениям и опытам.

Приведу пример опытов и наблюдений с нашим участием.

1. Как выработать у морской свинки условный рефлекс на цвет. (Нахождение пищи в домике определенной окраски.)

Цель опыта — выяснить, различают ли морские свинки цвет и как скоро можно выработать у них условный рефлекс на цвет.

Материалы и оборудование: морская свинка, три цветных домика (красный, голубой, зеленый), корм.

Проведение опыта. Три деревянных (или из фанеры) домика окрашивают в разные цвета (красный, голубой, зеленый). Входное отверстие делают такой величины, чтобы морская свинка могла свободно проходить внутрь домика. Опыт ставят с прирученными животными в полной тишине без посторонних лиц. Трижды в день — утром, днем и вечером подопытное животное до 10 раз выпускают на стол. В начале работы ставят домик только того цвета, на который вырабатывается условный рефлекс. Кормят свинку только в этом домике.

Затем (дней через 5) рядом с этим домиком ставят домик другого цвета и отмечают поведение животного. После того как животное перестает путать домики, их переставляют на другое место и меняют местами, чтобы проверить, действительно ли животное различает цвет, или оно руководствуется кинетическим чувством. По окончании работы, которую следует проводить в течение месяца, учащиеся представляют дневник наблюдений с выводами.

Также ребята свои наблюдения оформляли в виде презентаций. Лучшей презентацией в этом году признана работа Смоленцевой Миланы “Мой хомячок”, с которой она выступила на школьной экологической конференции и получила 1 место. Также работа была отправлена в район, где также была признана первой.

Младшим школьникам доступно следить за погодой и проводить фенологические наблюдения.

Температурные данные можно получать из официальных прогнозов погоды: радио-, телепрогнозы, газетные публикации, интернет. А можно получать данные самим с помощью уличного термометра. Все данные мы фиксировали в дневнике. Затем можно устроить обсуждение: есть ли различие данных официальных от данных, полученных самостоятельно; отличаются ли показания уличных термометров на солнечной и теневой стороне; на сколько изменяются показания в течение дня; что такое “средняя температура”. Правильно собранные и грамотно оформленные в дневнике данные были использованы в исследовательской работе.

Юные исследователи должны уметь работать с литературой. Для начала неплохо освоить написание энциклопедических справок, которые могут быть использованы для публичных выступлений, подготовки паспортов растений и животных, тематических стенгазет и т. п. Энциклопедическая справка представляет собой краткое описание какого-либо предмета, объекта, явления и отражает основные его характеристики.

Итак, применение мною методов научной деятельности в процессе учебного познания ставит ученика в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но и проведения самостоятельного исследования. Познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности ученого, и пусть дети не сделают новых открытий, но они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.

Литература

  1. Белавина И. Найденская Н. Планета – наш дом: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников. - М.: “Лайда”, 1995.
  2. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников.- М.: Владос, 2002.
  3. Минаева В.М. Экологическое воспитание в начальных классах: Пособие для учителя. – Минск: Народная асвита, 1987.
  4. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов.- М.: Генезис, 2005.
  5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство “Учебная литература”, 2006.
  6. Файн Т.А. “Исследовательский подход в обучении” // Практика административной работы в школе. – 2003г. №6,7. – с.14-23.