Внеклассное мероприятие по толерантности "Приходите в мой дом…"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


1 этап. Входит ученица в ненецком костюме (ведущая), здоровается на ненецком языке.

- Ань, дорово, дорогие гости моего дома. Сегодня я пригласила вас для того, чтобы поведать о том, какие люди нашли свое пристанище в моем теплом доме, в моей родной стороне. Домом я называю нашу малую родину, наш северный край, Ненецкий автономный округ.

И я, гостеприимная хозяйка этого дома, надеюсь, что сегодня мы приятно проведем время в нашей компании, поиграем и узнаем много нового и интересного!

- Родина, родина, тропы оленьи:

Родина :в сопках родное селенье (презентация, слайды 1- 7)

Красив и богат мой дом! Добрые люди проживают на его территории. Каждый занят своим делом, кто - оленеводством, кто - нефтяной промышленностью, кто - то строительством домов, дорог и иными хорошими делами. Для каждого найдется работа и занятие по душе.

Территория нашего округа площадью 176,8 тыс. кв. км простирается с севера на юг более чем на 300 км, а с запада на восток вытянута почти на 1000 км от мыса Канин Нос до Уральского хребта (слайд 8)

В округе сегодня проживает 42,2 тыс. человек. В окружной столице - г. Нарьян-Маре проживает 20 тыс. человек. Национальный состав Ненецкого округа выглядит следующим образом: русские - около 26 тысяч человек, ненцы - около 7,5 тыс. человек, коми- 4,5 тысяч человек, украинцы - 1,3 тысяч человек, татары - около 300 человек. Количество представителей других национальностей незначительно.

И сегодня в нашем доме гости, которые приехали к нам из других регионов и остались здесь навсегда.

II этап "Гости в доме"

Ведущая:

На Земле под синим небосводом
Создано немалое народом.
Разных стран, обычаев, культур.
И любой народ велик и мудр.

- Друзья мои, чтобы в моем доме всем было уютно и хорошо, нам надо поближе друг друга узнать.

- Встречайте первого гостя - представителя русской национальности: (под песню "Калинка" входит, приплясывая, ученик в русской национальной одежде)

1. Русский:

- Здравствуйте, люди добрые! Я рад приветствовать вас! Мы - русские говорим на русском языке и готовы научить любого желающего овладеть им! Наш язык красноречив, в нем много крылатых выражений, пословиц и поговорок.

?Задание: на доске пословицы, которые необходимо собрать из слов и объяснить.

1. У русского Ивашки - душа нараспашку!

2. Русский человек в словах горд, в делах твёрд.

- Молодцы! А разгадывать русские загадки - проще простого!

Загадки.

1. В сенокос - горька,
А в мороз - сладка.
Что за ягодка? (рябина)

2. Пыль увижу - заворчу,
Заворчу и проглочу. (пылесос)

3. Льётся речка -
Мы лежим,
Лёд на речке -
Мы бежим. (коньки)

- А сейчас мы поиграем в игру "Музыкальный стульчик" (см. приложение)

Ведущая:

- Внимание! У нас в гостях веселые и дружелюбные представители коми народа! (входят под коми музыку две ученицы в коми нарядах)

2. Коми - подружки:

-Видже оланыд, дона ёртъяс! Здравствуйте, дорогие друзья!

(рассказывают о своей родине, традициях, обычаях)

Мы веселые подружки,
Пропоем сейчас частушки,
А вы громко хлопайте,
Ножками потопайте!

(1-я поёт частушки на коми языке, 2-я - на русском)

1. Утка кывтё, утка кывтё
Юрсё чатёртёма да
Милёй локтё, милёй локтё
Юрсё кудритёма да
Плывет утка, плывет утка
Голову задрала - да
Милый идет, милый идет
Голову накудрил - да.
2. Менум милёй подаритыс
Кызь вит пиня гребёнка
А ме сылы пёдариты
Ассьым любовь вернёйёс
А мне милый подарил
Гребенку в двадцать пять зубов
А я ему- то подарила
Свою верную любовь

- Отгадайте, ребятки, коми - загадки!

1. В лесу лает-лает, домой вернётся,
Под лавкой лежит. (Топор)

2. Маленький рыжеголовый мужичёк, всех заставляет плакать. (Лук)

3. Без рук, без топора, без ножа, а изба построена. (Гнездо)

4. Голос тонок, нос долог, кто его убьёт
Тот кровь свою прольёт. (Комар)

5. Как не идёт, а задние лапы всегда обгоняют передние. (Заяц)

6. Стройный быстрый, рога ветвисты,
Пасётся весь день,- кто это : (Олень).

7. На шалаш он похож, только ростом выше,
Если дождь, не беда, не промокнет крыша.
Он стоит за бугром, дверь полы и стены
Сделаны не топором, а из шкур оленьих. (Чум)

- Ребята, какие коми - игры вы знаете?

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется "Пышкай" или "Воробей" (см. приложение) Слайд 9 (слова игры)

Ведущая:

- Спасибо, коми-подружкам! А я приглашаю представителей украинского народа!

3. Украинцы:

- По давньому укранському звичаю ми в_таємо гостей хл_бом та с_ллю.

(рассказывают о своей родине, традициях, обычаях)

- У нашего народа тоже много пословиц и поговорок!

Вот послушайте:

1. Без здоровья ничто человеку не мило.

2. Голова - что казан, а ума - ни ложки. (учащиеся объясняют их смысл) (слайд 10)

А сейчас мы загадаем украинские загадки!

1. В_рно людям я служу,
їм дерева стережу,
Дзьоб м_цний _ гострий маю,
Шк_дник_в ним здобуваю.
(Дятел.)

2. Сам чорен, та не ворон,
є роги, та не бик.
Ш_сть н_г без копит.
(Рогатый жук.)

3. В син_м неб_ св_тлячки -
не д_стать до них рукою,
а найб_льший, св_тлячок
з_гнувсь, як черв'ячок.
(Звёзды и месяц)

- Поиграем? Украинская игра "Коты" (приложение 3)

Ведущая:

- А сейчас приветствуйте представителей татарского народа!

4. Татары (в национальных костюмах входят по народные мотивы своей родины) Рассказывают о своей родине, традициях, обычаях)

А теперь, друзья - ребятки, загадаем вам загадки!

Загадки:

1. Сверкнет-полыхнет, как языком слизнет. (Огонь).

2. Полна печь перемячей, среди них один калач. (Луна и звезды в небе)

3. У каменного дворца нет ни входа, ни крыльца. (Яйцо)

4. Из тридцати зубов вырвалась - до тридцати ушей долетела. (Пословица)

Пословицы и поговорки татарского народа отражают их быт, традиции. - Мы скажем свою пословицу, а вы подберите к ней подходящую русскую пословицу (слайд 11)

1. Без труда и зайца не поймаешь.

2. Высказанное слово нельзя возвратить, как нельзя опять соединить разрезанный хлеб.

Теперь, ребятки, поиграем! Эта игра очень нравится татарским ребятам.

Итак, мы поиграем в татарскую игру "Хромая лиса" (см. приложение)

III этап "Протяни руку помощи"

Ведущая:

- Сколько интересного рассказали нам о себе наши гости! Все они приехали к нам из других регионов, у них свои традиции, но всем - им и нам, когда мы только еще осваиваемся на новом месте нужна помощь. И всем вам я предлагаю решить очень важный вопрос, зашифрованный на экране.

(слайд 12) Составить этот вопрос вам помогут порядок цветов радуги.

Вопрос расшифровать трудно, и дело, которое мы должны делать, помогая другим, тоже очень трудное.

Чтобы ответить на этот вопрос, вы должны составить реестр (перечисление) оказываемой помощи (слайд 13)

Далее Ведущая делает выводы:

  • уважать и ценить людей нашего округа;
  • жить среди нас и принимать законы нашего округа;
  • быть трудолюбивыми, благодарными и честными жителями;
  • помогать всем, нуждающимся в помощи.

IV этап "Хоровод"

Представители разных народов и остальные учащиеся исполняют танец - традиционный хоровод.

Этот танец очень простой (2 хлопка),
Повторяй его вместе со мной (2 хлопка).
Как кораблик плывем по волнам
Мы навстречу веселым ветрам (руки кладут на плечи, движутся по кругу).
Руку другу скорей протяни
И покрепче в ладони сожми,
Карусель наша мчится вперед,
Всех друзей она в танец зовет.
Хлопну друга теперь по плечу,
Обниму его и закричу:
- Мне с тобой хорошо и легко,
Мы подпрыгнем с тобой высоко.
А теперь соберемся в кружок
И помчимся тихо, дружок,
Скажем ласково: "Счастье тебе я желаю всегда и везде!". (Слайд 14)

Ведущая:

- Как видите в моем доме много разных людей со своим языком, поговорками и пословицами, традициями, играми. Но всех нас объединяет одно: мы живем все вместе на ненецкой земле, в суровом краю, у нас общие проблемы, радости, дела!

Люби того. Кто ест не так
И носит странную одежду,
Пусть он иной, но он не враг,
Он занят в жизни тем же.
Он любит, создает семью
И строит дом, как все земляне,
Он так же падает в бою:
Не лучше ли нам всем быть друзьями?!

- Предлагаю закончить нашу встречу торжественно.

Звучит гимн НАО.

Презентация.