Анализ работы МО учителей физико-математического цикла и естественных наук за 2010/2011 учебный год

Разделы: Администрирование школы


МО состоит из 4-х педагогов: учителя математики, информатики Пономаревой Т.А. (I категория), учителя физики Семёнова В.В. (II категория), учителя географии, зам. директора по УВР Боклаг З.М. (I категория), учителя химии, биологии Земсковой Т.Г. (без категории).

Основное направление работы в этом учебном году – развитие ведущих учебных умений и навыков с учётом образовательных стандартов, воспитание образованием, использование новых технологий. Работа проводится в соответствии с методической темой школы: «Гражданское воспитание личности школьника».

На заседаниях МО учителя обсуждали различные вопросы:

  • рабочие программы и тематическое планирование с учетом образовательных стандартов;
  • план мероприятий по внедрению ФГОС;
  • результаты ЕГЭ по математике, биологии, географии учащихся 11 класса в 2010 году, ГИА по алгебре и географии учащихся 9 класса в 2010 году;
  • итоги школьных олимпиад;
  • преемственность в обучении математики 4-5 классов;
  • результаты диагностических и тренировочных работ по математике по материалам ФИПИ в 9, 11 классах, тестовых работ по математике в 5 классе по материалам ИМЦ;
  • подготовка к ЕГЭ и ГИА (материалы ФИПИ);
  • организация и проведение недели математики, физики, информатики; – результаты пробных экзаменов в 9 и 11 классах;
  • результаты тестирования по математике Кенгуру – выпускникам, Кенгуру – 2011 г.;
  • утверждение экзаменационного материала: для переводного экзамена по биологии 8 класс, для ГИА по биологии в традиционной форме в 9 классе.

Члены МО изучают нормативные документы. Татьяна Александровна участвует в работе творческих групп городского МО по подготовке к экзаменам в 9 и 11 классах.

Зинаида Михайловна и Татьяна Александровна выступали на педсовете «Пути достижения нового качества образования в рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (24.09.2010 г.)

Члены МО изучали нормативные документы – информационные и методические письма.

В начале и конце учебного года учителя математики, физики, географии и биологии участвовали в работе МС по вопросам преемственности 5-7 классов.

Учащиеся 5 класса показывают стабильное качество знаний по математике (75%) при 100% успеваемости. В дальнейшей работе продолжить отработку вычислительных навыков учащихся.

Учащиеся 6 класса показывают в основном стабильное качество знаний по математике (4 класс – 75%. 5 класс – 50%, 6 класс – 50%) при 100% успеваемости. Павлов В., Туренко Е., Шигабутдинов Ю. по сравнению с 4 классом снизили свой результат на 1 балл (с «4» на «3»). Группу риска составляют Самсонов А. и Лопинов И.

По биологии учащиеся 6 класса также показывают стабильное качество знаний (4 класс – 58%, 5 класс – 58%, 6 класс – 58%) при 100% успеваемости. Адаптация проходит успешно. Не справляются с самыми простыми тестами: Лопинов И., Самсонов А., Туренко Е. и Шигабутдинов Ю. Большинство шестиклассников не прилагают усилий к освоению знаний и трудолюбия, особенно при работе с дополнительной литературой.

Учащиеся 7 класса чувствуют себя комфортно па уроках математики, работают в меру своих сил и интеллектуальных способностей. Стабильное качество знаний (5 класс – 40%. 6 класс – 40%, 7 класс – 60%). Тяжело усваивает программный материал Череповецкий Антон (совсем не отвечает устно, тесты и контрольные работы выполняет максимум на 20-30%).

По биологии наблюдается в основном такая же ситуация (5 класс – 60%, 6 класс – 40%, 7 класс – 60%).

Физика и информатика изучаются 1-ый год. Семиклассники адаптировались к предметам, чувствуют себя комфортно на уроках, работают в меру своих сил и интеллектуальных способностей Качество знаний по физике – 60%. по информатике – 100%.

Зинаида Михайловна выступала на заседаниях методического совета. 

Тематика выступлений МС:

  • Анализ работы методического совета за предыдущий учебный год.
    Планирование работы на новый учебный год.
  • Об отчете методических объединений о проделанной работе за предыдущий учебный год.
  • Планирование работы по введению ФГОС.
  • О плане подготовки к итоговой аттестации.
  • Анализ итоговой аттестации 2009-2010 учебного года.
  • Преемственность в обучении. Адаптация обучающихся.
  • Изучение нормативной документации, регламентирующей государственную (итоговую) аттестацию.
  • Анализ подготовки к итоговой аттестации в школе: пробные экзамены по предметам, анализ контрольных, тренировочных, диагностических работ, выполнение учебных программ, проведение консультаций.
  • О внеклассной работе по предметам.
  • Об образовательной программе начального общего образования.
  • О воплощении плана работы по внедрению новых ФГОС.
  • Характеристика степени подготовленности к итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов.
  • Отчет методического совета, методических объединений о проделанной работе за учебный год.

В течение года проводится диагностика учебных результатов обучающихся 5-11 классов.

Цель: проверка уровня усвоения учебного материала по предметам (справка по итогам контроля прилагается Приложение 1).

По неудовлетворительным результатам проводилась индивидуальная работа с учётом затруднений обучающихся. В дальнейшем продолжить во всех классах проведение промежуточного итогового контроля в форме по типу ЕГЭ.

На заседаниях МО анализировались диагностические работы по материалам ФИПИ и с использованием материалов ФИПИ в 9 и 11 классах. 

11 класс

Дата Уровень Название работы % успеваемости
20.10.10 областной Диагностическая работа № 1 57%
08.11.10 муниципальный Тренировочная работа №1 Без оценивания
09.12.11 областной Диагностическая работа №2 86%
10.02.11 муниципальный Тренировочная работа №2 Без оценивания
03.03.11 областной Диагностическая работа №3 86%
11.03.11 муниципальный Теоретический зачёт за курс средней школы 57%
12.04.11 муниципальный Тренировочная работа №3 100%
12.05.11 муниципальный Тренировочная работа №4 100%

Для повышения качества знаний необходимо проводить индивидуальную работу с учащимися «мотивированными на успешное обучение». 

9 класс

Дата Уровень Название работы % успеваемости
30.09.10 муниципальный Тренировочная работа №1 0%
14.10.10 областной Диагностическая работа № 1 25%
14.12.10 муниципальный Тренировочная работа №2 75%
03.02.11 областной Диагностическая работа №2 25%
02.03.11 муниципальный Теоретический зачёт за курс основной школы 75%
16.03.11 муниципальный Тренировочная работа №3 50%
22.03.09 областной Пробная экзамен. работа 25%
08.04.11 муниципальный Тренировочная работа №4 67%
05.05.11 муниципальный Тренировочная работа №5 100%

Низкие % успеваемости и качество знаний по алгебре в 9 классе обусловлено индивидуальными особенностями обучающихся. Необходимо проводить индивидуальную работу по обеспечению более прочного усвоения обучающимися стандартных алгоритмов решения заданий базового уровня.

По итогам года все учащиеся достигли базового уровня образования по математике, информатике, физике, химии, биологии, географии. Практическая и теоретическая части учебных программ выполнены в полном объёме во всех классах.

Результаты учебного года

ФИО учителя Предмет Успеваемость, % Качество знаний, %
Пономарёва Т.А. Математика 100% 44%
Информатика 92% 77%
Семёнов С.Л. Математика 89% 33,3%
Химия 75% 25%
Биология 100% 50%
Физика 95% 50%
Боклаг З. М. Природоведение 100% 75%
География 96% 40%
Земскова Т.Г. Химия 100% 82%
Биология 100% 100%

Переводной экзамен по биологии сдавал 1 учащийся 8 класса: Железнов Денис. Учащийся справился с работой на базовом уровне с успеваемостью 100% и качеством знаний 100%. Денис набрал 26 баллов, что составило 63,4% из 100% возможных.

Анализ экзаменационной работы показал, что учащийся справился с работой на базовом уровне, преодолев необходимый минимум. Денис решил 13 заданий из 23 базового уровня (57%), 6 заданий из 7 повышенного уровня (86%) и набрал пять баллов из восьми возможных по части С (63%). За экзаменационную работу оценка 4 (хорошо).

Экзамен по биологии в традиционной форме сдавала ученица 9 класса – Кондрахина Алена. Алёна подтвердила свою годовую оценку 4 (хорошо), показав при этом достаточный уровень знаний, умений и навыков за курс биологии. Успеваемость 100%, качество знаний 100%.

В ГИА по физике принимал участие Лавров Н. В целом Николай справился с заданиями КИМ-ов, решив 10 заданий базового уровня, 3 задания повышенного уровня и 1 задание высокого уровня, набрав при этом 16 баллов. До отметки «4» выпускнику не хватило 2 баллов.

Согласно критериям оценивания результатов экзаменационной работы, приведённых в спецификаторе(«3» – от 9 до 17 баллов), отметка экзамен «3» (удовлетворительно).

Годовая отметка «3» (удовлетворительно) подтверждена оценкой за экзаменационную работу.

В ГИА по алгебре участвовали все выпускники 9 класса. Успеваемость 75%, средний балл – 8; средняя оценка – 2,75. В основном все учащиеся подтвердили годовые оценки.

Экзамен по алгебре в традиционной форме пересдавала 1 учащаяся: Бекедина Е. За экзаменационную работу оценка 3 (удовлетворительно).

ЕГЭ по математике сдавали 7 выпускников. Успеваемость 100%, качество знаний 43%. Минимальный порог – 24 балла. Максимально набранный балл – 60 (Ткаченко Я.), минимально набранный балл – 30 (Войнов А.). Средний балл – 41,3.

ЕГЭ по биологии и химии сдавала Повялушкина И. Успеваемость 100%. Минимальный порог 32 балла. Максимально набранный балл по химии – 32 балла, по биологии – 47 баллов.

ЕГЭ по физике сдавал Драпеза М. Успеваемость 100%. В целом, Максим справился с заданиями КИМов, решив 10 заданий базового уровня, 2 задания повышенного уровня и ни одного задания высокого уровня, набрав при этом 12 баллов.

Максим преодолел минимальный порог – 33%, выполнив 39% от всей работы.

Годовая оценка «3» (удовлетворительно) подтверждена оценкой за экзаменационную работу.

Совершенствовалась лаборатория учителя. Педагоги накапливают дидактический материал, систематизируют его. Продолжают работу по систематизации тестовых заданий по темам и по классам по типу ЕГЭ.

Изучается, обобщается и распространяется педагогический опыт. В этом учебном году учителя математики работали по следующим методическим темам: Пономарёва Т.А. – «Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности учащихся на уроках математики, информатики и во внеурочной деятельности»: Семёнов С.Л. «Использование информационных технологий па уроках физики и во внеклассной работе»; Боклаг З.М. – «Формы организации систематического контроля за качеством географических знаний»: Земскова Т.Г. – «Значение химико-биологических знаний для профессионального самоопределения школьников».

Учителя регулярно ведут внеклассную работу по предметам. В октябре прошли школьные олимпиады по математике и физике в 9–11 классах. Результаты низкие, поэтому не приняли участие в городских олимпиадах. Итоги олимпиад показали, что учащиеся могут выполнять задания только по определённому алгоритму. В дальнейшей работе продолжить формирование навыка решения заданий повышенной сложности с учащимися, имеющими способности к физико-математическим наукам.

С целью формирования интереса к физико-математическим наукам, развитию логического мышления, расширения кругозора в январе проводилась Неделя математики, информатики, физики.

Проведены мероприятия:

5 класс – Зимняя спартакиада (Пономарёва Т.А.);

6 класс – «Путешествие в страну физики» (Семёнов С. Л.);

6 класс – Урок -игра «Дядя Фёдор, пёс и кот» (Пономарёва Т.А.);

7-8 классы – Викторина «Юный физик» (Семёнов С.Л.).

Все проведённые мероприятия побуждали обучаемых к активной и творческой деятельности, способствовали развитию навыков общения.

Подготовка к Неделе к физико-математических паук повышает квалификацию самого учителя. Она позволяет ему остановиться на многих важных и интересных вопросах, выходящих за пределы учебников. Проводимые мероприятия получили высокую оценку коллег. (Справка о проведении Недели физико-математических наук прилагается Приложение 2).

Семёнов С.Л. проводил Единый классный час, посвященный 50-летию полёта в космос Ю.А. Гагарина.

Все выпускники 9, 11 классов приняли участие в тестировании «Кенгуру – выпускникам». Анализ результатов тестирования выявил разделы программы, вызывающие затруднение и определил направления работы для каждого из учащихся, на которые необходимо уделить особое внимание для дальнейшей подготовки к успешной сдаче экзаменов.

В течение 15-ти лет (с 1996 г.) учащиеся нашей школы принимают участие в международном математическом конкурсе «Кенгуру». В этом году сертификаты получили 37 человек. Алексеева К. заняла 3-е место в р-не. Оргкомитет выражает благодарность за помощь в организации конкурса.

Третий год учащиеся нашей школы принимают участие во всероссийской игре – конкурсе по информатике «Инфознайка». В этом году сертификаты получили 48 человек. Лучшие результаты показали следующие учащиеся:

Шарова Ю.(6 кл.) – 7-9 м. в р-не, Березина А. (6 кл.) – 10-11 м. в р-не; Железнов Д. (8 кл.) – 2м. в р-не, Ткаченко Я.(11 кл.) – 1 м. в р-не, Повялушкина Н. (11кл.) – 2 м. в р-не, Войнов А. (11 кл.) – 3 м. р-не. Драпеза М. (11 кл.) – 4-5 м. в р-не, Кубрак К. (11кл.) – 6-7 м. в р-не, Гарипова Т. (11 кл.) – 6-7 м. в р-не, Пономарёва М. (11 кл.) – 8 м. в р-не. Оргкомитет выражает благодарность за помощь в организации конкурса.

Боклаг З.М. и Пономарёва Т.А. участвовали в муниципальном конкурсе методических материалов на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию школьников (среди педагогов). Пономарёва Т.А. стала победителем в номинации «Лучший классный час патриотической направленности» (классный час – «Я и моя семья»). Боклаг З.М. получила сертификат участника в номинации «Лучшее внеклассное мероприятие патриотической направленности» (внеклассное мероприятие «Моя малая Родина»).

Команда «Виртуалы» (учащиеся 6 класса Березина А., Кобычева М., Шарова К).) заняли III место в городском конкурсе по информатике «Информашка», руководитель Пономарёва Т.А. Также Татьяна Александровна отмечена Благодарственным письмом за подготовку и активное участие команды «Эрудит» (учащиеся 11 класса) в зональном чемпионате по интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?».

МО учителей физико-математического цикла и естественных наук приняло участие в конкурсе «Учитель года». Все участники награждены дипломом победителя в номинации «Блюз школьных коридоров». Боклаг З.М. приняла участие в работе жюри конкурса в качестве председателя.

Боклаг З.М. и Пономарёва Т.А. приняли участие в Фестивале педагогических идей «Открытый урок». На сайте urok.1sept.ru статьи: Пономарева Т.А. «Конкурс эрудитов (виды обработки текстовой информации)» (разделы фестиваля «Преподавание информатики», «Внеклассная работа»); Боклаг З.М. «Анализ итоговой аттестации выпускников 9,1 1 классов за 2009/2010 учебный год» (разделы фестиваля «Администрирование»).

Их работы отмечены дипломами за представление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок».

Также Боклаг З.М. и Пономарёва Т.А. опубликовали статьи на сайте zavuch.info.ru Боклаг З.М. «Анализ учебно-воспитательной работы за 2009/2010 учебный год» (категория «Администрирование»), «Внеклассное мероприятие – игра в 7 классе «По странам и континентам» (категория «Внеклассная работа»); Пономарёва Т.А. урок-игра «Зимняя олимпиада» 5 класс (категория «Разработки уроков»), обобщающий урок по теме «Десятичные дроби и действия с ними» (категория «Презентации»).

Выводы:

  1. Все поставленные задачи перед школьным МО, в основном, выполнены.
  2. Продолжить работу по повышению квалификации учителей физико-математического цикла и естественных наук.
  3. Для повышения качества образования использовать в работе различные технологии.