Опыт работы управленческой деятельности в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


"Солнцу, прежде всего, надо быть солнцем".
Ф. Достоевский

Детский сад - первое звено в образовании, с которым сталкиваются дети, и от того, какое оно, зависит умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, быть толерантными по отношению к другим, а главное - умение работать в команде, т.е. сотрудничать.

В 2006 году МБДОУ Емельяновский детский сад № 5 "Солнышко" получило лицензию на ведение образовательной деятельности.

С 2002 года детскому саду присвоено приоритетное направление по художественно-эстетическому развитию дошкольников. Поэтому выбор направления инновационной деятельности детского сада был определен спецификой организационно-педагогической структуры системы дошкольного образования, образовательной средой, социально-экономическими условиями местности, опытом управленческой и творческой работы педагогического коллектива, отдельных педагогов. Особенностью инновационной деятельности "Приобщение детей дошкольного возраста к художественно-эстетическому воспитанию" в начале освоения нововведений развивающего характера в детском саду была опора на прошлый положительный опыт, накопленный педагогами.

В 2008 - 2009 учебном году изучив мнение родителей, ходатайствовала об изменении режима работы детского сада перед Учредителем. Результатом работы стало изменение режима работы с 10, 5 часовым до 12 часовым пребыванием детей и часы работы ДОУ с 01.01.2009 г. следующие: 7.00 до 19.00.

Для повышения качества воспитательно-образовательного процесса были введены в штат следующие ставки: педагога - психолога и руководителя физического воспитания.

Требования к современному образованию и социальный заказ поставили наше МДОУ перед необходимостью работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития, которое подразумевает качественные, позитивные изменения, возможные в том случае, когда и управляемая и управляющие системы испытывают потребность работы в инновационном режиме.

Одной из важнейших задач управленческой деятельности считаем организацию инновационной деятельности в ДОУ. Вовлечение ДОУ в проектную деятельность, связанную с реализацией приоритетного направления, здоровьесберегающих технологий потребовало не только определенных управленческих действий, обновления содержания образования, но и серьезной реорганизации работы с кадрами. Нами, как педагогами организаторами, была создана творческая группа, которая разработала следующие проекты: "Здоровый ребенок", "Лучшая педагогическая идея", создана авторская программа воспитателем "Здоровый ребенок в детском саду". Разработанный нами управленцами проект: "Создание условий культурно-развивающей среды средствами театрализованной деятельности" позволил сплотить коллектив для организации здоровьесохраняющего режима и развитие творческой личности дошкольника по художественно-эстетическому воспитанию. Проект был представлен на краевой конкурс "Лучшая оздоровительная среда в ДОУ", на всероссийский конкурс "Лидер в образовании". За предоставление опыта работы на разных уровнях, награждены Благодарственным письмом Законодательного собрания Красноярского края. В 2007 году с данным проектом детский сад учувствовал в краевом конкурсе лучших дошкольных учреждений в рамках краевой программы "Дети" и выиграл грант в размере 500 тысяч рублей. Победа в этом конкурсе, обусловлена слаженной и высокопрофессиональной работой всего коллектива. Выигранные в этом конкурсе средства направлены на создание развивающей среды в учреждении, создание условий для реального выполнения санитарно-гигиенических правил, противопожарных мероприятий, требований безопасности жизнедеятельности воспитанников. Приобретена мебель согласно возрастным особенностям детей, оборудование для музыкального зала, спортивное оборудование, оборудование для оздоровления детей. На сегодняшний день групповые комнаты и приемные оборудованы стационарной мебелью на 90%. Обновлено 70% игрового материала для организации самостоятельной деятельности детей, 80% оборудования, обеспечивающего двигательную активность воспитанников; приобретены детские, спортивные тренажеры.

Реализация данных проектов позволила снизить заболеваемость детей за последние 3 года на 14 %, повысилась физическая подготовка детей на 22%, воспитанники ДОУ стали победителями в спортивной здравиаде "Возможные олимпийцы среди нас", "Веселые старты", "Старты надежд", "Зов джунглей", 27% детей занимаются в спортивных секциях районного спортивного комплекса. Детский сад награжден почетными грамотами.

Свою деятельность строим в направлении оптимизация процесса управления, основной целью которой является создание условий для перехода детского сада из режима стабильного функционирования в режим развития.

Нами разработан механизм управления ДОУ, который осуществляется через:

  • делегирование части своих полномочий заместителям;
  • отработанной обратной связи;
  • применение косвенных, коллегиальных методов и приёмов стимулирования;
  • расширение состава управленческого аппарата: педагогический совет, творческая группа; родительский комитет, инициативная группа;
  • повышение профессионального мастерства педагогов через курсы повышения квалификации, обучение в КГПУ.

Для изучения эффективности принятых управленческих решений, результатов педагогической деятельности, выявления позитивных и негативных тенденций в работе дошкольного учреждения функционирует система инспекционного контроля. В ходе инспектирования контролируются плановые и оперативные вопросы, решаемые руководителями всех служб, осуществляется мониторинг за развитием всех направлений деятельности детского сада. Инспекционный контроль способствует получению объективной информации о деятельности учреждения.

В управлении детским садом внедрила информационные технологии, что даёт возможность своевременно получать внешнюю и внутреннюю информацию. Это в свою очередь позволяет:

  • совершенствовать управленческую деятельность;
  • оптимизировать делопроизводство;
  • собирать и обрабатывать необходимую информацию об управляемом объекте.

В детском саду создана уютная домашняя обстановка на основе инновационного подхода: а именно подбор цветовой гаммы для побелки стен, выбор цвета напольных покрытий, оборудования в соответствии с нормами СаНПиН.

При проведении ремонтных работ, в 2009 году проведена реконструкция отдельных помещений, в результате создан и оборудован логопедический кабинет, кладовая для хранения белья, проведен ремонт методического кабинета, музыкального зала, прачечной, пищеблока с полным переоснащением новым оборудованием и вентиляцией на пищеблоке, в 2011 году оборудован психологический кабинет. Результатом спланированной хозяйственной деятельности является следующее: все важные системы жизнеобеспечения МДОУ функционируют и находятся в удовлетворительном состоянии, о чем свидетельствуют акты и технические отчеты соответствующих служб по госнадзору.

За два последних года за организацию подготовки ДОУ к новому учебному году, за создание условий по охране жизни и здоровья воспитанников детского сада награждены Почетными грамотами главы Емельяновского района и денежной премией.

В основе управления коллективом главным считаем создание благоприятного морально - психологического климата в ДОУ, обстановки творческого взаимодействия и сотрудничества. Только творчески работающий коллектив педагогов способен обеспечить высокий уровень воспитательно-образовательной работы с детьми, формирование творческой личности.

Для того, чтобы личность педагога стала фактором формирования личности воспитанников, он должен быть профессионально грамотным, творческим членом педагогического коллектива, хранящим и обогащающим его традиции, разделяющим его взгляды, идеи, ценности.

Система методической работы в нашем ДОУ ориентирована на раскрытие творческого потенциала каждого педагога, педагогического коллектива в целом, создание условий для роста профессионального мастерства, в конечном счете, на повышение качества и эффективности образования.

Уровень образования

Годы Высшее профессиональное образования Среднее профессиональное образования
2007-2008 7 человек 5 человек
2010-2011 10 человек 8 человек

Уровень образования за 3 года повысился: высшее образование педагогов на 19 %, средне профессиональное образование на 19 %.

Уровень квалификации

Годы Вторая квалификационная категория Первая квалификационная категория Высшая квалификационная категория
2007-2008 7 6 3
2010-2011 3 10 3

Уровень квалификации за 3 года повысился: первая на 25 %, вторая снизилась на 25 % за счет аттестации педагогов на первую квалификационную категорию.

Под нашим руководством была разработана система непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, которая позволила улучшить качественный состав педагогического коллектива.

Педагоги детского сада активно участвуют в методической работе, в создании проектов, разработке методических материалов, проводят открытые занятия, семинары, "круглые столы" для воспитателей ДОУ.

Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. В ДОУ дети на занятиях и в повседневной жизни получают знания об искусстве, знакомятся с его различными видами: литературой, музыкой, графикой, живописью, скульптурой, декоративно - прикладным творчеством, искусством театра.

Созданная в ДОУ эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает дошкольника новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.

За проведение интегрированных занятий с детьми, с использованием методики Е.Е. Шулешко (социо - игровые приемы) воспитателем Ивановой Л.М. и за разработанную авторскую программу "Здоровый ребенок в детском саду" воспитателем Лысенко О.А., названные педагоги стали победителями краевого конкурса "Лучший воспитатель года" и награждены денежным поощрением в размере 40 тысяч рублей каждая.

В рамках дошкольного учреждения сохраняются лучшие традиции (наставничество), внедряются новые формы повышения педагогического мастерства: мастер-класс, деловые игры, тренинги и т.д. В детском саду стала традицией участие воспитателей в районном конкурсе "Мисс образования".

Методическая работа с кадрами носит строго дифференцированный характер, т.к. в коллективе есть опытные педагоги с большим стажем работы и молодые специалисты, для которых работает "Школа молодого специалиста", помогающая "вхождению" начинающего педагога в профессию; создающая возможность состояться новоявленному воспитателю, как профессионалу и остаться в сфере дошкольного образования. С 2006 года в детском саду возобновлена деятельность института наставничества, цель которого оказание помощи молодым специалистам в адаптации к условиям работы в детском саду, в использовании эффективных методов и приемов в организации игровой деятельности детей, в обобщении опыта работы через такие формы организации как, педагогический ринг, творческие отчеты.

Одним из основных направлений работы педагогического коллектива является сохранение и укрепление здоровья детей через создание оптимальных условий для физического воспитания и формирования потребности к здоровому образу жизни в условиях детского дошкольного учреждения.

Проводимая работа дала положительные результаты: анализ уровня здоровья за последние три года показал повышение посещаемости на 5,2%, снижение заболеваемости на 14%, уровень физической подготовленности детей составляет 95% в среднем по саду, параметр успешной адаптации к условиям детского сада - 12%.

В работе с семьями воспитанников коллектив ДОУ перешёл от педагогического общения к активному вовлечению родителей в образовательный процесс, используя различные формы взаимодействия.

Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, мы вовлекаем их в жизнь детского сада, постоянно держим в курсе всех событий.

Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Прежде всего, мы стараемся установить такую форму общения с родителями, которую можно назвать "доверительно-деловым контактом". Родители знают, что не услышат упреков и недовольства воспитателей. Наоборот, вместе мы находим ответы на волнующие вопросы, обсуждаем педагогические ситуации, уточняем, на что обратить внимание и каким образом помочь ребенку. Педагоги рассказывают родителям о положительном образе ребенка, благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителем складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество.

Всё это позволило сделать родителей наших воспитанников своими сторонниками и партнёрами в вопросах образования, воспитания, развития детей, улучшить психологический климат в семье и в отношениях между сотрудниками ДОУ и родителями.

Детский сад стал "открытой системой" в работе с семьёй. Благодаря выстраиванию доверительных отношений, родители принимают активное участие в спортивных праздниках, соревнованиях, утренниках, субботниках, конкурсах, выставках. Так традиционными стали "Недели открытых дверей", конкурсы рисунков "Моя малая Родина", "Мамочка милая, мама моя" и др.

Анкетирование родителей в 2011 году по вопросу "Удовлетворённость и заинтересованность родителей жизнью детей в детском саду" показала, что 94% родителей положительно оценивают работу ДОУ.

В ДОУ создан благоприятный психологический климат, подтверждение этому служат показатели по укомплектованности кадрами, укомплектованности групп, повышение уровня трудовой и исполнительской дисциплины, оперативности управленческой деятельности в ДОУ, работе всех подразделений детского сада на конкретно поставленную задачу, прозрачности и строгой отчётности по привлечению и использованию бюджетных и внебюджетных средств, эффективной системе контроля за ходом образовательного процесса.

Детский сад является открытым общественным учреждением. Мы делимся своими наиболее удачными методами и приемами работы с детьми, педагогами, родителями и общественностью района, края.

Для улучшения благосостояния всего коллектива ДОУ, поощрения сотрудников считаем своей маленькой победой переход на краевой эксперимент по новой системе оплаты труда. Для сохранения коллектива и его работоспособности, на благо маленьких граждан Емельяновской земли считаем необходимым переход ДОУ из статуса бюджетного в статус автономного учреждения.