Урок географии по теме "Города и сельская местность". 7-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели и задачи:

  • продолжить формирование знаний и представлений о размещении людей на планете.
  • вспомнить уже известные и разобрать новые термины и понятия
  • сформировать у учащихся представление о понятиях “поселение”, “городское и сельское поселение”, “агломерация”
  • продолжить развивать речевую деятельность, навыки самостоятельной работы, воспитывать любознательность, внимание.

Оборудование: электронная доска (презентация), учебник.

I. Повторение.

Учащимся необходимо вспомнить что такое “хозяйство”. Какие виды хозяйственной деятельности существуют (сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг).

Слайд 2. Задание на доске: ребятам предлагается заполнить таблицу, проставив в ней соответствующие цифры

С/х Промышленность Сфера услуг
     
  1. Транспорт.
  2. Производство комбайнов.
  3. Заготовка леса.
  4. Производство мебели.
  5. Наука.
  6. Рыболовство.
  7. Растениеводство.

II. Изучение нового материала.

Ребятам предлагается ответить на вопросы. Слайд 4)

  • Вспомните дату основания нашего города.
  • Какие крупные города мира и россии вы знаете?
  • Какие поселения преобладают в районе, где вы живете?

Учитель подводит итог: Мы с вами проживаем в городе, который окружают, в основном, городские поселения. Рядом находится один из крупнейших городов нашей страны – Санкт-Петербург.

Учитель: Давайте разберемся, что же такое поселение? Слайд 5

Поселение – компактно застроенный участок со всем необходимым для жизни и работы его обитателей: жилищами, дорогами, линиями связи и др.

Слайд 6. Поселения бывают городские и сельские. Они встречаются между 78 с.ш. и 54 ю.ш. и на высотах до 5300 м над уровнем моря.

Ребятам предлагается открыть учебник на стр. 48 и рассмотреть рис. 2.19:

  • Чем отличаются сельские поселения от городских?
  • Чем занимаются люди, проживающие в них? Слайд 7

Слайд 8-9. Сельские поселения многолики как по размерам, так и по внешнему виду. В одних местностях преобладают одинокие жилые дома. В других – крупные деревни с населением в несколько тысяч человек. На равнинах сельские поселения располагаются привольно, занимая значительные территории. В горах дома теснятся друг к другу, карабкаясь по склонам.

Названия сельских поселений в разных уголках планеты не одинаковы.

Слайд 10. Ребятам предлагается решить кроссворд и выяснить, как называются сельские поселения в разных уголках мира:

  1. Населенный пункт, расположенный вне городской черты. Может быть рабочим, курортным, дачным (поселок).
  2. Отдельная усадьба, которая расположена на обособленном участке земли, состоящем в пользовании данного хозяина (хутор). 
  3. Крупное казачье поселение (станица).
  4. Крупное поместье в Бразилии (Так же называется программа на 1 канале) (фазенда).
  5. Населенный пункт в горах. С тюркского языка – “селение” (аул).
  6. Небольшое крестьянское поселение, в котором нет церкви (деревня).
  7. Усадьба, скотоводческое хозяйство в США (ранчо).
  8. Поселок в Средней Азии. С тюркского – “зимовье” (кишлак).
  9. Один из древнейших типов поселений у славян (поселение с церковью) (село).

Учитель:

Теперь поговорим о городах.

Первые города появились еще 3 тысячи лет назад: в Китае, Египте, Месопотамии. В современной жизни города играют важную роль.

Численность населения городов может быть разной: от нескольких тысяч до нескольких миллионов.

Слайд 11. Города можно разделить на:

  • Миллионеры (население более 1 млн. чел.)
  • Крупные (более 100 тыс. чел.)
  • Средние (50-100 тыс. чел.)
  • Малые (до 50 тыс. чел.)

Учитель: Приведите примеры городов.

Чем больше развита страна, тем выше в ней доля городского населения. Высока доля горожан и в тех странах. Где значительная часть территории занята пустынями, горами или ледниками.

Ребятам предлагается рассмотреть карту на доске (слайд 12) и выявить районы с максимальной и минимальной долей городского населения.

Часто близко расположенные города разрастаются и фактически сливаются в единое целое. Такие образования получили название “агломерации”.

Ребята записывают с доски определение в тетрадь.

Сейчас в мире насчитывается более 400 агломераций. Крупнейшая из них – Токио в Японии.

Агломерации формируются вокруг одного крупного центра (Москва). Иногда они протягиваются на сотни километров вдоль морских берегов. Слайд 13

Учитель:

  • Входит ли наш город в состав агломерации?
  • Как она называется?

Слайд 14

Ребятам предлагается рассмотреть типы городов и с помощью атласа привести примеры для каждого типа.

Города - центральные места:

  • Столица.
  • Неофициальные столицы.
  • Центры республик, штатов, областей и т.п.
  • Районные центры.

Города - отраслевые центры:

  • Промышленные.
  • Транспортные.
  • Города науки.
  • Туристические центры.
  • Города-курорты.

Крупные города играют сразу несколько ролей:

- в них живут люди,

- располагаются промышленные предприятия, транспорт, торговля, учреждения культуры и науки.

Поэтому внутри городов выделяются определенные зоны:

  • Промышленные.
  • Жилые.
  • Транспортные.
  • Торговые.
  • Историко-культурные.

III. Закрепление.

Слайд 15.

С помощью маркеров разного цвета (или электронного маркера) ребятам предлагается на электронной доске выделить вышеперечисленные зоны на карте родного города (при отсутствии доски ребятам можно раздать распечатанные копии карт).

IV. Домашнее задание.

  • § 15,
  • № 7 на стр. 23 и № 5-6 на стр. 26-27 в тетради-тренажёре.