Веб-квесты на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Наш мир стремительно меняется, изменяются и требования к будущим специалистам. Возрастает роль быстрого переучивания с одной профессии на другую. Научные предметы перестают иметь четкие границы. Подразумевается, что в течение жизни человек будет несколько раз менять род своей деятельности. Уже сейчас работодатели предъявляют требование к умению работать в команде как к одному из критериев при приеме на работу. Скорость получения информации увеличилась многократно. Это означает, что выпускник должен выносить из школы не только определенный объем знаний, но и умение учиться. Кроме того, он должен овладеть определенными навыками– навыками сбора, обработки, анализа информации. Проектная методика позволяет решать эти задачи. Работа над телекоммуникационными проектами кроме всего прочего помогает учащимся овладевать навыками работы на компьютере.

Работа над телекоммуникационным проектом – это сложный процесс, требующий значительных усилий, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Поэтому начинающим учителям мы бы посоветовали технологию веб-квеста. Это более легкий способ включения сети Интернет в учебный процесс, при этом он не требует особых технических знаний.

Что такое веб-квест? «Quest в переводе с английского языка – продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой. Образовательный веб-квест – это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу». [1, c.153] Впервые веб квест был использован в 1995 году Берни Доджем. Веб-квест является веб-проектом, в котором все материалы, предъявляемые учащимся, исходят из Интернета. Дизайн веб-квеста предполагает рациональное планирование времени учащихся, сконцентрированного не на поиске информации, а на ее использовании. Основное отличие веб-квеста от простого поиска информации заключается в следующем:

  • наличие проблемы
  • поиск информации по проблеме осуществляется в Интернете
  • решение проблемы принимается всей группой

Работа над веб–квестом развивает такие умения как умение сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно. Учащиеся не просто собирают информацию, но и трансформируют ее, чтобы выполнить задание. У учащихся повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто реальное, что ведет к эффективности учебного задания. Меняется и роль учителя на уроке. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером.

Рассмотрим этапы работы над проектом на примере веб-квеста, который был проведен в 10 классе при изучении темы «США».

1-й этап – предварительная подготовка. Учитель определяет для себя тип веб-квеста – для кратковременной (1-3 урока) или длительной работы (четверть, учебный год, полгода); как будет выполняться веб-квест – индивидуально или в группах; каков будет конечный результат. На этом же этапе учитель отбирает ресурсы сети Интернет. Очень важно критически оценить найденные ресурсы, в том числе и с целью безопасности для детей.

2-й этап – учитель оформляет веб-квест, придерживаясь определенной структуры, которая сложилась за время его существования: введение, задание, процесс работы, информационные ресурсы, оценивание. Конечно, это не означает, что учитель не может делать какие-либо изменения в зависимости от возможностей и потребностей конкретного класса.

Веб-квест для 10 класса был опубликован в блоге на английском языке. Его структура выглядит таким образом:

I. Название. Веб-квест «США»

II. Введение

На этом этапе ставится проблема, должны быть четко описаны роли участников. «Вы журналисты, работающие над статьей о штатах США для географического журнала. Вас попросили подготовить презентацию об одном из штатов США. Для выполнения задания вам нужно в течение 5 дней посетить один из штатов. Вы можете вести дневник путешествия на странице блога www.kortkeros-tn.blogspot.com»

III. Задание

В этом разделе объясняется, что учащиеся должны сделать в процессе работы. «Помните, что вы изучаете этот штат, чтобы рассказать о нем людям, которые хотят туда съездить. Вы должны посетить несколько мест: столицу штата; один из памятников истории; одно из мест для отдыха (парк развлечений, пляж, горный курорт); одну достопримечательность (музей галерея, театр).

IV. Процесс работы

Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику. Выполнив все задания, учащиеся смогут успешно подготовить итоговую работу. «Соберите информацию и фотографии о вашем штате. Сохраните фотографии на компьютере для подготовки финальной работы. Запишите ответы на эти вопросы в ваш дневник наблюдений: Географические особенности (реки, горы, озера). Какой там климат? Какие исторические события там произошли? Что там выращивают и производят? Чем привлекателен этот штат для туристов? Когда вы закончите свое исследование, подготовьте отчет о штате. Будьте готовы ответить на вопросы учителя и одноклассников»

V. Информационные ресурсы

Это список ресурсов, необходимых для выполнения задания.

www.infoplease.com/states.html
www.enchantedlearning.com/usa/states
www.globalcomputing.com/states.html

VI. Оценивание

Описание критериев оценки выполнения веб-квеста, которое дается в виде бланка оценки.

Приложение 1

3-й этап – самостоятельная работа учащихся над заданиями веб-квеста. Заполнение страниц «Дневника путешествий»

4-й этап – промежуточное оценивание работы. Учащиеся посещают блог веб-квеста и оценивают работы друг друга. «Посетите страницу (имя ученика) и отметьте в своем бланке, на какие вопросы ваш товарищ смог ответить».

5-й этап – отчет о проделанной работе. На уроке учащиеся рассказывают о своем штате и показывают подготовленную ими презентацию. Учащиеся в группах обсуждают представленные проекты. Учитель вручает авторам презентаций заполненную таблицу из 6 пунктов с баллами за каждый пункт.

Анализируя результаты работы учащихся, можно сделать следующий вывод. Использование технологии веб-квеста на уроках английского языка позволяет решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки просмотрового чтения и чтения с целью извлечения информации; развивать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас обучающихся; формировать устойчивую мотивацию к изучению английского языка, расширять кругозор школьников. Однако следует отметить, что использование веб-квестов в обучении языку требует от учащихся соответствующего уровня владения языком для работы с аутентичными ресурсами Интернета.

Приложение 1

Оценивание устного высказывания

Presentation Delivery
CATEGORY 4 3 2 1
Logic / Sequencing of Information Information is organized in a clear, logical way. Most information is organized in a clear, logical way. One slide or item of information seems out of place. Some information is logically sequenced. 2 slides or items of information seem out of place. There is no clear plan for the organization of information. 3 or more slides or items are out of place.
Content All content throughout the presentation is accurate. There are no factual errors. Presentation includes all material needed to gain a comfortable understanding of the topic. Most of the content is accurate but there is one piece of information that might be somewhat inaccurate / not clear. Presentation includes most material for understanding of the material but is lacking one key element. The content is generally accurate, but two pieces of information are inaccurate or not clear. Presentation is missing two key elements. Content is typically confusing or contains more than two factual errors. Presentation is lacking more than two key elements and has inaccuracies.
Language The presenter does not use any cheat-sheets, the presentation is oral. There might be 1-2 language mistakes. While delivering the presentation, the student looks at a cheat-sheet 1-2 times. There are 3-4 language mistakes. The presenter occasionally reads the text of the presentation. There are 5-6 language mistakes. Most of the text of the presentation is read from the paper. There are more than 6 language mistakes.
Ordering and linking The speaker uses appropriate presentation phrases wherever necessary. Only one part of the presentation lacks a linking phrase. Only 1 phrase is inappropriate or incorrect. 2-3 parts of the presentation lack presentation phrases. 2-3 phrases are inappropriate or incorrect. The speaker uses almost no presentation phrases. OR: Most of presentation phrases are inappropriate or incorrect.
Contact with Audience The speaker keeps eye-contact all the time, often addresses the audience directly, asks questions, and attracts listeners’ attention. The speaker keeps eye-contact most of the time, asks several questions, addresses the audience. The speaker maintains eye-contact less than half of time, addresses the audience once. The speaker does not maintain eye-contact and does not address the audience.
Originality Presentation shows considerable originality and inventiveness. The content and ideas are presented in a unique and interesting way. Presentation shows some originality and inventiveness. The content and ideas are presented in an interesting way. Presentation shows an attempt at originality and inventiveness on 1-2 slides. Presentation is a rehash of other people's ideas and/or graphics and shows very little attempt at original thought.

Литература

  1. Сердюк Е.В., Канева Д.С. «Использование Web-quest технологии при обучении письменной речи на старшей ступени обучения в школах с углубленным изучением иностранного языка», сборник материалов II межрегиональной научно-практической конференции, Сыктывкар, 2010
  2. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. 1995-1997.
    http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html
  3. March T. What's on the Web? Sorting Strands of the World Wide Web for Educators. 1995-2001.
    http://www.ozline.com/learning/webtypes.html
  4. March T. Working the Web for Education. Theory and Practice on Integrating the Web for Learning. 1997– 2001.
    http://www.ozline.com/learning/theory.html
  5. Dodge B. A Rubric for Evaluating WebQuests. 2001.
    http://webquest.sdsu.edu/webquestrubric.html
  6. Dodge B. Creating A Rubric for a Given Task. 2001.
    http://projects.edtech.sandi.net/staffdev/tpss99/rubrics/rubrics.html
  7. www.wearelinguists.narod.ru
    Алгоритм разработки веб-квеста
  8. www.rubistar.4teachers.org
    создание бланков оценки