Элективный курс "Психология выбора профессии"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка.

Актуальность модуля «Психология выбора профессии» состоит в том, что в процессе перехода экономики нашей страны к рыночной экономике, реформа российского общества предъявляет новые требования к системе образования: необходимо не только организовать образовательный процесс и дать знания, но и подготовить выпускника школы к жизни и профессиональной работе в новых экономических условиях. Для того чтобы выдержать профессиональную конкурентную борьбу и достичь поставленных целей, российским учащимся необходимо ознакомиться с большим спектром профессий и соотнести свои возможности и способности с необходимыми требованиями профессий.

В связи с необходимостью интеграции молодёжи в современные социально-экономические условия, а так же для реализации государственной программы профильного и предпрофильного образования учащихся, большое значение имеет данный вид дополнительного образования.

Предлагаемая программа представлена как самостоятельный элективный курс дополнительного образования старшеклассников, раскрывающая основы выбора профессии.

Главным в программе является познание собственного «Я», своих способностей, возможностей. Соотнесение мечты и реальности, систематизация ВУЗов соответственно поставленной цели. Формирование внутренней мотивации выбора профессии. Программа рассчитана на 2 года по 17 часов в 8 и 9 классах, что способствует плавной смене ведущего вида деятельности.

Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов обучения:

уроки, деловые игры, практикумы, уроки-защиты, тематические задания, творческие работы, экскурсии и самостоятельная работа, а так же решение тестов, проблемных ситуаций, которые способствуют более эффективному решению образовательных задач.

Особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, которая включает поиск дополнительной литературы, осмысление и анализ фактов.

В основу модуля положена программа Резапкиной Г.В. «Я и моя профессия» Программа профессионального самоопределения для подростков. Использованы «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения» Пряжникова Н.С.

Цели элективного курса:

Изучение психологии выбора профессии направлено на достижение следующих целей:

  • развитие гражданского образования, понятийного образа мышления; потребности в получении знаний в аспекте выбранной профессии, повышение интереса к изучению других учебных дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
  • воспитание ответственности за принятые решения; уважение к труду;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; принимать решения; работать в коллективе; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для решения профессиональных проблем;

Образовательной целью данной программы является формирование у старшеклассников знаний по психологии выбора профессии и основных понятий связанных с ней, понимание профессиональных перспектив, а так же применение полученных знаний на практике.

Задачи элективного курса:

  1. Освоение учащимися знаний по теории психологии;
  2. Овладение умениями разумного выбора различных источников информации, навыкам профессионального поведения;
  3. Анализ собственных ресурсов (интересы, способности, особенности личности);
  4. Осознание потенциальных несоответствий личностных особенностей и особенностей профессий и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий;
  5. Развитие логического и критического мышления, творческих способностей, толерантности, коммуникативных умений;
  6. Воспитание важнейших качеств личности: творческого подхода к решению проблем, целеустремленности, настойчивости, выдержки, решительности, инициативности и самостоятельности, а так же организованности и уверенности;
  7. Подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.

Возраст учебной группы: 14–16 лет.

Вид учебной группы: постоянный состав.

Занятия: групповые.

Форма обучения: программой предусмотрено различное сочетание форм и методов обучения: уроки – деловые игры, практикумы, уроки-защиты, тематические задания, творческие работы, экскурсии, самостоятельная работа, а также решение тестов, задач, проблемных ситуаций, которые способствуют более эффективному решению образовательных задач.

Количество учащихся: 10–15 человек в группе.

Срок реализации программы: в 8 кл. -17 часов, в 9 кл. – 17 часов.

Режим занятий: 1 занятие в неделю, продолжительностью 1 час.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Программа предусматривает систематизацию у учащихся общеучебных умений и навыков в аспекте профессионального самоопределения, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для этого объединения являются:

  1. Объяснение изучаемых положений с максимально широким использованием конкретных примеров;
  2. Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации;
  3. Умение обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  4. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах. Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели;
  5. Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью;
  6. Работа с тексами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка СМИ;
  7. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  8. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  9. Владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

Программа призвана помочь осуществлению школьниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения:

Результаты изучения курса психологии выбора профессии соответствуют требованиям для реализации государственной программы профильного и предпрофильного образования учащихся.

Развиваются потребности в получении знаний в аспекте выбранной профессии. Повышается интерес к изучению других учебных дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации.

Воспитывается ответственность за принятые решения; уважение к труду.

Учащиеся овладевают умениями получать и критически осмысливать информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; принимать решения; работать в коллективе.

Освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для решения профессиональных проблем.

Формы контроля за уровнем достижений учащихся:

Контроль за уровнем достижений учащихся предусматривает как репродуктивную проверку усвоения необходимого минимума полученных знаний в виде бесед и тестирования, так и в большей степени проверку освоения умений. Для этой цели в программу заложено использование таких форм контроля за уровнем достижений учащихся, как оценка работы в малых группах, участие в мозговых штурмах, деловых играх, тренингах, контроль выполнения проекта и его презентации, контроль анализа конкретных ситуаций. Система оценки предлагается накопительная.

Учебно-тематический план занятий

Тема занятий Кол-во часов
  I. Кем стать после школы 8 класс 4
1 1. Проблемы выбора. Участие в окружных конкурсах. «Социальная реклама», «Если б я был главой управы» 1
2 2. Личностные регуляторы выбора профессии 1
3 3. Этапы освоения профессией и уровни способностей 1
4 4. От самопознания к самореализации 1
  II. Выбор профессии 7
5 1. Свойства нервной системы 1
6 2. Эмоциональное состояние и проблемы саморегуляции 1
7 3. Особенности мышления, памяти и внимания 1
8 4. Типы личности в аспекте профессиональной деятельности 1
9 5. Способности и профпригодность 1
10 6. Юридическую консультацию, тестирование, просмотр вакансий в Центре профессиональной занятости молодежи «Полюс». Организованный выезд. 1
11 7. Личный профессиональный план 1
  III. Навыки самопрезентации 7
12 1. Уверенное и неуверенное поведение 1
13 2. Резюме. Виды и особенности 1
14 3. Собеседование. Виды и особенности 1
15 4. Проектная работа «Особенности моей профессии» 1
16 5. Ролевая игра «Интервью» 1
17 6. Портфолио – коллекция достижений, активная позиция школьника 1
18 7. Профессиограмма моей профессии. Творческое задание. 1
  9 класс  
1 Мир профессий. Анализ и систематизация ВУЗов. Таблица 1
2 Ценностно-нравственный активизирующий опросник «Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия (СССР)» 1
3 Ценностно-нравственный активизирующий опросник «Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия (СССР)» (продолжение) 1
4 Опросник-шутка «Мода-1» 1
5 Жизненные ценности. Опросник «Как поживаешь?» 1
6 Игра «Человек – профессия» 1
7 Соотношение внешней характеристики и образов людей. Игра «Автопортрет» 1
8 Приоритеты в профессии. Игра «Пять шагов» 1
9 Осознанное выстраивание жизненных и профессиональных перспектив. Игра «Эпитафия» 1
10 Основные смыслы трудовой жизни. «Три судьбы» 1
11 Опросник «Личная профессиональная перспектива» 1
12 Матрица профессий 1
13 Диагностика типа темперамента 1
14 Темперамент в профессиональной деятельности (продолжение) 1
15 Карточная игра профессионального и личностного самоопределения «Медоворот» 1
16 Умение соотнести реальность с мечтой 1
17 Экскурсия. Технопарк в Царицыно. 1
18 Итоговое занятия. Рефлексия. 1

Литература:

  1. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. – М.: Генезис, 2005. – 140 с. – (Психология для жизни).
  2. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие 1.Игровые профориентационныет упражнения. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 56 с.
  3. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие 2. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 80 с.
  4. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. Ценностно-нравственные активизирующие опросники прфессионального и личностного самоопределения – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 64 с.
  5. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 64 с.
  6. Журнал «Первое сентября» Школьный психолог №15. Автор Елена Карельская «Темперамент в профессиональной деятельности» Методическая разработка занятий для девятиклассника.

3.03.2012