Региональный компонент на уроках математики

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обеспечить свободное владение последовательностью чисел от 1 до 10, начиная с любого числа. Совершенствовать умение читать цифры и соотносить каждую цифру с соответствующим числом предметов; умение сравнивать числа без использования знаков «<», «>», «=»; умение называть число, следующее за данным числом при счете, находящееся между двумя данными числами, идущее при счете перед данным числом. Прочное усвоение всех случаев состава чисел 2, 3, 4, 5 из двух слагаемых.
  • Развитие логического мышления, внимания, навыков самостоятельной работы.
  • Воспитывать у учащихся гордость и любовь к своему родному краю.

Оборудование: река, корабль, аквариум с рыбками, донские рыбы – судак, лещ, сом, севрюга, осетр, карточки с составом чисел, закладки с рыбкой – 18 шт., колокольчик.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами совершим необычное путешествие по родному краю.

Во время нашего путешествия мы будем устно считать, сравнивать числа, вспомним состав изученных чисел, но чтобы все это выполнить и для того, что бы наше путешествие было удачным нам с вами нужно быть очень внимательными и дисциплинированными.

– А путешествовать мы будем по самой крупной реке нашего края – Дон. Дон – река широкая красивая. И очень заманчиво совершить по Дону прогулку. И вот наше желание исполнилось. Мы отправляемся в путешествие всем классом.

– А, давайте узнаем, на чем же мы с вами будем путешествовать, для этого нужно отгадать загадку:

Не спрашивая броду, лезу смело в воду –
На всякой глубине лишь по пояс мне (корабль).

– Правильно. Мы будем путешествовать на корабле.

– Капитаном нашего корабля буду я. А чтобы наш корабль поплыл, мы с вами должны произнести волшебные слова «Ветер по Дону гуляет и кораблик подгоняет»

– Приготовились! Сели красиво!

– Поднять паруса! Полный вперед! (Дети произносят волшебные слова)

2. Устный счет

Учитель: Ой, посмотрите. Это кто к нам навстречу плывет! Да это же рыбка. А называется эта рыба – осетр. (Сообщение учителя: осетровые – наиболее ценные промысловые рыбы. Их промысел известен с глубокой древности, так на роскошных пирах в древние времена подавались целиком отварные осетры, которые были украшены золотыми монетами и цветами.) И она нам приготовила задания:

1. Посчитать от 1 до 10, от 8 до 4, от 7 до 20.
2. Назовите числа от 1 до 10 через одно число?
3. Назовите все числа, которые идут перед числом 6 (1, 2, 3, 4, 5).
4. Назовите соседей числа 9; 3; 5; 7.
5. Назовите число, которое меньше 7, но больше 5; меньше 4, но больше 2; меньше 10, но больше 8.
6. Вспомним состав чисел:

– Молодцы!

7. Я загадала пример, в котором есть знак «+», а ответ равен 4. Что это за пример?
8. Приготовить веер цифр. Сколько раз я хлопну, такую цифру вы покажите.
9. Я показываю пример, вы показываете ответ:
10. Задача-шутка:

На полянке у дубка
Крот увидел два грибка,
А подальше у осин
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибов?

Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал,
А теперь ответ найди,
Сколько мишек впереди?

11. Назовите, какие геометрические фигуры вы знаете? (рисунок)
12. Внимательно посмотрите. Из каких геометрических фигур состоит наша картина? Сколько треугольников? Сколько кругов? Посчитать.

Итог: Рыба – осетр вами, ребята, очень довольна. Вы хорошо справились с устным счетом.

Наше путешествие продолжается. (Дети произносят волшебные слова.)

3. Работа по учебнику

Учитель: А вот и другая рыбка, нас приветствует? Это рыба – севрюга. (Сообщение учителя:

В благородном семействе осетра
Водится древняя рыба одна,
Очень ценится в мире ее икра.

Продолжительность жизни севрюги до 30 лет. Питается она раками и рыбой: сельди, кильки.) И она тоже приготовила нам задание:

Вы должны вписать в пустой квадратик нужную цифру. Сколько животных, птиц такую цифру вы должны написать. Возьмите простой карандаш. Вспомнили о правильной посадке. Работать будете самостоятельно, потом проверим. Приступили к работе.

Сколько телят? (2); Сколько котят? (5); Сколько цыплят? (7); Сколько утят? (10); Сколько поросят? (4); Сколько зайчат? (3); Сколько лягушат? (9); Сколько птичек? (8); Сколько медвежат? (1); Сколько собак? (6)

Проверим.

Но рыба – севрюга нам еще одно задание приготовила. Нам нужно решить задачу. Внимательно послушайте: В аквариуме было 4 рыбки, потом еще одну рыбку пустили в аквариум. Сколько рыбок стало? (решение задачи). Эта задача на сложение. А кто мне придумает задачу на вычитание с этими же рыбками.

Итог: Молодцы. Все хорошо поработали. Рыба севрюга осталась вами, очень довольна. Плывем дальше (Дети произносят волшебные слова).

Учитель: Ой, ребята, посмотрите, нам навстречу плывет очень интересная рыба. Что же эта за рыба?

Это рыба – сом. (Сообщение учителя: сом – рыба усатая. Самая крупная рыба, встречающаяся на Дону. Сом – хищная рыба, питается лещом, сазаном, сельдью и другими видами рыб. Кроме того он ест лягушек, раков и даже водоплавающую птицу.) И он приготовил нам очень необычное задание. Сом предлагает нам отдохнуть и провести физкультминутку:

От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход
1, 2 – мы назад шагнем сначала
3, 4 – а потом шагнем вперед
5, 6 и поплыл, поплыл по речке
Набирая полный ход.

– Поплыли дальше. Произносим волшебные слова (хором).

4. Работа в тетрадях

Учитель: Смотрите, ребята, нас еще встречает одна рыбка, а зовут ее – лещ. (Сообщение учителя: Рыба усатая,

С боков сжатая.
Маленькая голова,
Белые глаза.

Одна из самых распространенных рыб, встречающаяся на Дону.)

Давайте, посмотрим, что за задание приготовил нам лещ. Он предлагает нам выполнить работу в тетрадях. Открываем тетради (учитель следит за посадкой).

Задание: соединить все числа по порядку, начиная с цифры 2. Возьмите простой карандаш. Ведет урок………. Правильно.

Задание: Скажите, какая цифра записана (6). Сколько нужно обвести и закрасить треугольников? (6) Берем красный карандаш и закрашиваем шесть треугольников. Молодцы. Следующая, какая цифра? (7) Сколько кружков нужно обвести и закрасить? (7) Берем синий карандаш и закрашиваем семь кружков. Молодцы. Раскрашиваем аккуратно.

Следующее задание: Вспоминаем состав изученных чисел и вписываем цифру ручкой в пустой кружок.

Итог: Молодцы. Выполнили правильно задания, которые приготовил лещ.

– А наше путешествие по реке продолжается. Произносим волшебные слова (хором).

– А нам на пути встречается еще одна рыба. Эту рыбку зовут – судак. (Сообщение учителя: внешне он напоминает окуня, но отличается от него более вытянутым телом, темными крапинками на спине и хвостовом плавнике и, конечно же, более крупными размерами. Охотится в сумерках, питаясь мелкой рыбешкой. Судак любит чистую воду и простор.) Но что же она нам приготовила, какой-то сюрприз. В память о нашем путешествии и за хорошую работу всех ребят на уроке рыба – судак дарит вам подарок: закладки с рыбкой, для того, чтобы вы быстро находили нужную страничку в учебнике. (Если время есть: тренеровка памяти)

5. Итог урока

Учитель: И так, ребята, наше путешествие подходит к концу. Вы очень хорошо поработали на уроке. Были очень внимательными, быстро отвечали на вопросы. Вы мне очень понравились.

– Так, чему мы учились на уроке? (Считать, решать, писать)

– По какой реке мы путешествовали? (По реке Дон)

– С какими рыбами познакомились? (Осетр, севрюга, сом, лещ, судак)

В наших водоемах обитает 71 вид рыб, но к сожалению они постепенно уменьшаются. Причины – это браконьеры, которые в большом количестве вылавливают рыб, изменение в среде обитания, т.е. загрязняется вода в которой живут рыбы, обмеление водоемов.

Ребята, скажите, что нельзя делать в природе? (Ответы) Правильно. Эти правила, ребята, всегда нужно помнить.

(Стихотворение может прочитать наизусть как учитель, так и ученик.)

Чтоб могли леса цвести
И сады и реки
Все живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку,
С птицами давай дружи,
Береги былинку.
Мусор, друг, не оставляй
В лесу на полянке,
Реки ты не засоряй
Бой объявим склянке.

(Звенит колокольчик.) Пусть звон этого колокольчика напоминает вам о том, что нужно беречь все живое на нашей планете Земля.

Спасибо за работу на уроке!

(Название реки и рыб можно использовать взависимости от регионального компонента.)