Литературная игра "Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели урока.

  1. Пробудить интерес к личности поэта.
  2. Развивать мышление, память, внимательное отношение к слову.
  3. Формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, живопись.

Задачи урока.

  1. Способствовать развитию коммуникативных отношений, творческому содружеству.
  2. Создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей учащихся.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие.

Друзья! Приглашаем к участию в литературной игре “Поле чудес”.

Победит тот, кто был внимательным и любознательным при изучении темы “Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова” Желаем успехов!

Первый отборочный тур

Вопрос 1. Назовите годы жизни М.Ю.Лермонтова (1814-1841)

Вопрос 2. Сколько лет было Лермонтову, когда он лишился матери ? (3 года)

Вопрос 3. Как звали бабушку, воспитавшую поэта? (Елизавета Алексеевна Арсеньева, в девичестве Столыпина)

Вопрос 4. Как называлось имение бабушки, в котором прошли детские годы поэта? (Тарханы)

Вопрос 5. Назовите учебные заведения, в которых учился Лермонтов? (1. Московский университетский благородный пансион; 2. Московский университет (не закончил); 3. Петербургская школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров)

Первый полуфинал.

Кто так отозвался о студенческих годах Лермонтова: “Студент Лермонтов, в котором тогда никто из нас не мог предвидеть будущего замечательного поэта, имел тяжелый несходчивый характер, держал себя совершенно отдельно от всех своих товарищей, за что, в свою очередь, и ему платили тем же. Его не любили, отдалялись от него и, не имея с ним ничего общего, не обращали на него никакого внимания”. (Павел Федорович Вистенгоф)

Историческая справка: Павел Федорович Вистенгоф - соученик Лермонтова по Московскому университету, автор “Очерков московской жизни”, романа “Урод” и др. Его воспоминания положили начало представлению об одиночестве Лермонтова в студенческой среде, хотя сам мемуарист приводит факты, которые противоречат этому. Воспоминания Вистенгофа содержат сведения о широте интеллектуальных интересов поэта.

Второй отборочный тур

Вопрос 1. Как называлось первое стихотворение, которое Лермонтов решил выпустить под своей фамилией? Где оно было напечатано? (Стихотворение “Бородино” напечатано в журнале “Современник” после смерти А.С.Пушкина)

Вопрос 2. Были ли знакомы лично Лермонтов и Пушкин? (Нет, два великих русских поэта лично не были знакомы, несмотря на то, что в 1835-1836 годах Лермонтов жил в Петербурге)

Вопрос 3. О каких стихах Лермонтова весьма своеобразно отозвался главный российский критик Николай I: Приятные стихи, нечего сказать: я послал Веймарна в Царское Село осмотреть бумаги Лермонтова и, буде обнаружатся ещё другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону”? (О стихотворении “Смерть поэта”)

Вопрос 4. Назовите поэму, у которой целых шесть авторских редакций? (Поэма “Демон”)

Вопрос 5. Что послужило поводом для отправки во вторую кавказскую ссылку? (Поводом послужила дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э.де Барантом)

Второй полуфинал:

Из какого произведения взяты эти строки?

Лукав, завистлив, холл и страстен;
Холоден, всем почти ужасен,
Своими ласками опасен,
А в заключении - злодей!

(Строки из стихотворения “Портреты”)

Третий отборочный тур

Вопрос 1. Перед вами портреты Лермонтова. Сколько всего прижизненных портретов поэта существует? (Существует 15 прижизненных портретов, включая автопортрет)

Вопрос 2. По воспоминаниям родственника Лермонтова Л.А.Шан-Гирея, в лермонтовской библиотеке были книги следующих поэтов: В.А.Жуковского, И.А.Крылова, К.Н.Батюшкова, М.В.Ломоносова, Н.Г.Державина, И.И.Дмитриева. Соотнесите портреты с именами авторов.

Вопрос 3. В каком из стихотворений Лермонтова героями являются три дерева? (“Три пальмы”)

Вопрос 4. К какому роду литературы относится роман “Герой нашего времени”? (К эпосу)

Вопрос 5. К какому идейно-эстетическому направлению можно отнести роман “Герой нашего времени”? (Критический реализм)

Третий полуфинал.

Чей это портрет?

“… Рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий… А уж ловок-то, ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре”. (Казбич)

Финал.

Кто из произведений Лермонтова “ходил на кабана один на один”, а иной раз ветер “ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет”? (Печорин)

Подведение итогов игры.

Литература

Петрович В., Петрович Н. Литературные викторины для детей. - М.: 2000.