Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями поведения и общения

Разделы: Коррекционная педагогика


«…Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход.
И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту»
(Мэри Ш. Курчинка)

Аннотация

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях способствует формированию жизнеспособной личности ребёнка.

Методическое пособие "Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением поведения и общения в МОУДОД "Дом детства и юношества" содержит информацию о причинах и проявлениях синдрома гиперактивности у детей дошкольного и младшего школьного возрастов, о влиянии данного нарушения на физическое и психическое развитие ребёнка, а также путях и методах коррекции лиц этой категории в условиях образовательного учреждения дополнительного образования детей. На конкретном материале отслеживаются возникающие проблемы и предлагаются пути их решения.

Разработанное пособие поможет специалистам образовательных учреждений (педагогам, психологам, методической службе) сохранять, развивать, корректировать поведенческую и личностную сферы детей с асоциативным поведением.

Пояснительная записка

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети".

Зачастую путь ребёнка с симптомами аномального поведения в социуме начинается с неудач. Отсутствие ощущения успеха вызывает эмоциональные расстройства и снижение самооценки. Даже самые способные дети, с высоким уровнем интеллекта, показывают низкую успеваемость. Хотя некоторые из них всё же достигают неплохих результатов, но и они не реализуют полностью свои высокие интеллектуальные возможности.

По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым1, к основным категориям аномальных детей относятся :

  • дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  • дети с нарушением речи (логопаты);
  • дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • дети с умственной отсталостью;
  • дети с задержкой психического развития;
  • дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью);
  • дети с нарушением поведения и общения (гиперактивные, агрессивные; тревожные и т.д.)

В предлагаемом методическом пособии мною рассмотрено психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением поведения и общения .

Гиперактивный – (от латинского «activus» – «деятельный», «действенный» и греческого «hyper» – «над», «сверху»), т.е. сверхактивный, что указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью».2

По оценке Расселла Баркли3 в зрелом возрасте лишь около 30% гиперактивных людей избавляются от этого расстройства и большинство из них испытывает значительные затруднения и в взрослой жизни. По данным статистики около 20% гиперактивных ведут асоциальный образ жизни.

В настоящее время проблема детей с гиперактивным синдромом актуальна. Педагоги образовательных учреждений отмечают, что количество таких детей с каждым годом возрастает, возникают трудности их общения со сверстниками и взрослыми.

В ходе проведенных микроисследований в МОУ ДОД " Дом детства и юношества"

г. Рубцовска было выявлено до 27 % учащихся, проявляющих гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью, импульсивностью. (Приложение 1)

Выявленные дефекты в поведении ребенка приводят к нарушению связей с социумом, неспособностью или нежеланием выражать свои чувства и эмоции согласно общепринятых норм, сдерживать агрессию, действовать импульсивно, невнимательно. В силу неразвитости эмоционально-волевых процессов им трудно быть спокойными и сосредоточенными, концентрировать внимание, хотя они не имеют при этом перцептивных и неврологических двигательных расстройств. Дети постоянно перескакивают с одного занятия к другому, будто не способны остановиться на чем-нибудь одном или целиком сосредоточить свое внимание на избранном объекте. Все это осложняет положение гиперактивного ребенка в коллективе сверстников и сказывается на успешности его обучения и формирования навыков соответствующего поведения. Быстрые, импульсивные, эти воспитанники не умеют сдерживать свои желания, организовывать поведение, чем доставляют окружающим много хлопот, поэтому важна своевременная диагностика выявления причин гиперактивности у детей, т.к., по мнению многих психологов, психологическая поддержка и педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте более эффективна.

Цель деятельности педагогов:

повышение уровня социальной адаптации дошкольников и младших школьников с нарушениями поведения и общения через коллективное взаимодействие в условиях учреждения дополнительного образования.

Задачи:

  • выявить степень разработанности проблемы социальной адаптации дошкольников и младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения;
  • разработать комплекс диагностических методик по выявлению уровня социальной адаптации детей данной категории и цикл коррекционных занятий, направленных на нормализацию эмоционального состояния ребенка;
  • рекомендовать педагогам дополнительного образования памятки по повышению эффективности адаптации обучающихся в социуме.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением поведения и общения

В условиях учреждения дополнительного образования детей реализация работы по социальной адаптации детей осуществляется с учетом:

  • личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию;
  • необходимости восстановления физического и психического здоровья, развития и саморазвития личности ребёнка как субъекта познания и предметной деятельности;
  • специфики работы социально-психологической службы учреждения.

Опираясь на практический опыт работы с детьми, имеющими синдром гиперактиваности и анализируя характерные особенности этих детей (Приложение 2, Приложение 3) можно выделить основные этапы психолого-педагогического сопровождения:

1. Психологическая диагностика.

Предусматривает изучение гиперактивного ребенка, его личностных особенностей и индивидуальных характеристик, выявление причин, имеющихся у ребенка, проблем для обеспечения ему персонифицированной помощи.

Диагностика предполагает:

  • комплексное изучение ребенка;
  • формулировка психолого-педагогических проблем;
  • выдвижение гипотез об имеющихся у ребенка затруднениях;
  • выбор методов исследования и диагностических методик (Приложение 4);
  • формулировку психолого-педагогического диагноза;
  • разработку рекомендаций для организации социальной адаптации данной категории детей.

Используемые в этих целях методики должны отвечать следующим требованиям:

  • простота и процедурная доступность для педагога, психолога;
  • непродолжительность процедуры по времени и неутомительность для детей;
  • наличие элементов занимательности (желательны игровые формы).

2. Психологическое просвещение.

Предполагает повышение психологической компетентности педагогов Дома детства и юношества и родителей обучающихся.

Осуществляется в форме:

  • лекций;
  • спецкурсов;
  • бесед;
  • круглых столов;
  • творческих мастерских;
  • психологических гостиных;
  • тренингов и т.д.

В данном пособии приведены разработки цикла занятий с педагогами дополнительного образования – спецкурс " Работа с особыми детьми", проведенный в 2009-2010 учебном году.

(Приложение 5).

3. Психологическая профилактика и коррекция.

Включает в себя систематическую и целенаправленную работу с гиперактивными детьми по трем основным направлениям:

  • развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);
  • формирование навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  • коррекция эмоционально-волевой сферы (агрессия, гнев, тревожность, импульсивность).

Осуществляется в форме:

  • индивидуальных и групповых занятий;
  • социально-психологических тренингов (Приложение 6);
  • психологических игр, упражнений (Приложение 7);
  • консультаций по личным затруднениям (Приложение 8).

Во время социальной адаптации детей с синдромам гиперактивности в социальной среде необходимо создать соответствующие педагогические условия для обеспечения полезной, содержательной занятости детей, способность формирования положительных качеств личности на основе использования многообразия форм активной деятельности и общения, через:

  • анкетирование;
  • мониторинг психоэмоционального состояния детей;
  • проведение тренингов, психологических игр;
  • консультирование;
  • собеседование;
  • психологическое просвещение;
  • разработка методических рекомендаций и т.д.

Функции психолого-педагогического сопровождения:

  • информационно-аналитическая – сбор и анализ психологической разноуровневой информации, организация мониторинга, разработка прогнозов, выявление проблемных зон;
  • технологическая – консультирование, психологическое просвещение, коррекционная работа;
  • научно-исследовательская – обобщение опыта, выводы.

Реализация психолого-педагогического сопровождения предполагает достижение следующих результатов:

  • созданы условия для успешной социальной адаптации всех участников образовательного процесса в Доме детства и юношества;
  • выявлены основные психологические трудности детей с нарушением поведения и общения и причины их возникновения в развитии и обучений детей;
  • создана структура психолого-педагогического мониторинга;
  • повысился уровень психологической компетентности участников образовательного процесса путем психологического просвещения;
  • повысилась психологическая поддержка и сопровождение детей с нарушением поведения и общения.

Заключение

В условиях модернизации системы образования обществом предъявляются повышенные требования к качеству организации педагогического процесса. Используемый сегодня в работе с детьми гуманистический подход требует от специалистов создания оптимальных условий для раскрытия творческого потенциала личности каждого ребенка, для обеспечения его нормального физического и психического развития. Однако, опыт работы показывает, что не всегда удается реализовать эту задачу.

Среди проблем, с которыми часто приходится сталкиваться в ходе работы, выступает проблема установления взаимоотношений – воспитательного процесса с детьми, чья безудержанная подвижность выходит за рамки просто активного ребенка.

При организации психолого-педагогической работы с детьми в МОУ ДОД «Дом детства и юношества» эта проблема актуальна, т. к. анализ результатов наблюдений за поведением и состоянием здоровья обучающихся в детских объединениях свидетельствует о наличии значительной части детей с отклонениями в поведении и затруднениями в общении со сверстниками, неумением устанавливать контакты с окружающими людьми, повышенной конфликтностью и трудностями при организации учебной и самостоятельной деятельности.Опираясь на результаты исследований прошлых лет можно сделать вывод,что с каждым годом идет увеличение количества таких детей .

В связи со сложностями в решении проблемы встала необходимость применения комплексного подхода в работе с детьми, отличающимися гиперактивностью.

Анализ многочисленных исследований по интересующему нас направлению позволил сделать вывод о том, что только своевременная и комплексная работа по преодолению нежелательных проявлений гиперактивности помогает ребенку успешно социализироваться в среде сверстников (Приложение 9, Приложение 10).

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. – 1999. – №1.
  2. Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. – 2000. – №4.
  3. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. – М.: НИИ семьи, 1997.
  4. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей в России. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 1997.
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000.
  6. Левашева С.А, Психолог и подросток :коммуникативно-двигательный тренинг.-Ярославль:Академия развития, 2006.
  7. Монина Г., Лютова Е. Работа с "особым" ребенком // Первое сентября. – 2000. – №10.
  8. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.
  9. Рассел Л. Баркли, Кристина М. Бентон Ваш непослушный ребенок. – С-Пб.: Питер 2004.
  10. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: Сфера, 2002.
  11. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997.
  12. Фопель Клаус Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. – М.: «Генезис», 1999.

1 Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей в России. – М.:ООО ИКТЦ «ЛАДА», 1997. – 67 с.

2 Словарь практического психолога /сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800с.

3 Рассел Л. Баркли, Кристина М. Бентон Ваш непослушный ребенок. – С-Пб.: Питер 2004