Урок географии по теме "Человек в Антарктиде"

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: обобщение знаний.

Цель урока: узнать, каким должен быть человек в Антарктиде.

Задачи урока:

  1. Обобщить знания учащихся об особенностях природы материка.
  2. Совершить виртуальное путешествие по сайту: http://wikimapia.org.ru на полярные станции Мирный, Молодежная, Восток с использованием Интернет-ресурсов.
  3. Составить представление обучающихся о том, каким должен быть человек в Антарктиде.
  4. Сделать вывод. Смогли бы мы стать полярниками?

Ход урока

Антарктида – уникальный по природе материк.

Зачем человек едет в Антарктиду?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов:____________________________________

Антарктида – это единственный материк, где человек не живет постоянно. Почему? Учащиеся предлагают свои варианты ответов:____________________________________

Правильно, нелегко находится в суровых полярных условиях. Сегодня мы с вами узнаем, какие трудности предстоит преодолеть человеку в Антарктиде. Давайте сформулируем тему нашего урока. Учащиеся называют свои варианты. Учитель делает вывод.

Итак, тема нашего урока: “Человек в Антарктиде”. Слайд 1.

Человек в Антарктиде…

Мы отправляемся на зимовку! Что мы знаем об Антарктиде?

Цель нашего урока: узнать, каким должен быть человек в Антарктиде. Слайд 2.

I. В начале урока краткий опрос по домашнему заданию:

1. ГП Антарктиды: Слайд 3.

– положение материка относительно экватора;
– положение материка относительно нулевого меридиана;
– какие океаны омывают материк.

2. Назовите имена первооткрывателей Антарктиды: Слайд 4.

Учащиеся называют имена М.П.Лазарева, Ф.Ф.Беллинсгаузена, Р.Амундсена, Р.Скотта.

3. Почему Антарктиду называют страной мирных исследований? Слайд 5.

Учащиеся говорят о договоре об Антарктиде.

II. Основная часть урока. Слайд 6.

Мы с Вами отправляемся в виртуальное путешествие по сайту: http://wikimapia.org.ru Основные пункты нашего маршрута полярные станции: Мирный, Восток, Молодежная.

Названия станция записаны на доске. Учитель выходит на сайт и находит данные географические объекты. Используя масштабную линейку, показывает местоположение данных пунктов (страна – мир) и предлагает учащимся выполнить практическую работу с использованием данных сайта.

Задания:

1. Определите географические координаты данных пунктов.
2. Проанализируйте данные сайта в режиме просмотра вида со спутника и Google Panaramio, используя масштаб.
3. Найдите полярные станции на физической карте атласа и отметьте их на контурной карте.

Какими были первые люди в Антарктиде? Слайд 7.

1899 год. Побережье Антарктиды. Небольшая английская экспедиция в составе 10 зимовщиков осталась на зимовку. В течение года они наблюдали за погодой, изучали природу материка. Как вы думаете, какие трудности им необходимо было преодолевать?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов: холод, мороз, цинга, нет постоянной связи и т.д.

Учитель делает вывод:

Сейчас полярнику почти не страшен холод, совершенно не грозит цинга – жесточайшая опасность, подстерегавшая первых исследователей, есть постоянная связь. Полярные экспедиции разных стран мира остаются на зимовку на научных станциях, расположенных на морском побережье.

В чем заключаются условия жизни человека в Антарктиде? Слайд 8.

Учащиеся объясняют, почему Антарктиду называют:

– страной мороза и жесткого солнца; Слайд 9.
– страной пурги;
– страной южного полюса; Слайд 10.
– “Материком за облаками”; Слайд 11.
– страной льда; Слайд 12.
– страной пресной воды; Слайд 13.
– страной айсбергов; Слайд 14.

Учитель делает вывод: условия жизни человека в Антарктиде крайне неблагоприятные.

Почему полярников в Антарктиде называют зимовщиками? Слайд 15.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов:__________________________________

Какие действующие на человека факторы можно считать неблагоприятными?

1) низкие температуры; Слайд 16.
2) низкое атмосферное давление;
3) жесткое солнце и т.д.

Средства защиты человека в Антарктиде: Слайд 17.

– специальная одежда;
– специальная обувь;
– теплоизоляция жилища;
– солнцезащитные очки и т.д.

В чем особенности психологического состояния полярников? Слайд 18.

Учащиеся объясняют, как они понимают каждую из особенностей психологического состояния полярников.

  • Изолированность.
  • Экстремальность.
  • Суровые природно-климатические условия.
  • Психологическая устойчивость и совместимость.

Каким должен быть современный полярник? Слайд 19.

Важно, не просто перечислить данные качества, но и объяснить, что значит, например, быть выносливым, быть наблюдательным и т.д.

  • Выносливым.
  • Наблюдательным.
  • Смелым.
  • Отзывчивым.
  • Добрым.
  • Преданным.
  • Настойчивым.
  • Мужественным.

Какими качествами характера должен обладать современный полярник? Слайд 20.

Как и в предыдущем вопросе, необходимо предложить ребятам объяснить, как они понимают, что значит, например, цельность натуры, “плечо друга” и т.д.

  • Цельность натуры.
  • Нравственность.
  • Целеустремленность.
  • “Плечо друга”.

Секрет профессии полярного исследователя. Слайд 21.

Далее можно предложить ученикам сделать главное открытие: в чем заключается секрет профессии полярного исследователя? Выслушать их мнение и, подводя итог, привести как пример слова Руаля Амундсена, который написал в своей книге “Южный полюс”:

“Поражение непременно ожидает того, кто не принял заблаговременно нужных мер: это называют невезением.

Побеждает тот, у которого все в порядке: кое-кто называет это везением”.

III. Итоги урока.

Скажите ребята, а мы смогли бы с вами стать полярными исследователями?

Выслушав разные мнения, учитель подводит итог и желает, чтобы девизом каждого в жизни стали следующие слова:

Бороться и искать, найти и не сдаваться! Слайд 22.

В конце урока можно провести небольшую самостоятельную работу с целью проверки уровня обученности и качества знаний по пройденной теме.

Самостоятельная работа по теме: “Антарктида”.

1-й вариант.

  1. Почему Антарктиду называют страной мороза и жесткого солнца?
  2. Докажите, что Антарктида – самый высокий материк на Земле?
  3. Объясните значение выражения “Антарктида – страна айсбергов”.
  4. Какие полезные ископаемые есть на материке? Объясните почему.
  5. Назовите представителей животного мира Антарктиды.

Что такое? Кто такой?

Беллинсгаузен.
Восток.
Эребус.
Шельф.

2-й вариант.

  1. Почему Антарктиду называют страной пурги?
  2. Объясните, почему шестой континент называют “бочкой с пресной водой”.
  3. Дайте характеристику ледового щита Антарктиды.
  4. Почему Антарктиду называют полюсом холода?
  5. Назовите представителей растительного мира Антарктиды.

Что такое? Кто такой?

Лазарев.
Антарктика.
Мирный.

IV. Домашнее задание:

В качестве домашнего задания можно предложить выполнить творческую работу: составить кроссворд по теме: “Антарктида”.

Список литературы.

1. Крылова О.В. Уроки географии: 7 кл.: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2005.