Классный час на тему "От пера к компьютеру"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели и задачи:

  • познакомить детей с реформами образования в разные исторические эпохи;
  • учить мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать творческие способности, интерес к учёбе;
  • формировать умение работать в группах.

Слайд 1 (тема классного часа на экране). Презентация

Слайд 2

Загадка

Первокласснику семь лет.
За плечами ранец,
А в руках большой букет,
На щеках румянец.
Что за праздничная дата?
Отвечайте-ка, ребята! (1 сентября, День знаний)

Слайд 3

Почему учебный год начинается 1-ого сентября? (Ответы детей)

Все первые школы были при церквях, поэтому и обучение в них начиналось с церковного (календарного) нового года – с 1 сентября. Вот такое простое объяснение.

Одни традиции меняются, другие – остаются!

Продолжалось сентябрьское “новогодие” на Руси совсем недолго: уже в 1699 году Петр Первый издал указ о переносе Нового года на 1 января, чтобы не отличаться от Европы - Пётр Великий

Слайд 4

Традицию начинать учебный год по старинке 1 сентября оставили нетронутой. Вот почему именно 1 сентября дети идут в школу – потому что раньше этот день был первым днем не только учебного, но и календарного года!

Слайд 5

Почему 1 сентября отмечается День Знаний?

В 1984 году был учрежден новый праздник – День Знаний. Датой же праздника стал самый любимый день всех первоклашек – Первое сентября! Разве не праздник?!

На самом деле, задолго до 1984 года 1 сентября являлся торжественным днем. Всегда в этот день девочки шли в школу в белых фартучках, а мальчики – в наглаженных костюмах. В руках ученики несли цветы для своих любимых педагогов. В школах проходили торжественные линейки.

Не во всех странах дети идут в школу 1 сентября.

Хотя 1 сентября как День Знаний считается международным праздником, традиция начинать в этот день учебный год существует далеко не во всех странах.  Например, в Японии первый звонок звенит в апреле, а последний – в марте следующего года. В США вообще нет четко установленной даты первого дня нового учебного года. Дату определяет каждый образовательный округ: получается, что американские дети из разных штатов идут в школу в разные дни – кто-то в конце июля, кто-то в августе, а кто-то и в сентябре. В Австралии учебный год начинается в феврале, а в Германии – в середине октября.

А для чего дети идут в школу?

Слайд 6

“С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь” Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Школы на Руси возникли не сто, не двести и даже не триста лет назад, они возникли в глубокой древности, они не были похожи на современные здания школ. Давайте совершим виртуальное путешествие в глубь веков и посмотрим как учились на Руси.

Было время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу.

Слайд 6

На Руси владели грамотой монахи. Сидя в своих маленьких комнатах – кельях они описывали события, которые происходили в то время.

На чём писали и чем пользовались при письме наши предки?

Слайд 7

Сохранились берестяные грамоты мальчика Онфима, жившего в 13 веке. Эту грамоту, как и 900 остальных, археологи извлекли, когда разбирали мостовые в Новгороде. Улицы города в то время выкладывали толстыми бревнами. Так археологам пришлось раскопать 25 слоев настила, чтобы извлечь грамоты

Слайд 8 (берестяная грамота)

Слайд 9 (восковые дощечки, писало)

Перед вами русская азбука, вырезанная на оборотной стороне дощечки. Это новгородская восковая табличка 13 века. Очень удобно было обучать малышей письму на этих восковых страничках. Почему? Буквы процарапывались писало. Их нашли в Киевской области. Они относятся к 10-12 векам. Неправильные записи или неровные буковки быстро стирались широким кончиком писало. Его называли скребло. Оно заменяло современный ластик.

Слайд 10 (картина Б.М.Кустодиева “Школа в Московской Руси”)

А теперь перенесёмся в то время, когда школа называлась – училищем. Заглянем тихо-тихо в училище Московской Руси. Откроем дверь аккуратно, иначе рассердится старый учитель – дьяк. Присядем на краешек лавки. Азбука нелегко давалась детям, обучающимся в 16 веке. Целый год зубрили они названия букв.

Слайд 11

Читаем: А – “Аз”, Б – “Буки”, В – “Веди”, Г – “Глаголь”, Д – “Добро”, М – “Мыслите”, Ш – “Ша”, К – “Како”. По правилам надо назвать “полным именем” каждую букву слова. Называть буквы учились на Руси дети целый год. Второй год учились складывать слоги. И лишь на третий год читали. Итак, дружина, именно это слово употребляли вместо слова “класс”, вам задание: сложите из букв слова.

Работа в группах с карточками (проверка по слайду 12)

Слайд 13 (физминутка для глаз “Учат в школе”)

Слайд 14 (картина Б.М.Кустодиева “Школа в Московской Руси”)

Опишите, что вы видите на картине. Как называется предмет, который стоит на столе? (Чернильница)

Слайд 15

Почему она так называется?

Слайд 16 (листья дуба с чернильными орешками)

Черные чернила известны с глубокой древности. Чернила варили из чернильных орешков с дубовых листьев. Исторически чернила и чёрный являются родственными словами.

Слайд 17

Писали гусиными перьями (для правшей перо брали из левого крыла, а для левшей – из правого) на очень дешевой рыхлой бумаге, о которую перо цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы чернила не растекались, посыпали написанное песком из баночки.

Книги были собственность школы. Учитель воспитывал уважительное отношение к ним. Класть книгу на стол полагалось только печатью сверху, нельзя было книгу класть на сиденье, листов в ней загибать, после занятий сдавали книгу старосте с поклонением. Считалось: “Кто книг не бережет, души своей не бережет”.

Слайд 18

Как вы думаете, надолго ли хватало гусиного пера? На смену гусиному перу пришло стальное, которое вставляли в палочку - держатель. Письмо было неаккуратным из-за клякс. В ХХ веке изобрели автоматическую перьевую ручку, которая заполнялась чернилами. Но самыми дешевыми и простыми оказались шариковые ручки, которыми мы пользуемся до сих пор.

Слайд 19

В наш стремительный век мало уметь общаться только с ручкой и бумагой, необходимо осваивать компьютерные технологии. Для чего это необходимо современным детям? (для быстроты получения и передачи информации, общения…)

Слайд 20

Вывод: школа как живой организма должна реагировать на все изменения, которые происходят в обществе. Общество требует от школы грамотных, образованных личностей.

Список литературы

  1. Методические рекомендации по проведению первого урока в 1–11 классах. – ДО МИОО города Москвы, 2011 г.
  2. Википедия — свободная энциклопедия.