Обобщение и систематизация знаний по темам "Алканы" и "Алкены" в 10-м классе (естественно-научный профиль)

Разделы: Химия


Цели:

Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о гомологических рядах алканов и алкенов на основе сравнительной характеристики состава, строения и свойств данных углеводородов; установить генетическую связь между данными рядами.

Развивающие: совершенствовать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, применять знания для составления прогнозов и объяснений.

Воспитательные: обратить внимание на применимость закона диалектики о переходе количественных изменений в качественные, показать единство материального мира на примере генетической связи углеводородов разных гомологических рядов.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, шаростержневые модели углеводородов, комплект таблиц “Спектр”: “Номенклатура предельных углеводородов”, “Номенклатура непредельных углеводородов”, “Изомерия”, “Гомология”.

Ход урока

1. Организационный момент.
2. Учитель сообщает тему урока и цели. (Слайд 1, 2)
3. Беседа с классом.

  • Какие вещества называются углеводородами?
  • Какие углеводороды называются предельными?
  • Какие углеводороды называются непредельными?

Учитель: Дайте полную характеристику по плану гомологическому ряду:

а) алканов;
б) алкенов.

(Слайд 3)

1. Общая формула гомологического ряда.
2. Особенность строения:

1) тип гибридизации ключевых атомов углерода;
2) длина связи;
3) угол связи.

3. Типы изомерии.
4. Типичные химические свойства.
5. Отношение к фиолетовому раствору
6. Отношение к желтой бромной воде
7. Каталитическое гидрирование.

4. С опорой на знания учащихся заполнена таблица. (Слайд 4)

Общая формула Алканы

Алкены

Особенность строения

Тип изомерии Структурная Структурная
Геометрическая
Типичные хим. свойства Замещение. Присоединение
Отношение к (фиол.) Не реагирует Обесцвечивание
Отношение к бромной воде Не реагирует Обесцвечивание
Гидрирование Нет Да

5. Работа с таблицей.

Учитель: проанализируем и сделаем вывод, в чем состоит сходство между алканами и алкенами?

Ученики: сходство:

  1. единый состав - С и Н; связи ковалентные неполярные между атомами углерода и слабополярные между атомами водорода и углерода в молекулах;
  2. для алканов и алкенов характерна реакция горения, экзотермическая, в результате образуется углекислый газ вода;
  3. структурная изомерия (углеродного скелета);
  4. для данных гомологических рядов характерна реакция дегидрирования.

Учитель: Представим, что состав алкана уменьшился на 2 атома углерода, формула его стала как видим, это мгновенно отразилось на строении молекулы и свойствах.

В ходе беседы учащиеся констатируют, что в углеводородах (алкенах) появляется двойная связь; другой тип гибридизации у двух атомов углерода, уменьшается длина связи, изменяется угол связи, химические свойства резко изменяются (присоединение, неполное окисления, полимеризация), появляется возможность пространственной (цис-транс) изомерии.

Ученики делают вывод: наблюдается тесная взаимосвязь:

СОСТАВ —> СТРОЕНИЕ —> СВОЙСТВА (Слайд 5)

6. Учитель: нам известно, что в основе учения об органических веществах лежит теория химического строения, созданная А.М.Бутлеровым. Эта теория раскрывает взаимосвязь между строением веществ и их свойствами, показывает, что свойства веществ неслучайные.

Теория раскрывает связь веществ между собой, т.е. гомологические ряды органических веществ находятся в родстве (генетическая связь).

Докажем, что действительно между данными гомологическим рядами существует генетическая связь.

Осуществить превращения. (Слайд 6)

Дать названия веществам, указать к какому гомологическому ряду они относятся. Указать тип реакции, дать название реакции. Указать условие проведение реакции.

Материал этого задания позволит показать не только взаимосвязь различных гомологических рядов, но и наблюдающееся при химических реакциях усложнение их состава и строения.

Также в ходе осуществления превращений повторяем качественные реакции на наличие -связи, т.е. способности отличить предельные углеводороды от непредельных; механизм реакции замещения и присоединения.

Учитель: В заключение урока решим задачи на определение типа и формулы углеводорода по массовым долям элементов, продуктам сгорания. (Слайд 7)

Задача 1:

Найдите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля водорода в котором составляет 20%, относительная плотность углеводорода по воздуху равна 1,036.

Задача 2:

Определите молекулярную формулу углеводорода, если при полном сгорании его образца в кислороде образуется 11,2 л углекислого газа(н.у.) и 10,8 г водяных паров. Составьте структурную формулу изомера данного углеводорода с четвертичным атомом углерода и назовите его.

7. Домашнее задание. (Слайд 8)

§§ 11, 12 по учебнику О.С.Габриелян,Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин. Химия. 10 класс (М. Дрофа, 2005).

1) Осуществить превращения:

2) Задача: Найдите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля водорода в котором составляет 14,3%. Относительная плотность этого вещества по водороду 21.