Повествование делового стиля

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Обучающий аспект:

  • повторить стили русского языка, основание для их использования и цели;
  • повторить глагольные формы;
  • определить признаки делового стиля;
  • научить составлению инструкций

Развивающий аспект:

  • развивать мыслительные способности анализа и синтеза;
  • развивать навыки аргументации своей позиции;

Воспитывающий аспект:

  • формировать навыки совместной деятельности.

Единица содержания: способ создания деловой инструкции

Этапы урока:

  • подготовительный этап,
  • этап усвоения новых знаний,
  • этап первичной проверки,
  • итог на рефлексивной основе,
  • домашнее задание.

Ход урока

Вспомним, что мы знаем о стилях. На какие две группы можно разделить стили русского языка? (На разговорный и книжные.) Что является целью разговорного стиля? (Общение).

Перечислите книжные стили. (Художественный, официально – деловой, научный, публицистический.)

Что отличает их друг от друга? (Цель использования.)

Что является целью художественного стиля? (Воздействие.) Что является целью делового и научного стилей? (Передача информации.) (На доске в процессе ответов учеников появляется схема)

Сейчас мы прочитаем текст, определите, к какому стилю относится данный текст.

Рецепт счастья (по Ш. Амонашвили)

Возьмите просторную чашу терпения, поместите туда своё полное любви и нежности сердце. Добавьте две пригоршни щедрости. Затем плесните туда же свежего юмора. Посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и надежды. Хорошо всё это перемешайте и дайте настояться. Потом намажьте толстым слоем на кусок отпущенной вам жизни, украсьте улыбкой и предлагайте всем, кого встретите на своём пути. Принимайте маленькими порциями, так как превышение суточной дозы счастья может привести к нежелательному головокружению.

Это текст официально–делового стиля. Какова его цель? (Дать информацию). Каковы его признаки? (Точность, бесстрастность, официальность, отсутствие авторской оценки, авторского отношения к предмету речи и т. д.)

Определите тип речи данного текста. (Повествование – здесь говорится о сменяющих друг друга действиях.)

Подобные деловые повествования обычно составляют основу текстов- инструкций или текстов, именуемых полезными советами. В них характеризуются действия, которые нужно выполнить при совершении какой-либо работы, точно обозначается последовательность этих действий.

Сформулируйте цель урока: чем мы будем сегодня заниматься? (Учиться писать инструкцию). Зачем это нужно? ( За свою жизнь человеку приходится читать множество разнообразных инструкций. Довольно большому проценту людей приходится участвовать в составлении инструкций, а для этого необходимо знать законы их написания). И вот сейчас с верой в свои силы, с надеждой, что всё у нас получится, с любовью к своим одноклассникам, рядом с которыми вы будете работать, с терпением (хотя оно больше понадобится мне) и, конечно, с юмором и улыбкой приступим к делу.

Запись темы “Учимся составлять инструкцию”. Открывается доска, на ней начерчена таблица, учащиеся получают такие же таблицы в распечатанном виде, они будут заполняться в ходе урока.

Деловая инструкция

Стилевые черты

Тип речи

Глагольные формы

Слова и выражения, указывающие на последовательность действий

Точность

Повествование

Форма повелительного наклонения

Сначала

бесстрастность

 

Форма глаголов наст. вр., 3 лица, мн. числа

Прежде всего

официальность

 

Возвратная форма глаголов наст. вр., 3 лица, ед. числа

Затем

отсутствие авторской оценки

 

Форма глаголов наст. и буд. вр., 1 лица, мн. числа

Потом

отсутствие авторского отношения

 

Неопределённая форма глагола

Далее

отсутствие изобразительно – выразительных средств языка

 

Неопределённая форма глагола в сочетании со словами надо, нужно, следует

После того как, после этого

Чтобы заполнить следующую графу таблицы, надо познакомиться с текстами – инструкциями и проанализировать, какие там встречаются глагольные формы и слова, указывающие на последовательность действий. (Почему так важны глагольные формы? Главное в тексте – повествовании – последовательные действия, а действия передаются в большинстве случаев глаголами). Как в “Рецепте счастья” показана последовательность действий? (С помощью наречий “затем”, “потом.) В какой форме употреблены здесь глаголы? (В форме повелительного наклонения.)

Работа в парах (или группах, в зависимости от наполнения класса). Учащиеся анализируют предложенные тексты (см. ниже), делают вывод об использованных в них глагольных формах и словах и выражениях, указывающих на последовательность действий, в процессе их ответов заполняются соответствующие графы. Какие глагольные формы чаще всего используются в инструкциях? (Неопределённая форма глагола в сочетании со словами надо, нужно, следует, повелительное наклонение глаголов.)

Вы, я надеюсь, поняли, почему предложенные вам тексты вызывают улыбку? (Здесь инструкция прописывает действия, которые не нуждаются в инструкции. Это противоречие и создаёт комический эффект). А теперь поработаем серьезно, проверим, как вы усвоили изученное на уроке …в виде инструкции. Групповая работа. Каждая группа (всего 4) или индивидуально (по желанию) составляет инструкцию “Как надо писать инструкцию”. Для этого сформулируем способ составления инструкции (назовем его инструкцией к составлению инструкций):

  • определить, какие действия надо совершить при выполнении той или иной работы
  • расположить их в определённой последовательности
  • использовать слова, указывающие на последовательность действий
  • писать кратко, чётко, точно, не выражая собственного отношения к тому, о чем повествуешь.

Прослушивание получившихся текстов, обсуждение достоинств и недостатков.

Домашнее задание. Написать инструкцию либо по заданию учебника (упр.681), либо шутливую, по аналогии с текстами, предложенными на уроке.

Тексты для анализа.

Инструкция о том, как правильно подниматься по лестнице

Поднимаются по лестнице обычно передом вперёд, ибо перемещение задом наперёд либо же боком вызывает значительные трудности.

Чтобы приступить к подъёму, поднимите сначала ту часть тела, которая находится внизу с правой стороны и которая почти всегда, за редкими исключениями, полностью умещается на ступеньке.

После того как на первой ступеньке окажется вышеописанная часть тела, которую для краткости мы обозначим словом нога, поднимается соответствующая ей часть слева; поставим её на вторую ступеньку, и таким образом на первой ступеньке будет стоять нога и на второй ступеньке будет стоять нога. Обращайте особое внимание на то чтобы не поднимать одновременно ногу и ногу. (По Х. Кортасару)

Как забить гвоздь в стену

Прежде всего совершим все необходимые приготовления: найдём собственно гвозди, возьмём молоток (кувалда или кузнечный молот могут причинить массу неприятностей). Затем приступим к забиванию гвоздя. Возьмём молоток в правую руку, а гвоздь в левую, но ни в коем случае не надо держать гвоздь за шляпку. Размеренными ударами начнём вбивать гвоздь в стену, при это стараемся не бить со всего размаху.

Как играть на пианино

Отыскать в квартире пианино. Обычно это делают не спеша, внимательно вглядываясь в каждый угол квартиры.

Открыть крышку пианино. Если под ней оказались два ряда черных и белых клавиш, то это действительно пианино.

Далее следует отыскать в квартире стул, так как на пианино обычно играют сидя.

Найти педаль для максимального удаления звука. Осторожнее! Не перепутайте её с педалью продолжительного звучания!

После совершения этих действий осталось самое простое – начать игру на пианино.

Как выгуливать собаку

Прежде чем выгуливать собаку, удостоверьтесь, что она у вас есть. Далее убедитесь в том, что собака до сих пор дома. Элегантным движением наденьте на собаку ошейник. При этом помните: ошейник обычно надевают на шею, а не на хвост или лапу. (Шея у собаки находится за головой). Выведите собаку из дома и гуляйте с ней долго и нудно, ни на минуту не выпуская из рук поводок.

Как правильно петь в хоре

Для начала попробуйте вспомнить слова хотя бы одной песни. Если это удалось, теперь следует воспроизвести мелодию песни или сочинить её самому. Затем надо широко открыть рот, напрячь голосовые связки и пропустить воздух через дыхательные пути. Если при этом не слышно ни звука, вам следует обратиться к отоларингологу.

Как смотреться в зеркало (дополнительно)

Для этого следует найти три вещи: себя, диван (на случай падения в обморок от увиденного), зеркало. Зеркало нужно установить на устойчивый объект. Поместите своё лицо строго перед зеркалом. Затем убедитесь, что вам удалось выполнить задуманное действие, для этого пошевелитесь, улыбнитесь. Если человек в зеркале делает то же самое, то это вы.

Литература

При подготовке урока использованы материалы статьи С.В. Волкова «Составляем инструкцию» в газете «Русский язык» №12, 2004 года.