Дополнительная образовательная программа "Старший хор"

Разделы: Музыка


Пояснительная записка.

Хоровой класс занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Предмет «Хор» является одной из основных исполнительских и практических дисциплин в программе обучения в Детских музыкальных школах.

Систематические занятия хоровым пением формируют у учащихся вокальные навыки, вокальный слух; активизируют музыкальный слух; укрепляют музыкальную память; воспитывают эстетический вкус и чувство стиля; развивают творческие способности; воспитывают в учащихся дисциплину, ответственность, чувство коллективизма. Хоровое пение является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного.

Среди дисциплин курса музыкальной школы предмет «Хор» имеет ряд особенностей, и основной из них является то, что развитие музыкальных способностей учащихся на занятиях хоровым пением происходит в коллективной форме. Кроме этого, хоровое искусство имеет особую доступность для восприятия в силу синтеза слова и музыки; хоровое пение адекватно психолого-возрастным особенностям детей, в частности их стремлению к активным формам освоения искусства.

Образовательные программы музыкального профиля деятельности, рекомендуемые для учреждений дополнительного образования художественно-эстетической направленности Министерством образования, относятся к давно устаревшим и не соответствуют современным требованиям к программным документам системы дополнительного образования детей. В образовательном пространстве системы дополнительного образования детей сегодня, в основном, представлен опыт работы музыкальных школ, хоровых учреждений (хоровых студий и школ) в виде методических рекомендаций по музыкальному воспитанию и авторских программ. Поэтому представляется целесообразным обобщить опыт работы в этом направлении педагогов – хормейстеров, работающих с детьми старшего школьного возраста; свой собственный опыт преподавания хорового класса и на этой основе создать дополнительную образовательную программу по предмету «Старший хор».

Данная программа «Старший хор» носит художественно-эстетическую направленность. Она во многом отличается от программы «Хор» (автор – Т.Н. Овчинникова), которая входит в сборник примерных программ «Музыка», рекомендуемых Министерством образования для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Эти отличия заключаются в:

  • используемой литературе – в данной программе используются методические разработки, опыт преподавания не только выдающихся хормейстеров прошлого, но и современных педагогов – хоровиков;
  • в содержание программы добавлены новые разделы: «Хоровое сольфеджио», «Работа с репертуаром»;
  • изменено количество часов, отводимых на каждый раздел в учебно-тематическом плане (Приложение 1);
  • в репертуар хорового коллектива внесены произведения современных композиторов.

Программа «Старший хор» составлена на основании:

  • Программы «Музыка» Министерства Просвещения для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (1986 год);
  • Примерных требований к программам дополнительного образования детей Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства Образования и науки РФ от 11.12.2006 года № 06-1844;
  • Примерной программы по хору для внешкольных учреждений художественной направленности (Л.М. Абелян, В.С. Попов);
  • Программ для инструментально-хоровых отделений детских музыкальных школ и школ искусств (сост. В.С. Попов, М.Р. Иодко, П.В. Халабузарь);
  • Методик преподавания хора в Детских музыкальных школах и Хоровых студиях А. Пономарёва, Н. Авериной, Е. Веремеенко, М. Славкина, В. Самарина, Г. Струве;
  • На основе собственного многолетнего опыта музыкального воспитания учащихся старшей ступени обучения.

Педагогическая целесообразность данной программы проявляется в том, что успешное её освоение даёт учащимся возможность дальнейшего продолжения музыкального образования в средних и высших музыкальных учебных заведениях.

Цель программы: создание творческого коллектива, владеющего художественно-выразительными средствами хорового исполнения, умеющего со сцены передать те мысли и чувства, то идейное содержание, которое заложено в произведении.

Задачи программы:

Обучающие:

  1. Закрепить полученные в младшем и среднем хорах вокально-хоровые знания, умения, навыки.
  2. Закрепить основы музыкальной грамоты.
  3. Сформировать новые вокально-хоровые знания, умения, навыки: навык многоголосного пения, как с сопровождением, так и a cappella; навык чтения хоровой партитуры, навык коллективной импровизации и др.

Воспитательные:

  1. Привить детям любовь к хоровому пению академического направления.
  2. Закрепить прочный интерес к классической и народной музыке.
  3. Выработать у учащихся потребность в коллективном музицировании.
  4. Воспитать у учащихся эстетический вкус и чувство стиля.
  5. Воспитать дисциплинированность, ответственность, аккуратность, чувство коллективизма.

Развивающие:

  1. Развить навыки коллективного творчества.
  2. Расширить кругозор учащихся.
  3. Развить навык анализа и оценки различных музыкальных явлений в окружающей жизни.

Программа предназначена для учащихся 4-7 классов музыкальной школы Центра детского творчества в возрасте от 10 до 15 лет. Это достаточно большой отрезок времени, за который учащиеся проходят путь от среднего школьного возраста до подросткового периода. Эта возрастная группа имеет свои психолого-педагогические особенности, которые педагог должен обязательно учитывать в своей деятельности. Многие воспитанники хора – подростки, поэтому нельзя не обращать внимания на особенности их взросления: перестройка организма, самореализация, склонность к конфликтам и др. Выбор форм и методов обучения опирается на ведущую деятельность данной возрастной группы, её особенности.

Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проходят в групповой и фронтальной формах. В хоре 4 группы – по одной группе каждого года обучения. Каждая группа занимается 2 раза в неделю по 2 часа. В группе 10-12 человек. На занятиях проводится работа над основными вокально-хоровыми навыками, происходит разучивание произведений.

Сводные репетиции (фронтальная форма обучения) проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, на них происходит работа над художественной стороной произведений, подготовка к концертам, фестивалям, конкурсам.

По учебному плану программой предусмотрено 144 часа в год занятий на каждую группу и 72 часа занятий сводными репетициями (рекомендовано СанПин).

Приём в Старший хор осуществляется по результатам итоговой аттестации учащихся Среднего хора, где оценивается уровень подготовленности и способностей каждого ребёнка. В Старший хор могут быть также зачислены дети, уже имеющие опыт хоровой деятельности в другом учебном заведении и дети с природными способностями к пению. Такие учащиеся принимаются в Старший хор по результатам специального прослушивания, во время которого оцениваются уровни их музыкальной подготовки и музыкальных способностей. Кроме наличия музыкальных способностей необходимого уровня, а также требуемых вокально-хоровых навыков, учащийся, поступающий в старший хор, должен быть практически подготовлен к нагрузкам работы на старшей ступени обучения.

В процессе изучения данной программы учащиеся овладевают различными специальными музыкальными, в частности вокально-хоровыми знаниями, умениями, навыками. Каждый год обучения ставит определённые требования к знаниям, умениям, навыкам, которые должны приобрести учащиеся, поэтому процесс приобретения знаний проходит поэтапно, постепенно, с учётом возрастных особенностей детей. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести учащихся в процессе занятий по программе «Старший хор», подробно отражены в разделе «Содержание программы».

Данная программа направлена и на развитие музыкальных способностей учащихся, разделы учебно-тематического плана разработаны с учётом того, чтобы занятия способствовали развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства метроритма, аналитических способностей, творческих способностей учащихся. Требования к уровню развития музыкальных способностей учащихся также отражены в разделе «Содержание программы», но здесь надо отметить, что степень развития музыкальных способностей, уровень их развития строго индивидуальны, они во многом зависят от природных данных учащихся.

Что касается развития личностных качеств, то в результате обучения у учащихся сформировываются дисциплинированность, аккуратность, усидчивость, ответственность, собранность, трудолюбие, чувство коллективизма.

На момент окончания музыкальной школы учащиеся владеют всем запасом знаний, умений, навыков начального музыкального образования. Этот уровень знаний, умений и навыков даёт учащимся возможность продолжения музыкального образования в средних и высших учебных заведениях.

В работе с учащимися Старшего хора применяются различные методы: объяснение, показ педагога, дирижёрский жест, пение вокально-хоровых упражнений, слушание музыки и др. – наиболее полно они отражены в разделе «Содержание программы».

Занятия следует проводить в хорошем темпе, с эмоциональным подъёмом, успевая проработать за урок максимальное количество разделов учебно-тематического плана. Педагог должен готовиться к каждому уроку, заранее составляя поурочный план занятия.

Прогнозируемый результат.

1 год обучения (4 класс)

Вокальные навыки. Учащиеся поют в диапазоне: первые голоса – ДО1-МИ2; вторые голоса - ДО1-МИ2; третьи голоса – СИм – ДО2. Соблюдают певческую установку, поют с мягкой атакой, умеют пользоваться твёрдой атакой как средством выразительности. Умеют петь на одном дыхании продолжительные по времени фразы, равномерно расходуя дыхание, сохраняя вдыхательное состояние при пении. Владеют умением фразировать. Умеют вокально полноценно исполнять мелкие длительности в произведениях быстрого темпа, ясно и чётко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты. Умеют самостоятельно выразительно - осмысленно петь произведения различного характера; импровизировать на сохранённые тексты (небольшие и удобные для пения). Знают правила охраны голоса в связи с наступлением предмутационного периода и мутации.

Хоровые навыки. Умеют петь чисто, слаженно двухголосные и трёхголосные произведения, петь в ансамбле; с сопровождением и без сопровождения. Владеют навыком цепного дыхания. Поют по нотам трёхголосные произведения.

2 год обучения (5 класс)

Вокальные навыки. Наступление мутационного периода. Учащиеся поют в диапазоне: первые голоса – ДО1 – ФА2; вторые – ДО1 – МИ2; третьи – ЛЯм – РЕ2. Умеют соблюдать певческую установку, петь с мягкой атакой. Все вокальные навыки продолжают укрепляться, хотя мутация вносит различные индивидуальные отклонения в певческое развитие участников хора. Приобретаются навыки коллективной импровизации, интерпретации исполняемых произведений.

Хоровые навыки. Умеют петь чисто, слаженно трёхголосные и четырёхголосные произведения с сопровождением и без сопровождения, умеют петь в ансамбле. Поют по нотам трёхголосные и четырёхголосные произведения.

3 год обучения (6 класс)

Вокальные навыки. Приобретённые навыки укрепляются, хотя в голосах проявляются возрастные изменения, которые и учитываются.

Хоровые навыки. Закрепление и некоторое продвижение по всем хоровым навыкам. Учащиеся поют по нотам репертуарные произведения.

4 год обучения (7 класс)

Наступает постмутационный период. Учащиеся поют в диапазоне: первые голоса – ДО1 – СОЛЬ2; вторые голоса – ДО1 – ФА2; третьи – ЛЯм – МИ2. Соблюдают певческую установку, поют с мягкой атакой. Поют естественно, мягко, с вибрато, но прикрытым звуком, с хорошей дикцией. Дыхание свободное, экономное, длинное, обеспечивающее гибкость голоса при исполнении штрихов и динамических оттенков. Поют выразительно, оптимально эмоционально. Владеют всеми певческими навыками, голосом в целом. Свободно импровизируют. Знают основы музыкальной грамоты. Поют по нотам весь репертуар хора.

Результативность реализации программы отслеживается и оценивается с помощью следующих форм: контрольные уроки (промежуточная и итоговая аттестации, где учёт знаний, умений, навыков учащихся осуществляется в отметочной форме по пятибалльной системе); открытые уроки; конкурсы; фестивали; концерты

Эти формы позволяют педагогу и учащимся увидеть и обсудить результаты своего труда, позволяют педагогу внести изменения в учебный процесс, определить эффективность обучения по программе, создают хороший психологический климат в коллективе.

Для успешной реализации программы необходимо следующее: квалифицированные педагоги, учебный класс, музыкальные инструменты (фортепиано и др.), хоровая литература, методическая литература, телевизор, DVD – проигрыватель, аудио - и видеотека.

Содержание программы.

Вводное занятие: знакомство учащихся с режимом занятий хора, с правилами поведения во время занятий и концертной деятельности. Ознакомление учащихся с правилами пения, охраны голоса. Обсуждение планов на учебный год: участие в российских и областных конкурсах и фестивалях, районных мероприятиях, концертах ЦДТ. Техника безопасности во время поездок.

Хоровое сольфеджио: хоровое сольфеджио представляет собой комплекс методических приёмов и упражнений, предназначенных для развития музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкальной грамотности ребёнка, развития гармонического, функционального слуха, чувства ритма. Это методика Г.А. Струве, в которой объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Можно сказать, что осуществляется цепочка действий ребёнка: вижу – слышу – действую – понимаю – пою.

Хоровое сольфеджио включает в себя: музыкальную грамоту, пение с ручными знаками, вокальные упражнения, работу над многоголосием, чтение нот с листа.

Вокально-хоровая работа: повторение, закрепление и дальнейшее углубление приобретённых ранее знаний, умений и навыков у каждого участника хора. Сплочение хорового коллектива, укрепление дисциплины, личной ответственности за общий результат хоровой деятельности, формирование трудолюбия и других личностных качеств. Закрепление сознательного отношения участников хора к пению своему и товарищей, к неукоснительному выполнению певческих правил пения в хоре, охраны голоса, особенно в связи с предмутационным, мутационным и постмутационным периодами, характерными для данной возрастной группы. Певческая установка должна стать навыком. Дыхание – ровным, спокойно-активным, эмоциональным, длинным, обеспечивающим доступную для этого возраста гибкость голоса. Диапазон голоса у каждого – примерно полторы октавы. На всём диапазоне смешанное звучание (микст) с характерными для юношеского голоса проявлениями элементов «взрослости». Музыкально-певческий слух развит разносторонне и гармонично. Звучание певческого голоса мягкое, приятное, звонкое, полётное, с наличием вибрато, в меру прикрытое, имеющее индивидуальность тембра (всё это может иметь особенности, обусловленные возрастными изменениями). Пение выразительное, эмоциональное, дикция – чёткая. Чистое интонирование унисона и многоголосия. Безупречное исполнение произведений, разных по темпу и ритмическому рисунку. Сформированное чувство строя, ансамбля, свободное фразирование с хорошим вкусом. Понимание и исполнение требований руководителя-дирижёра. Умение правильно оценивать и интерпретировать исполняемое или прослушиваемое произведение. Потребность в музыкально-эстетической и коллективной творческой деятельности. Формирование певческой культуры.

Пение произведений: пение произведений основывается на изучаемом репертуаре. Репертуар включает в себя народные песни, современные музыкальные произведения, классические произведения. В рамках теоретических часов проводятся в яркой, динамичной форме беседы о разучиваемых произведениях, их авторах, проходит разбор интерпретации исполнения произведения, раскрытие сущности его художественного образа (музыкального и поэтического).

На практических занятиях идет разносторонняя работа над произведением; оно прорабатывается различными методами: поется с сопровождением и без него, по партиям и всем составом, по слуху и по нотам, происходит взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом.

Пение учебно-тренировочного материала: учебно-тренировочный материал включает в себя распевания и импровизации. Каждая репетиция начинается с обязательного распевания. Это специальные упражнения, которые исполняются как с сопровождением, так и без него. Они способствуют закреплению уже имеющихся, а также формированию новых различных вокально-технических знаний, умений, навыков учащихся, которые помогут им качественно исполнить различные по характеру и степени трудности произведения. Обязательно раскрытие учебной цели, назначения каждого нового упражнения для развития разных сторон музыкального слуха, качества звука, дыхания, диапазона, выразительности исполнения.

Для развития творческих способностей учащихся на занятиях вводятся различные виды импровизаций: импровизации в процессе пения или игры на ударных музыкальных инструментах; пение импровизаций на разные стихотворные тексты, на автентический оборот типа «вопрос – ответ», на полном гармоническом обороте; пение импровизаций-вариаций; импровизация «цепочкой» (когда участники хора поют друг за другом, как бы продолжая музыкальную мысль); импровизация на заданную тему в различных характерах, с различным ритмическим рисунком; коллективное сочинение песен. Пение импровизаций активизирует внимание детей, развивает внутренний слух, фантазию, воображение, коллективное творчество. Здесь также обязательно раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения, показ возможных вариантов.

Работа над репертуаром

Слушание музыки: расширение кругозора учащихся, формирование их слушательской культуры, развитие умения анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни. Организация собеседования по поводу разучиваемого произведения или какого-либо выдающегося события в музыкальной жизни. Подготовка и проведение музыкальных вечеров. Коллективные посещения концертов, музыкальных спектаклей и фильмов, обсуждение.

Работа с текстом музыкальных произведений: закрепление полученных ранее навыков правильного формирования гласных и согласных звуков. Совершенствование техники исполнения и произношения текста произведения. Умение раскрывать смысл произведения с помощью слов. Осознание влияния текста произведения на характер звуковедения, штриховую основу, динамику, форму сочинения. Анализ словесного текста и его содержания в целом. На старшей ступени обучения вводится исполнение произведений на языке оригинала (сочинения зарубежных композиторов), в основном – на латинском и итальянском языках. Знакомство с правилами чтения иностранных слов, особенностями произношения и фонетики языка. Параллельно с этой работой обязательно даётся русский перевод текста для того, чтобы учащиеся поняли содержание произведения, проникли в суть исполняемого.

Работа над драматургией музыкальных произведений: работа над драматургией произведения направлена на общее восприятие сочинения. И здесь важно, чтобы учащиеся прежде, чем исполнять произведение, прочувствовали его содержание, настроение, то есть умели сопереживать событиям, которые представлены в произведении.

Работа над формой музыкальных произведений: забота о стройности целого, нахождение кульминации сочинения, выявление способов его развития, то есть, воссоздание формы произведения – центральный вопрос музыкального исполнительства. На старшей ступени обучения закрепляются знания строения фразы, одночастной, двухчастной, трёхчастной, куплетной форм музыкальных произведений; вводится понятие куплетно-вариационной, вариационной форм. Учащиеся совершенствуют навыки и умения, помогающие разнообразить исполнение с помощью средств музыкальной выразительности (динамики, характера звуковедения, агогики).

Концертная деятельность: концертная деятельность включает в себя репетиции, непосредственное участие детей в концертах на разном уровне (от концертов ЦДТ до выступлений на всероссийском уровне). На этом этапе особенно ярко проявляется значение коллективной творческой деятельности учащихся; происходит основное формирование их музыкальной культуры, общей культуры поведения и мировосприятия. Особенно результат заметен после участия в различных фестивалях и конкурсах – такие мероприятия являются огромным стимулом для повышения общей и духовно-нравственной культуры детей, повышения мастерства хорового пения, они сплачивают учащихся, расширяют кругозор и сферу их общения, влияют на их личностное развитие, меняют стиль поведения.

Итоговые занятия: на итоговых занятиях подводятся итоги проделанной работы, итоги выступлений. Анализируется успешность обучения. Обсуждаются планы на будущее.

Заключение.

Детский хор – особая, драгоценная ветвь хорового исполнительства, более камерная по масштабу звучания, но зачастую более тонкая, более эмоционально открытая, более поэтичная и искренняя. Детский хор – это, прежде всего, горящие глаза, устремлённые на вас с трепетным ожиданием; открытые, чуткие сердца, готовые слиться в едином эмоциональном порыве; это «ангельские» голоса, наполняющие концертные залы и сердца слушателей животворной одухотворённостью и гармонией.

Детский хор – это живой организм, постоянно растущий, изменяющийся и всегда молодой; это также особый исполнительский инструмент, хрупкий, нежный, гибкий, отзывчивый, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение самых глубин человеческого чувства. Только этот инструмент невозможно получить готовый, его нужно вырастить, взлелеять, научить, настроить, воспитать.

Приложение 1