Воспитание гражданской позиции через участие в социальных проектах и волонтерстве

Разделы: Внеклассная работа


Как воспитать гражданскую позицию учащихся? Что для этого может сделать школа? Какие методы следует применить? Эти вопросы волновали педагогов всегда, а в современной российской школе, нам кажется, они приобретают особую актуальность.

С чего начинается воспитание гражданина? Как нам кажется с воспитания ответственности. Ответственность – качество личности, проявляющееся в её желании и умении отвечать перед собой, коллективом, обществом за себя, свои поступки и их последствия, за порученное дело, за данное слово. (По Пидкасистому)

Очень часто у взрослых вообще и учителей в частности складывается мнение, что современные подростки безответственны, не думают ни о ком кроме себя, не замечают ничего вокруг. С таким мнением можно поспорить. Да, они не всегда готовы к урокам, забывают дома школьные принадлежности, порой попросту без особых причин пропускают уроки, дерзят и …. , можно добавить еще несколько примеров. Но делать резкие выводы только по таким наблюдениям, в общем-то, не стоит.

Если увлечь подростков каким-то действительно важным и интересным делом, можно увидеть совершенно других детей – увлеченных, ответственных, с четкой гражданской позицией. Больше того, такая деятельность стимулирует ответственное отношение к учебе.

В этом мы убедились, участвуя вместе с детьми в социальных проектах.

Об одном из них мы и расскажем. Когда нам предложили участвовать в межрегиональном проекте «Энергосбережение», первым порывом было - отказаться, так как проект предполагал четырехмесячный марафон, сразу возникли сомнения в готовности детей к такой работе. Решили работать с профильным химко-биологическим классом.

На старт проекта вышел весь класс. Ребята сами распределили, кто и за какие этапы будет отвечать, сроки промежуточного контроля были определены организаторами. Конечно, со стороны учителей был контроль, который в большинстве случаев заключался в напоминании о сроках отправки отчетов по этапам.

В процессе работы подростки открыли для себя много интересного, выяснили, как можно экономить энергию, вовлекли в этот процесс свои семьи, учащихся школы, придумывали игры для младших школьников и проводили эти игры с ними. Отчеты отправлялись по электронной почте самими детьми. По результатам работы была сделана презентация (см. приложение 1) с которой команда выступила на очном, заключительном туре. До финиша дошла группа из пятнадцати человек. Не много, возможно, но это ровно половина класса, и за этих ребят уже можно быть спокойными – они могут отвечать за себя и свои поступки, готовы придти на помощь друг другу, отзывчивы к чужим проблемам. Самым приятным оказался сюрприз от организаторов – экскурсионная поездка в соседний город. Такого никто не ожидал, это было тем более приятно.

На следующий учебный год уже сами дети предложили поучаствовать в подобных проектах. Но самым неожиданным продолжением такой деятельности явилось волонтерство нескольких девушек. Они самостоятельно вышли на гематологическое отделение Краевой детской больницы, где в течение года оказывали посильную помощь в работе психолога. А началось все с реферативной работы о раковых заболеваниях у детей. И опять весь класс принимал активное участие – узнав о нехватке настольных игр, рисовальных принадлежностей и т.п., класс организовал общешкольную акцию по сбору таких средств для детей гематологического отделения больницы. Сами собирали, сами отвозили. Наградой за это было большое спасибо от врачей и пациентов больницы.

Сейчас эти ученики готовятся поступать в ВУЗы, и никого не удивляет, что 90% класса собираются стать врачами, чтобы всегда помогать людям. А это, как нам кажется, и есть настоящая гражданская позиция. Оставшиеся 10% связывают свое будущее с психологией или ветеринарией.

Какие же выводы можно сделать из нашего опыта работы. Возможно, только один – дети могут быть и ответственными и внимательными, надо только дать им возможность реализовать эти их качества.

Приложение 2. (презентация)