Психологический час для подростков "Общаемся без конфликтов"

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель занятия: развитие коммуникативной компетенции подростков.

Задачи:

  • Обучение основам психологии конфликта.
  • Формирование и развитие навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
  • Развитие критического мышления, позволяющего адекватно оценивать остроту сложившейся конфликтной ситуации и избегать опасных для жизни и здоровья случаев.
  • Развитие коммуникативных способностей подростков.
  • Профилактика конфликтного поведения подростков.

Адресат: учащиеся 5-6 классов.

Длительность занятия: 1 академический час.

Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.
  2. Раздаточный материал:
  3. Простые карандаши, стирательные резинки.

Ход работы

Ведущий: Добрый день, сегодня мы с вами проведем необычное занятие – психологический час. Его тема: «Общаемся без конфликтов». Скажите, ребята, что такое «конфликт» в вашем понимании?

Ребята: Ссора, когда люди не могут поделить что-то и т.д.

Ведущий: Вы все правильно сказали. Конфликт – это противодействие или противоборство двух сторон при принятии какого-нибудь решения, когда их взгляды, интересы, желания не совпадают.

Если есть конфликт, то обязательно должен быть выход из конфликтной ситуации. Вспомните, пожалуйста, и опишите, как вы обычно выходите из конфликтных ситуаций.

Ребята: Деремся, просим прощения, не обращаем внимания, уступаем и др.

Ведущий: Действительно, существует множество выходов из конфликтных ситуаций. В психологии выделяют пять основных стиля поведения в конфликтной ситуации. Причем, нельзя с уверенностью сказать, какой из них является наиболее правильным. Все зависит от особенностей сложившейся конфликтной ситуации.

Давайте поподробнее рассмотрим каждый вариант и обсудим его.

Вот перед вами классический пример конфликтной ситуации – два мальчика не могут поделить заинтересовавший их предмет, например, кораблик. Если кораблик можно было бы разделить на две равнозначные половинки, то конфликт был бы разрешен. Но мы понимаем, что каждый хочет заполучить предмет целиком. Как же можно выйти из сложившейся ситуации?

Первый вариант: «Избегание».

Избегание – это когда одна из сторон уходит от конфликта, не заявляя о своих интересах. Один из друзей играет корабликом, а другой уходит в сторону. Конфликт разрешен?

Ребята: Да.

Ведущий: А как чувствует себя человек, постоянно избегающий конфликтов и не отстаивающий свои собственные интересы?

Ребята: Плохо.

Ведущий: Но существует ряд ситуаций, когда лучше всего постараться избежать их. Например, вы задержались в гостях и возвращаетесь поздно домой в одиночестве. Вдруг вы видите подозрительную компанию недалеко от вашего дома. Что лучше всего сделать в этой ситуации?

Ребята: Обойти этих людей стороной.

Ведущий: Правильно, можно еще подождать прохожих, чтобы пройти вместе с ними мимо этой компании. А правильнее всего будет заранее позаботиться о своей безопасности: не задерживаться допоздна, попросить, чтобы вас проводили или встретили. Старайтесь всегда избегать потенциально опасных для жизни и здоровья ситуаций!

Второй вариант: «Приспособление».

Приспособление – это когда одна из сторон уступает требованиям оппонента.

Например, в случае с корабликом, один из ребят отдает предмет другому, лишь бы не усугублять конфликт. Конфликт разрешен?

Ребята: Да.

Ведущий: А как чувствует себя уступивший человек?

Ребята: Плохо.

Ведущий: В жизни существуют ситуации, в которых лучше всего уступить. Например, если ваш оппонент гораздо сильнее вас или значительно выше по статусу. Не смогли вы избежать встречи с неприятной компанией, о которой говорилось раньше. Эти люди потребовали отдать им телефон, сумку или деньги. Лучше уступить им в данной ситуации, потому что, каким бы дорогим не был ваш любимый телефон, жизнь и здоровье стоят гораздо дороже. Ваши родители или друзья ни в коем случае не будут осуждать вас, потому что, в сложившихся обстоятельствах, вы проявили не трусость, а мудрость.

Третий вариант: «Соревнование».

Соревнование – это когда оппоненты начинают отстаивать свои интересы при помощи кулаков, угроз или грубых выражений.

Наверное, существуют ситуации, в которых нужно постоять за себя или вступиться за слабого. Но сложно увидеть плюсы данного варианта. Даже если вы победите в драке, вы можете испытывать чувство вины.

Итак, мы рассмотрели несколько стилей выхода из конфликтных ситуаций и сделали для себя вывод, что они являются эффективными, когда речь идет о нашей жизни и здоровье. К счастью, чаще всего мы конфликтуем с близкими нам людьми, с которыми необходимо сохранить добрые отношения. Давайте рассмотрим оставшиеся варианты.

Четвертый вариант: «Компромисс».

Компромисс – это когда обе стороны идут на взаимные уступки. Например, в случае с корабликом, один из мальчиков предлагает уступить ему кораблик в обмен на что-то или они договариваются по очереди играть в кораблик. Конфликт исчерпан?

Ребята: Да.

Ведущий: Существует еще один вариант выхода: «Сотрудничество».

Сотрудничество – это когда оппоненты находят альтернативный вариант, полностью удовлетворяющий обе стороны. В случае с корабликом, ребята договариваются вместе играть с ним или находят другое занятие, соответствующее их взаимным интересам (идут играть в футбол). Отличный вариант?

Ребята: Да.

Ведущий: Действительно, сотрудничество в сложных ситуациях является наилучшим выходом, хотя уметь договориться с оппонентом – тоже большое искусство, которому мы сейчас и будем учиться.

Ребятам выдаются бланки с готовыми конфликтными ситуациями и примерами конструктивного выхода.

Ведущий просит двух ребят прочитать вслух Конфликтную ситуацию №1 (см. Рисунок 1).

Эй, Серый, ну-ка быстро дал мне ручку, а то как двину, мало не покажется.

– Только попробуй, я сам тебе двину так, что …

Ведущий: Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята, приведшие невинную просьбу одолжить ручку к драке.

Ребята называют замеченные ими ошибки.

Ведущий: Да, действительно. Во-первых, отсутствуют вежливые формулировки, просьба выглядит как приказ. Во-вторых, используется угроза. А ведь когда нам угрожают, мы начинаем защищаться. Может мне и не жалко одолжить ручку, но тогда будет выглядеть, будто я испугался. В-третьих, вместо обращения по имени, используется фраза «Эй» и кличка. К кому так обращаются?

Ребята: К животным.

Ведущий: Да, конечно, друг обидится, если вы будете к нему так обращаться. Каждому приятно, когда к нему обращаются по имени.

Ведущий обращается к одному из учеников: «Тебя как зовут?».

Ученик: «Миша».

Ведущий: Представь, я встречаю тебя на улице и говорю «Здравствуй» или «Здравствуй, Миша». Что тебе приятнее было бы услышать?

Ученик: Второй вариант.

Ведущий: Любому человеку приятно, когда называют его по имени. Давайте прочитаем, как правильнее вести себя в подобных ситуациях.

Ведущий просит ту же пару ребят прочитать Выход из конфликтной ситуации №1 (см. Рисунок 2).

Сережа, ты не мог бы одолжить мне ручку, пожалуйста?

– Да, Саша, конечно, не забудь только вернуть.

или

Извини, мне она самому нужна. Но как только смогу, я сразу же тебе ее отдам.

Ведущий: Отказывать тоже надо правильно. Вместо того, чтобы сказать «Нет, отстань», правильнее будет ответить «Я бы с удовольствием тебе помог, но, к сожалению, не могу». Обидится друг на такой отказ?

Ребята: Нет.

Ведущий просит двух других учеников зачитать вслух Конфликтную ситуацию №2 (см. Рисунок 3).

Ну и дурак же ты. Вечно подводишь меня. Ничего тебе нельзя доверить. Не буду с тобой больше дружить!

– Сам дурак! И катись ты со своей дружбой…

Ведущий: Подобная ситуация знакома каждому. Одолжили у вас вещь и потеряли или вернули испорченную. Обещали что-то сделать и забыли. Ребята, скажите пожалуйста, что нужно в первую очередь сделать в подобной ситуации?

Ребята: Извиниться.

Ведущий: Правильно. Я хочу такой пример привести.

Обращается к ученику (в нашем случае к Мише): «Представь, я подхожу к тебе и говорю «Я поцарапала твой диск, вот я тебе новый купила» или «Извини, я поцарапала твой диск, вот я тебе новый купила». Что тебе было бы приятнее услышать?

Ученик: Второй вариант.

Ведущий: Да, очень важно услышать от другого человека, что он осознает свою вину.

Ведущий просит ту же пару ребят прочитать Выход из конфликтной ситуации №2 (см. Рисунок 4).

Дима, извини. Я не хотел тебя расстраивать. Что мне сделать для того, чтобы ты меня простил? Я так дорожу нашей дружбой.

– Костя, я тоже не хочу, чтобы мы с тобой сорились. Но мне очень нравилась эта вещь, поэтому…

Ведущий: Дальше ребята могут искать вариант разрешения сложившейся ситуации. Но главное, они смогли сохранить дружбу несмотря ни на что.

А теперь мы переходим к практической части нашего занятия, в которой вы сможете применить полученные знания на практике.

Ведущий раздает каждой паре учеников пустые бланки (см. Рисунок 5) и объясняет задание:

Каждая пара должна придумать или вспомнить одну конфликтную ситуацию и записать ее на пустом бланке. Затем нужно предложить позитивный выход из этого же конфликта, используя полученные знания и навыки конструктивного общения. На работу в парах отводится 5-6 минут.

Далее ведущий приглашает каждую пару разыграть предложенные ими конфликты и варианты выхода. При необходимости, ведущие вносят корректировки.

Ведущий: Наше занятие подходит к концу. Скажите, пожалуйста, какие выводы вы сделали для себя?

Ребята: Не нужно ссориться и ругаться, а нужно учиться договариваться и пр.

Ведущий: Конфликты были, есть и будут в нашей жизни. Очень важно знать, что из любой конфликтной ситуации всегда есть конструктивный выход. Мы желаем вам находить такие способы, которые позволят вам сохранять доброжелательные отношения и хорошее настроение! Спасибо за внимание.