Урок по теме "Текст. Типы речи"

Разделы: Русский язык


Цель урока: организация образовательного пространства, ориентированного на самоопределение учащихся, способствующего осуществлению связи предметных компетенций и жизненной практики.

Задачи урока:

Дидактические:

  • формирование представления о характере связи языка и действительности;
  • актуализация знаний по темам “Текст”, “Части речи”, “Стили речи”, “Типы речи”;
  • формирование комплексного представления о функциональной специфике типов речи;
  • создание условий, способствующих применению теоретических знаний в жизненной практике.

Воспитательные:

  • создание условий для осуществления процесса формирования ценностных ориентаций учащихся, их профессионального и личностного самоопределения;
  • содействие формированию просоциальных нравственных установок личности.

Развивающие:

  • создание условий, способствующих развитию субъектно-активной личностной позиции учащихся;
  • создание условий, способствующих развитию критического мышления учащихся;
  • создание условий, способствующих развитию речи учащихся.

Предметное содержание урока: анализ текстов, их речевых особенностей, а также создание собственных текстов с заранее заданными характеристиками; ориентировано на компетентностный результат обучения – развитие способности свободно оперировать средствами языка в различных коммуникативных ситуациях.

Сюжетное поле урока – проекция установок и ценностных ориентаций учащихся на различные ситуации “успешного будущего” – обусловлено возрастными задачами развития учащихся старших классов (формирование целостной личной идентичности, выбор жизненных целей, социально-нравственное самоопределение и т.п.).

Основные принципы:

  • концентрация внимания на успешном;
  • рефлексивность;
  • системность;
  • ориентация на диалог.

Выбор определённых форм работы на уроке и использование конкретных приёмов обусловлены задачами урока:

  • фронтальный диалог с аудиторией в начале урока призван способствовать формированию единого познавательного пространства;
  • использование метафоры способствует созданию сюжетного поля урока;
  • выбор групповой формы работы в качестве базовой способствует реализации принципов развивающего обучения (развитие личностных новообразований происходит в процессе осуществления значимой совместной деятельности, формирование позиций возможно только в диалоге);
  • ролевая игра “Интервью из будущего” призвана способствовать погружению в ситуацию успеха, созданию позитивного эмоционального “якоря”;
  • создание индивидуального интеллектуального творческого продукта в качестве домашнего задания призвано способствовать осуществлению личностного самоопределения учащихся, а также формированию метапредметной компетентности.

Ход урока

1. Оргмомент. Формирование мотивации к учебной деятельности на уроке. <Приложение 1>

Задачи:

  • создание сюжетного поля урока
  • актуализация процесса личностного позиционирования

Приём: РАБОТА С МЕТАФОРОЙ

Содержание этапа:

  • демонстрация ролика с записью фрагментов хоккейного/футбольного матча (изображение деятельности игроков, судей и болельщиков);
  • фиксация трёх субъектных позиций (в диалоге с учащимися и на доске) – “Наблюдатель” (болельщики), “Реализатор” (игроки) и “Критик” (судьи);
  • актуализация соответствующих Я-состояний (обсуждение тезиса “Жизнь — игра”).

2. Постановка проблемы урока. Целеполагание. <Приложение 2>

Задачи:

  • создание проблемного поля урока
  • актуализация имеющихся знаний о типах речи и их особенностях

Приёмы: ВИЗУАЛИЗАЦИЯ, ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Содержание этапа:

  • демонстрация слайда (фотоизображение человека с наличием типичного набора атрибутов “жизненного успеха”) ;
  • создание устных текстов в ходе беседы (“Портрет успешного человека”, “История успеха”, “Счастлив ли этот человек?”);
  • фиксация соответствия текстов различных типов речи этапам целеполагания (“описание — образ цели”, “повествование — шаги/действия по её достижению”, “рассуждение — оценка результата”);
  • определение темы урока (“Текст. Реализация субъектной позици”);
  • постановка цели урока (определение возможностей текстов разных типов речи с точки зрения создания “Сценариев жизненного успеха”).

3. Основной этап. Творческая работа с материалом. <Приложение 2>, <Приложение 3>

Задачи:

  • актуализация навыков лингвистического анализа текста;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование позитивого эмоционального отношения к будущему;
  • содействие личностному самоопределению учащихся.

Приёмы: РАБОТА В ГРУППАХ, РОЛЕВАЯ ИГРА.

Содержание этапа:

  • лингвистический анализ текстов-образцов (“Портрет успешного человека”, “История успеха”, “Счастлив ли этот человек?”);
  • ролевая игра “Интервью из будущего” (моделирование текстов с использованием языковых элементов разных типов речи);
  • презентация продуктов группового творчества;
  • групповая рефлексия.

4. Домашнее задание. Рефлексия.

Задачи:

  • актуализация навыков лингвистического анализа текста;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование позитивого эмоционального отношения к будущему;
  • содействие личностному самоопределению учащихся.

Приёмы: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Содержание этапа:

  • ролевая игра “Интервью из будущего” (моделирование текста “Сценарий моего успеха” с использованием языковых элементов всех типов речи).