Мультимедийные презентации как средство повышения эффективности коррекционно-логопедической работы с учащимися с ограниченными возможностями

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Для нашего времени характерно стремительное развитие информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь.

Компьютерные технологии открывают совершенно новые варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Компьютер может использоваться на всех этапах формирования универсальных учебных действий. При этом для учащихся персональный компьютер выполняет различные функции: источника информации, учителя, рабочего инструмента, наглядного пособия, тренажера, игровой среды, средства диагностики и контроля.

Компьютерные программы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе, являются одним из инструментов обновления и модернизации школьного образования. Национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” было указано: “Особое внимание быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья”. В связи с этим возможность комплектации компьютера с учетом нужд и потребностей детей с ограниченными остями является существенным преимуществом его применения в коррекционно-образовательной сфере.

Из собственного опыта хочется отметить, что использование информационных технологий на логопедических занятиях не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя-логопеда.

Процесс обучения ребенка с речевой патологией требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи – трудоемкий процесс. Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.

На моих логопедических занятиях компьютерные технологии обучения нашли свое применение при коррекции нарушений устной и письменной речи. С этой целью мною была создана информационно-практическая база, включающая разнообразные компьютерные программы, развивающие и обучающие игры, авторские научные и практические мультимедийные презентации.

На логопедических занятиях я активно использую презентации-игры. Они направлены на коррекцию лексико-грамматических нарушений, на совершенствование связной речи, на развитие фонематического анализа и синтеза, на обучение грамоте, на развитие произвольной моторики пальцев рук.

Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяет достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю скомпоновать учебный материал с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Авторские презентации можно использовать на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей учащихся с речевыми нарушениями.

Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей работе логопеда помогает решать следующие задачи:

Образовательные: развитие навыков языкового анализа и синтеза; уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие орфографической зоркости.

Коррекционные: развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности; развитие психических процессов; развитие тонкой и общей моторики.

Воспитательные: воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Мною были разработаны авторские мультимедийные презентации, способствующие развитию фонетико-фонематических процессов, развитию лексико-грамматического строя речи, связной речи: “В царстве Снежной королевы”, “Приключения Алисы”, “Поиски пиратских сокровищ”, “Играем с Буратино”, “Имя существительное”, “Исправь ошибки”, серия “Учим азбуку”, “Весенняя прогулка” др.

Рис. 1

Поскольку у детей хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

Особо хочется отметить принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. Результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образ символов, исключающих субъективную оценку, ученик видит результаты своей деятельности, что добавляет положительную эмоциональную окраску в такие занятия.

Хочется отметить, что в моей работе решение учебных и коррекционных задач с помощью различных компьютерных технологии выстраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и коррекционно-образовательными потребностями ребенка. А сочетание на одном занятии информационных технологий с элементами психогимнастики, сказкотерапией, пескотерапией, водотерапией значительно повышает эффективность коррекционно-логопедической работы.

Нестандартные логопедические занятия, в течение которых разворачиваются определенные сюжетные линии любимых сказок, очень нравятся детям. Преимуществом компьютерных средств обучения является то, что они повышают мотивационную готовность детей к обучению, а если при этом происходит погружение ребенка в сказочный мир, то это является дополнительной стимуляцией познавательной деятельности.

На каждом таком занятии ведущим звеном является презентация-игра, но на определенных этапах используются приемы музыкотерапии, водотерапии, пескотерапии, хромотерапии, элементы психогимнастики. При составлении таких презентаций необходимо учитывать то, что все этапы занятия должны подчиняться общей сюжетной линии игры.

Рис.2.

Песочная терапия – одна из форм сказкотерапии. Тактильная форма ощущений является у человека наиболее древней. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познаётся окружающий мир, параллельно расширяется словарный запас ребенка.

Рис.3

Использование приемов музыкотерапии на вводном, заключительном этапе занятия способствует максимально комфортному “погружению” в рабочую ситуацию и “выходу” из нее. Эффективно проведение динамических пауз и зрительной гимнастики под музыку. (Музыка должна соответствовать сказочному сюжету.)

Таким образом, применение на логопедических занятиях инновационных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми рушениями, способствует созданию благоприятной атмосферы на занятиях, значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда.

В качестве примера представляю конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 3 классе.

Логопедическая тема: Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Лексическая тема: Игра – путешествие “Поиски пиратских сокровищ”. Грамматическая тема: Имя существительное.

Цель: Дифференциация рукописных букв п – т на письме.

Задачи:

Образовательные: Учить различать звуки [п – т], буквы п – т на письме. Автоматизировать графокинетический образ букв п – т на материале слов, предложений и текста. Учить определять род имен существительных.

Коррекционные: Развивать зрительно-пространственное восприятие, представление. Развивать зрительный гнозис и мнезис. Развивать фонематический анализ и синтез. Активизировать словарь по лексической теме занятия: “Поиски пиратских сокровищ”. Развивать внимание, зрительную память, мыслительные процессы. Развивать общую и мелкую моторику рук. Развивать навык самоконтроля.

Воспитательные: Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

Воспитывать вежливое отношение к товарищу. Прививать любовь к путешествиям.

Оборудование: интерактивная доска, презентация “Поиски пиратских сокровищ”, контейнеры для индивидуальной работы с песком, таблицы для составлений предложений, парта для работы с песком и водой, компас, монеты, составляющие слово “знания”, светильник “Пламя”, массажные коврики, эмблемы морских обитателей, карта (фрагменты).

Содержание занятия

I. Организационный момент. Сообщение темы занятия. (Слайд 1)

1.Развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки.

Логопед дает указание учащимся:

– Сядьте так, чтобы между Сашей и Колей сидел Денис, а Алина сидела рядом с Сашей.

2.Сообщение логопедической темы. (Слайд 2)

– Сегодня мы отправимся в путешествие, а куда и с кем, мы должны узнать. Прочитайте буквы красного цвета. Что у вас получилось? (Слайд 3)

– Верно. Сегодня мы отправимся в путешествие с пиратом Попугаем, но это не просто путешествие. Мы будем искать настоящие пиратские сокровища.

– Когда-то давно Попугай был птицей одного известного пирата, который спрятал свои сокровища надежно от людей. Но Попугай помнит эту тайну и готов с вами поделиться. Вы готовы на время стать настоящими пиратами? Тогда в путь. (Слайд 3)

– Чтобы собрать карту старого пирата, мы должны выполнить все задания урока. Первое задание.

3.Уточнение связи звука и буквы. (Слайд 4-5)

– Назовите первый и последний звук в слове ПИРАТ.

– Дайте характеристику звуку |п,|. Какая строчная буква обозначает этот звук?

– Дайте характеристику звуку |т|. Какая строчная буква обозначает этот звук?

– Какие буквы сегодня будем различать? Запишите тему урока.

А). Зрительный гнозис букв. (Слайд 6-7)

  • Сравнение букв п – т по начертанию.

Из каких элементов состоит каждая буква? Какие элементы одинаковые?

Каким элементом отличаются?

  • Произнесение и письмо букв в воздухе ручкой.
  • Написание букв на песке. Игра “Кто самый внимательный?”
  • Обвести буквы по контуру. “Корабль на волнах”.
  • Условное обозначение букв.

– Молодцы! Вы справились с заданием. Получите первый фрагмент карты.

II. Основная часть. (Слайд 8-9)

1) Дифференциация букв п-т на уровне слова.

– Чтобы найти клад, нам придется постараться и преодолеть различные препятствия.

Учащиеся разгадывают ребусы, пиктограммы слов: остров, мост, пистолет, пальма, парус, песок, канат.; записывают их в тетрадь, выделяют буквы п – т по заданию. Какой частью речи являются эти слова? Докажите. Какое слово здесь лишнее?

– Молодцы, выполнили и второе задание. Вот вам второй кусок карты.

3) Динамическая пауза. (Слайд 10)

(Может выполняться на массажных ковриках под музыку.)

Игра “Море волнуется”.

Каждый из детей получает эмблему с изображением обитателя моря. По сигналу

(“Морская фигура на месте замри!”) ребята должны максимально точно показать фигуры морских обитателей: рыбу, морского конька, морскую звезду, черепаху.

4) Зрительная гимнастика под музыку. (Слайд 11)

– Плыли мы, плыли, но вдруг на море начался шторм. Чтобы закрепится, нам нужно бросить якорь. Посмотрите внимательно на канаты. Якорь на том канате, на котором нет узла.

5) Дифференциация букв п-т на уровне предложения. (Слайд 12-13)

– После такого шторма произошло кораблекрушение, на берег выбросило много различных предметов (предметы в контейнере с водой), но лишь в одном из них хранится ценная информация. Попугай дает нам подсказку-шифр.

– Используя слоговую таблицу, расшифруй название данного предмета. (Бутылка)

– В этой бутылке хитрый пират спрятал указания, где зарыт клад. Нам нужно потрудиться и разгадать его послания.

Каждый ученик получает записку с зашифрованным предложением.

(Дифференцированное по сложности задание)

А) Составить предложение, распутав паутинку.
Б) Составить предложение по координатам слов
В) Составить предложение по подсказке-цвету
Г) Составить предложение по подсказке-рисунку.

– Подчеркните в предложениях главные члены*.

– Вы получаете третью часть карты.

6) Дифференциация букв п-т на уровне текста. (Слайд 14-15)

– Чтобы добраться до клада, нам необходимо из ваших предложений составить текст. Попугай вспомнил подсказку.

– Вы догадались, в каком порядке следуют предложения?

– У кого первое предложение? Прочитайте его. И т.д.

А) Пиратский корабль на остров плывет.
Б) На острове старая пальма растет.
В) Под пальмой письмо пират написал.
Г) Пират попугай то письмо передал.

– Попугай передает нам письмо Старого пирата. Пират был неграмотный, он допустил в письме ошибки. Исправьте их.

Плывипе на спров. Под тальмой разведите коспёр.

Опложите от тальмы при камня по спрелке костра.

– Вот вам четвертый фрагмент карты. Ура! Мы собрали карту. Используем письмо пирата, найдем клад.

7) Развитие высших психических функций.

Перед учениками появляется контейнер с песком, расположение всех объектов на песке соответствует плану на карте. Зажигается светильник “Пламя” (1-3 сек.), дети запоминают направление стрелки.

– Перед нами три сундука, но, ни одного ключа. Пират приготовил последнее испытание – “Морской бой”. Сыграем. (Графический диктант)

– Какой сундук открыть? Как вы считаете? Проверим удачу? Наш сундук первый. А в нем монеты. Но что это за клад, сложите монеты согласно их достоинствам. Какое слово получилось? (Слайд 16-18)

III. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся.

Организованное окончание урока.

– Правильно. На любом занятии вы находите ценный клад – знания, которые всегда останутся с вами и помогут в трудную минуту. Что нового вы узнали сегодня на занятии? Какие звуки и буквы мы сравнивали? Спасибо за работу. Вы все сегодня молодцы. И вы получаете удостоверение настоящего пирата.

Литература

  1. РозоваЮ.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий. Инновации в коррекции нарушений речи у детей и подростков. Сборник материалов научно-практической конференций с международным участием. – Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой,2011г. – 288 с. (223-226)
  2. Розова Ю.Е. Роль мультимедийных презентаций в структуре коррекционно-логопедической работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Интернет публикация. (http://pedsovet.su/publ/44-1-0-1334)

Презентация