Развитие зрительного восприятия детей дошкольного возраста в условиях детского сада компенсирующего вида

Разделы: Коррекционная педагогика


"Учения о нарушениях чтения и письма и письма существуют уже более 100 лет.
Однако и до настоящего времени вопросы диагностики
и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными"
Р.И. Лалаева.

Исследователи утверждают, что 90% информации воспринимается человеком визуально. Если сравнить два из возможных способа познания мира: с помощью осязания или зрения, то оказывается, что последнее располагает аппаратом, который приспособлен к тому, чтобы сразу воспринимать простые и хорошо знакомые из предыдущего опыта предметы и явления. При восприятии же сложных, малознакомых предметов или целостных ситуаций процесс предварительной зрительной ориентировки в объекте все более приближается к тому последовательному и поэлементному опознанию, который характерен для осязания (А.Р. Лурия, 1975).

Для ребёнка, поступающего в первый класс и сталкивающегося с огромным количеством новых, незнакомых объектов, высокая степень развития зрительного восприятия, зрительной памяти и способности к анализу и синтезу визуальной информации, безусловно, важна и необходима. Однако это свойственно далеко не всем первоклассникам. Отсутствие планомерности восприятия, неумение подчинить его поставленной задаче, а также неумение выделить существенное, низкий уровень осмысления наглядно воспринимаемого материала характерно для 40-80% детей. Следствием этого в первом классе прослеживается забывание начертания редко встречающихся букв, замена их между собой или замена близких по оптическим характеристикам букв, что в значительной мере затрудняет процесс начального обучения и требует соответствующей помощи. Недоразвитие процесса зрительного восприятия приводит к нарушению процессов чтения и письма. У детей наблюдается оптическая дислексия и дисграфия. В течении нескольких лет я занималась вопросом коррекции нарушения процессов чтения и письма у школьников. Я обратила внимание на то, что причины возникновения этих трудностей надо искать в дошкольном детстве. У детей имевших речевые нарушения чаще всего наблюдается оптическая дисграфия и дислексия. Как указывает в своей в книге " Развитие и коррекция навыков чтения" Л.Н. Лисенкова, трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны:

- нарушением пространственных представлений;

- нарушением зрительно-моторной координации;

- нарушением зрительного, слухового восприятия;

- нарушением произвольного внимания;

- нарушением памяти и т.д.

Нарушения чтения и письма у детей с относительно сохранным интеллектом ( не имеющим умственной отсталости) часто сочетаются с недоразвитием симультанных (одновременных) и сукцессивных (последовательных) процессов, а также с недостаточностью таких психических функций, как внимание и память (А.Н. Корнев)

Зрительные функции, обеспечивающие операции чтения, формируются у ребенка постепенно в дошкольном периоде, но этот процесс носит спонтанный, неорганизованный характер. Ребенок учится видеть так же, как учится ходить и говорить. По мере обогащения перцептивного опыта ребенок вырабатывает индивидуальные способы анализа зрительной информации, которые и составляют основу установления связей между реальными предметами, их изображениями и символами. В дошкольном периоде возможные индивидуальные различия в стратегиях и уровнях сформированности зрительного восприятия не заметны для окружающих в повседневной жизни ребенка. Среди наиболее типичных характеристик зрительного восприятия детей дошкольного возраста является его малая дифференцированность. Дети неточно и ошибочно дифференцируют сходные объекты: иногда не различают изображения сходных предметов и сами сходные предметы, смешиваются сходные по начертанию буквы и слова и т.д., что связано с возрастной слабостью аналитической функции восприятия.Детям этого возраста свойственно отсутствие целенаправленного анализа при восприятии. Часто они выделяют несущественные детали, на которые взрослый не всегда обратит внимание, а существенное при этом не воспринимается. Ярко выраженная эмоциональность восприятия - следующая характеристика визуального восприятия информации детьми этого возраста. Поэтому детьми, в первую очередь, воспринимаются те объекты или их свойства, которые вызывают непосредственную эмоциональную реакцию. Ярко-красочное живое не только эмоционально воспринимается, но и лучше запоминается, чем например, символическое и схематическое изображение. В процессе преддошкольного и начального образования происходит постепенная перестройка визуального восприятия информации, оно поднимается на более высокую ступень развития и принимает характер целенаправленной деятельности, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. Но для этого взрослым необходимо специально организовывать восприятие детей окружающей действительности, развивать у них умение не просто смотреть, но и умение всматриваться и выделять существенное. Целенаправленная работа даст положительные результаты и приведёт к развитию высокого уровня зрительного восприятия к концу дошкольного возраста.

Когда я стала работать в детском саду, то решила целенаправленно изучить и подтвердить свои предположения об уровне развития зрительного восприятия дошкольников. Методика Марьяны Безруких помогла мне объективно оценить уровень развития зрительного восприятия детей старшей возрастной группы на начало и на конец учебного года .Эта методика представляет собой переработанную тестовую методику М.Frostig.(см. Приложение 1).

Результаты диагностики по методике М. Безруких ( начало уч. года)

Ф.И. ребёнка Начало года
  Коэффициент восприятия Процент восприятия
Влада 45 50%
Юля 56 90%
Виталий. 44 50%
Дарья 42 45%
Кирилл. 50 75%

У троих детей из пяти испытуемых уровень зрительного восприятия оказался ниже возрастной нормы. Что подтвердило мои предположения о том, что у детей с речевыми нарушениями часто встречается и нарушение зрительного восприятия.

Уже ранее я изучила методическую литературу по этой проблеме ( И.Н. Шевлякова "Посмотри на мир внимательно"; Е.В. Шмидт "Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), внимания у старших дошкольников при овладении чтением"). Поэтому сразу приступила к работе по развитию зрительного восприятия детей старшей возрастной группы. Я предполагала повысить уровень зрительного восприятия к концу учебного года примерно на 20 %. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра. Через игру дети познают мир. На это я и опиралась в подборе упражнений для развития зрительного восприятия. В целях постепенного овладения детьми техникой визуального восприятия, рациональными приёмами запоминания и логической обработки наглядно-представляемой информации, использовались игровые задания и упражнения, как на занятиях, так и внеучебное время. На первых порах использовались реальные предметы, и лишь убедившись в том, что им доступно лёгкое узнавание, запоминание и правильный анализ использовались цветные реалистические изображения предметов, а потом чёрно-белые и сюжетные картинки, иллюстрации, выполненные в разной художественной манере, схематические изображения, чертежи, зашумованные предметы, изонрафы.. Связано это с тем, что восприятие изображения представляет собой психологически гораздо более сложный процесс, поскольку не просто повторяет собой реальный объект, а передаёт его на плоскости с помощью особых приёмов и средств.

Для развития зрительного гнозиса детям были предложены игры и задания развивающего характера.

I. Игры на развитие умения следить глазами.

Цель: Формирование стратегий сканирования изображений, развитие точных прослеживающих движений глаз, глазомера, зрительно-моторная координация.

  • "Лабиринты"

II. Игры на развитие умения смотреть и видеть.

Цель: Развитие зрительно-пространственного восприятия и узнавания, пространственных представлений, образного мышления.

В этих играх формируется навык зрительного анализа и синтеза, развивается произвольное внимание и память, формируется представление о сенсорных эталонах.

  1. Назвать предмет по их контурам.
  2. Назвать недорисованные предметы.
  3. Назвать перечёркнутые, заштрихованнные, спрятанные изображения. ("Кто больше увидит")
  4. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга ("Изографы")
  5. Определить, что неправильно нарисовал художник.
  6. Распределить предметы по величине ( учитывая реальные размеры).
  7. Распределить изображения предметов по величине, учитывая их реальные размеры.
  8. Подбор картинок к определённому цветовому фону.
  9. Игра "Геометрическое лото".
  10. Подбор одинаковых полосок. Детям предлагаются разноцветные полоски, состоящие из двух частей (с белой полоской внизу). дефектолог показывает одну из полосок. Дети находят аналогичную полоску.
  11. Подбор парных карточек с геометрическими фигурами.
  12. Игра "Собери картинку"
  13. Игра "Логическое лото".
  14. Соотнесение предметов по цвету и форме.
  15. Нахождение фигур, состоящих из треугольников и стрелок среди других.
  16. Срисовывание изображений, состоящих из фигур и стрелок.
  17. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.
  18. Дорисовывание симметричных изображений.
  19. Составление разрезанных на части картинок (на 2,3,4,5,6,7,8).
  20. Игра "Открывание окошек в домике".
  21. Дополнение рисунка. Предлагается нарисовать домик, справа и сверху от домика- солнце, слева от домика - забор, справа внизу нарисовать озеро, справа от забора цветы.
  22. Выполнение тестов Равена. Детям предлагаются матрицы Равенна с вырезанными частями и несколько вставок (детский вариант). Детям предлагается найти нужную вставку.
  23. Конструирование фигур из спичек и палочек.
  24. Игры "Танаграмм", "Коломбово яйцо", "Волшебный круг"
  25. Конструирование из кубиков Коса, Б. Никитина. Каждый кубик разделён по диагонали и раскрашен разным цветом. Предлагается составить различные узоры.
  26. Анализ нелепых рисунков.

В подготовительной группе проводится работа по формированию буквенного гнозиса.

Упражнения вызвали живейший интерес детей. А использования яркого наглядного материала, поощрение ещё больше облегчило процесс обучения.

В конце учебного года для проверки результативности обучения была проведена повторная диагностика

Результаты диагностики (по методике М. Безруких)

Ф.И. ребёнка Начало года Конец года
  Коэффициент восприятия Процент восприятия Коэффициент восприятия Процент восприятия
Влада 45 50% 53 80%
Юля 56 90% 58 92%
Виталий. 44 50% 57 90%
Дарья 42 45% 53 80%
Кирилл. 50 75% 53 80%

 

 

Полученные положительные результаты говорят о том, что необходимо продолжать работу по развитию зрительного восприятия, усложняя материал, используя упражнения, соответствующие уровню развития зрительного восприятия, возрасту ребёнка и с учётом зоны ближайшего развития. В перспективе у меня целенаправленная работа по зрительному восприятию букв. Разработка системы по предупреждению оптической дисграфии.

Планомерное использование специальных упражнений приведёт к развитию достаточно высокого уровня зрительного восприятия к концу дошкольного возраста. Это в дальнейшем облегчит детям процесс усвоения навыков чтения и письма .

Эти же упражнения можно использовать с целью коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста.