Склонение местоимений. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (889 кБ)


Методическая карта урока.

  1. Самоопределение к деятельности.
  2. Актуализация знаний.
  3. Минутка чистописания.
  4. Создание проблемной ситуации.
  5. «Открытие» детьми нового знания.
  6. Физминутка.
  7. Первичное закрепление.
  8. Самостоятельная работа.
  9. Рефлексия деятельности.
  10. Домашнее задание.

Цели и задачи:

  • Актуализировать знание склонений местоимений 1 и 2 лица, развивать умение различать местоимения в тексте и определять падежи.
  • Учить мыслить, анализировать, делать выводы, рассуждать. 
  • Развивать элементы творческой деятельности, орфографическую зоркость.

Тип урока: урок открытий новых знаний.

Оборудование:

  • Учебник Н.В. Нечаева «Русский язык 4 класс (1–4)».
  • Мультимедиа проектор.
  • Музыкальное сопровождение физминутки.

Ход урока

Деятельность учителя

К одному прибавь один, дружок,
И получишь чудо, да какое -
Одинокий стал не одинок,
Подружились на планете двое.

Деятельность учащихся

Руки дружбы протяните
В глаза друг другу посмотрите.
Пусть любовь в сердцах всегда звучит,
А дружбы всех объединит

Учитель: Вот уже нас двое, а если каждый следующий присоединится к нам и мы все вместе возьмемся за руки, то получится круг дружбы.

1. Настрой на урок

Приветствие.

Дети рассказывают стих о дружбе.

Шкала настроения

Дети показывают свое настроение.

Учитель: Мы сегодня начали урок словами о дружбе. Дружба поможет нам справится со всеми заданиями. (на доске выходят слова)

«Дружба - соучастие в благих делах и в испытаниях». Платон

(Объяснение смысла пословицы.)

2. Актуализация опорных знаний, работа со словарными словами.

(На доске слова с пропущенными буквами.)

Учитель: Предложите задание.

Дети: Вставить пропущенную букву, это словарные слова.

  1. Вар.жка
  2. х.к.ей
  3. х.л.дный
  4. .ди.надцать
  5. зам.р.зить
  6. ин.й

- Что общего у этих слов ? (слова словарные)

- Определите части речи.

- Какие еще части речи вы знаете? (местоимение)

3. Постановка учебной задачи.

-Сегодня мы отправимся в гости к местоимениям. Но сначала выясним что мы знаем об этой части речи.

(- Местоимение - часть речи; само слово подсказывает, что ставится вместо имен существительных. Прилагательных, числительных.)

На доске текст

Живет в лесу дятел. Спинка у дятла черная, крылья пестрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашел дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает.

- Вам понравился текст? (нет)

- Почему? (много повторов)

Как украсить текст?

Что мы можем сделать с этим текстом? (Заметить повторяющиеся выделенные сущ. местоимениями.)

- Запишите текст в тетрадь.

Минутка тишины: (звучит нежная музыка)

- А вы слышали музыку? Какая она? Как вы думаете о каком времени года звучало?

Работа в парах.

Подчеркнуть местоимения, определить лицо.

Назови местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.

- Вместо какого имени употребляются личные местоимения? (вместо существительного)

(Проверка.)

- Давайте, сравним две эти части речи. (на слайде)

- А теперь внимательно посмотрите и найдите сходства и отличия между ними.

(1) Имя сущ. Обозначает предмет. Местоимение указывает на предмет, не называя его.2) Все имена сущ.имеют род. Местоимение только в 3 лице ед.ч.)

- Роль местоимения в предложении?

4. Мобилизующий этап.

- Идем дальше…Теперь на пути нам встретились маленькие слова: она, в.на, а, под, он, я, да, они, и, но, перед. Оно. Они заблудились. Поможем вернуться им домой? Маленьким всегда нужно помогать! На какие группы можно их разделить?

- Предлоги, союзы, местоимения.

- Словечки наши устали и ушли отдыхать, остались только местоимения,т.к. мы у них в гостях. Если вы сможете выделить из этой группы 2 лишних местоимения, то узнаете. У каких, именно, местоимений мы будем в гостях.

- Назовите лексическое и грамматическое значения этих слов.

- Лексическое значение: "Я” – говорящий указывает на самого себя, "ТЫ” – говорящий обращается к собеседнику.

Грамматические значения: "Я” – 1 лицо, ед. ч., в предложении является подлежащим, "ТЫ” – 2 лицо, ед. ч., в предложении является подлежащим.

5. Открытие детьми новых знаний

- Вот сидим в гостях у местоимений. Почтальон принес им письмо от девочки Насти, которая провела каникулы в деревне, но девочка так торопилась, что пропустила некоторые местоимения. (Слайд 3)

- От кого пришло письмо? (от девочки)

- Кто писал письмо? (девочка)

- Письмо написано от какого лица? (от 1-го лица)

- Назовите местоимение 1 лица. (я, ты)

- Вставьте нужные местоимения в текст.

Работа в группе.

На каникулах(кто?) … жила в деревне. Там (у кого?) … было много подруг. (Кому?) … жилось очень хорошо. Подруги (кого?) … любили. Только один раз (с кем?) … поссорилась Лена Огонькова.
.
- У кого как получилось? (2 ученика зачитывают)

- НА КАКИЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЮТ ЭТИ МЕСТОИМЕНИЯ?

- Сделайте вывод.

6. Вывод.

Местоимение изменяются по падежам.

7. Игра.

Если я называю личное местоимение, то вы топаете, а если нет – хлопаете.

Я, весь, всякий, мы, ты, каждый, вы, самый, он, красивый, она, иной, оно, они.

8.Первичное закрепление.

- Просклоняйте местоимения. Работа в группах.

И.п. кто? Я ты мы вы

Р.п. кого? меня тебя нас вас

Д.п. кому? Мне тебе нам вам

В.п. кого? Меня тебя нас вас

Т.п. кем? Мной тобой нами вами

П.п. о ком? Обо мне о тебе о нас о вас

Сравнение с эталоном.

9.Самостоятельная работа. (работа на листочках)

1 уровень.

Вставьте местоимения в нужном падеже, определи число.

Подошёл к (он), возвратился с (она), поздравляю (он), посмотрел на (они), позвонил (она), отвечал (они)

2 уровень.

Исправьте ошибки.

Каштанка осталась одна. Грусть подкрадывалась к ей незаметно и овладела нею постепенно. Вдруг блиско от её раз дался крик. Гусь сидел на полу. Глаза у его были закрыты. Хозяин сел перед им, минуту глидел на его молчя.

3 уровень.

Составьте и запишите с каждым местоимением словосочетание.

Его, него, ему, нему, им, ним, её, неё.

Сдача работ.

10. Физкультминутка про дружбу.

11. Работа по учебнику.

Стр.142 № 244

Слайд с заданиями. (Грамматические признаки уже готовы.) (Отработка по родам просклонять)

12. Рефлексия.

- Какую задачу ставили?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Что нового узнали на уроке?.

- Кому было трудно? С этими трудностями? (да)

- Справились ли мы

13. Домашнее задание

Упр.143 №246.

14. Подведение итогов. (самооценка)

Оцени свою работу.

Утверждения.

Поставь знак «+» или «?»

  • Тема урока мне понятна.
  • Я достиг цели урока.
  • Я умею склонять местоимения.
  • Мне необходимо поработать над…

(Перечисли темы для доработки….)