Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе "Старые сказки на Новый год"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Пополнять и закреплять знания детей о сказках, продолжать учить детей отгадывать загадки, упражнять детей в придумывании новых сказок, закреплять умения произносить пословицу с разной интонацией; воспитывать интерес к занятию; внимательно слушать сверстников; развивать логическое и образное мышление.

Методы и приемы:

  • Наглядный – использование пособий к словесным играм;
  • Практический – работа с фишками, составление сказок.

Предварительная работа: Загадывание загадок, придумывание сказок на заданную тему, по игрушкам, рассматривание иллюстрации к народным сказкам, чтение народных сказок.

Словарная работа: объяснение значения слова «ассоциация», народ.

Ход занятия

1. Психогимнастика «Добрые слова»

Мои дети. Мои дети
Мои дети, мои дети,
Потихонечку сопят.

Вот так! (Дети закрывают глаза, ладони лодочкой под щечку и делают шумный вздох носом).

- Проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте!

Дети: Солнце встало! Хватит спать! Пора вставать! Здравствуйте!

(Встают в круг, берутся за руки, поворачиваются друг другу, говоря)

- Не сердись, улыбнись!

Воспитатель: Я вижу у вас хорошее настроение. А теперь пожелаем что-нибудь друг другу:

1. Нам нравится, что вы пришли сегодня.

2. Мы желаем, чтобы вы были счастливы и здоровы.

2. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто сочиняет сказки? (сказочник, народ)

- А вы хотите быть сказочниками? Сегодня мы будем сочинять сказки. Вы знаете, что любая сказка начинается традиционным зачином. Кто мне подскажет, как? (жили-были, как - то раз, однажды в тридевятом царстве). Сказки всегда имеют кульминацию, развязку; какое-то событие, когда что-то происходит с героями. Каждая сказка имеет, как и начало, так и конец. Скажите, всегда ли зло побеждает зло? А чему учат нас сказки? (быть добрыми, помогать старшим, заботиться о малышах, поступать справедливо).

С большим интересом мы читаем сказки, содержание которых сопровождается красочными иллюстрациями и этим они занимательны.

3. Чтение стихотворения « Бедный папа»

Мы читаем книги вместе
С папой каждый выходной
А у папы ни одной.
У меня слоны, жирафы
Звери все до одного.
И бизоны и удавы
А у папы – никого!
У меня в пустыне дикой
Нарисован львиный след.
Папу жаль! Ну что за книга!?
Если в ней картинок нет!

4. Воспитатель: Сегодня мы говорим о сказках и придумаем свои новые сказки.

- Жил-был колобок. Решил Колобок погулять по белу свету. Катится он по дорожке, катится, дует теплый ветерок, весело щебечут птички, порхают бабочки.

А навстречу ему идет путник.

- Здравствуй, незнакомец!

- Саламалейкум, дорогой! Кто ты?

- Я колобок! А ты?

- А я Алдар - Косе. Куда путь держишь?

- Путешествую по сказкам. А ты?

- Я тоже решил побродить по белу свету.

- Пойдем вместе!

-Я согласен!

И пошли Колобок и Алдар – Косе дальше. Шли они долго и, коротко ли и попали.

- Здравствуйте, ребята!

- Сәлеметсіздерме, балалар!

- Куда это мы попали?

- В детский сад!

- Что вы здесь делаете?

- Здесь мы учимся, играем, отдыхаем.

- Вам хорошо, вас вон как много, а нас только двое. Ребята, вы любите загадки?

- Да!

- Мы тоже

- Ребята, давайте загадаем загадки нашим гостям.

Загадки:

Не пей, Иванушка, козленочком станешь
Плачет сестрица …(Аленушка)

Лечит всех зверей подряд
Лечит взрослых и ребят
К вам спешит, когда болит
Добрый доктор …(Айболит)

Не садись на пенек, не ешь пирожок
Ну-ка вспомни сказку, дружок
Кто умнее был, ответь
В сказке …(Маша и медведь)

Укатился он из дома
По дороге незнакомой
Ты узнал его дружок?
Это самый не послушный, говорливый
Простодушный и румяный… (Колобок)

Герои пытаются отгадать, но не могут и просят помощи у ребят.

- С загадками мы справились. Теперь поиграем в игру «Слово – ассоциация». У воспитателя в конверте лежит 3 квадрата (зеленый, желтый, белый). Воспитатель достает из конверта один квадрат. Например, белый.

Задание: Сказать, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово:

А) белый (снег, вата, сахар, молоко, кефир, мороженое, йогурт, облака).

Б) желтый (цыпленок, яичный желток, солнце, одуванчик, груша, лимон, банан, листок дерева осенью).

В) зеленый (трава, летний листок на дереве, огурец, крокодил, лягушка, елка, кузнечик).

Алдар – Косе: Да, какие умные ребята. А сказки придумывать умеете? У меня в коржуне есть мои любимые игрушки.

Колобок: И у меня в корзине есть. (Достают игрушки и ставят их на «лесной полянке» возле деревца и елочки).

Дети придумывают свою сказку на примере казахской народной сказки «Лев и лиса», английской сказки «Три поросенка».

Детей, которые рассказывают сказки, можно посадить за маленький столик для драматизации игрушками; девочкам накинуть на плечи большой платок; подготовить макет – оконце, где открываются ставенки и ребенок, как рассказчик начинает свою сказку.

Воспитатель: Давайте, ребята, поиграем в казахскую народную игру «Такия» (Тюбетейка).

Дети садятся плотным кругом. Игру начинает Алдар – Косе. Под звуки домбры Алдар обходит круг, выбирая себе друга, надевает ему тюбетейку, и ребята бегут в разные стороны, стараясь первыми занять свободное место в кругу. Проигравший продолжает игру повторить игру 2-3 раза.

Колобок: А мне понравились сказки ребят. Я бы еще послушал.

Дети рассказывают сказки на примере русских народных сказок «Маша и медведь», «Глупая ворона».

Рассказывая сказки, дети имитируют диалог игрушками.

Колобок: А теперь со мной поиграйте.

Проводится хороводная игра «Зайчик в огороде». Игру начинает колобок.

Он теперь играет роль Зайчика. Дети идут по кругу со словами:

Целую ночь в огороде на грядке
Зайцы играют в ловушку и прятки (останавливаются)
Бабушка утром придет за капустой
А в огороде голо и пусто.

По окончании слов ребята поднимают руки вверх, образуя воротики, Зайчик пытается выскочить. Дети опускают руки по сигналу (хлопок, удар в бубен). Если Зайчик успел выскочить, выбирает себе замену. Игру можно провести 2-3 раза.

Колобок: Какие умные ребята. Сказки интересные придумали.

Алдар- Косе: Да, они дружные, сразу видно. А пословицы о дружбе вы знаете?

Ребята рассказывают пословицы.

- Человек без друзей, что дерево без листьев.

- Сила птицы в крыльях, сила человека в дружбе.

- Нет ближе и роднее дружка, чем родная матушка.

- Нет друга, ищи, а нашел – береги.

Воспитатель: А теперь ребята, расскажем пословицы «Век живи, век учись» с заданиями.

Детям показывают картинки, на которых изображены: девочка и рядом восклицательный знак, девочка, подносящая палец ко рту (громко, с вопросом, шепотом)

- А теперь проведем игру «Правда или нет». Детям раздают фишки двух цветов. Например, желтый и красный. Договориться с детьми о назначении фишек:

Примерные вопросы:

  • весь день в работе муравей…
  • зверушек лечит Бармалей…
  • теплой водой умываются кошки…
  • летят на юг зимой воробьи
  • для еды нужны вилки и ножки….
  • поют весною соловьи…
  • пилою гвозди забивают…
  • арбуз на части разрезают…
  • блины пекут на сковороде…
  • в густом лесу живут селедки…
  • ноль похож на букву «О»
  • у лягушки длинный хвост…
  • у слона огромный нос.

Алдар-Косе: У вас хорошо, весело, но нам пора в путь.

Воспитатель: Ребята, давайте подарим нашим гостям игрушки, которые мы изготовили для них.

Дети вручают поделки из серии «Оригами».

Алдар-Косе: Коп рахмет, балалар!

Колобок: До новых встреч, ребята!

Воспитатель: Мы словно потрудились, помогли героям, вспомнили сказки и придумали новые, выполнили задание в играх.

5. И в заключение споем веселую песенку « Небылицы».

6. Рефлексия: «Веселое настроение»