Психологическое занятие по теме "Развитие познавательных процессов"

Разделы: Школьная психологическая служба


Коррекционная задача: развитие наблюдательности, памяти, внимания, операций мышления, пространственных отношений, коммуникативных навыков.

Оборудование: демонстрационный (“Четвертый лишний”, скатерть “Бабушкина вышивка”), раздаточный материал.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня на занятие к нам в гости пришел Ежик. На улице осень. Ежик делает на зиму запасы. Но он не успевает, скоро заморозки, а в кладовочке у него почти пусто. Давайте поможем ежику собрать запасы на зиму. Вам необходимо выполнить различные упражнения, и как только вы заканчиваете каждое из заданий, к ежику в закрома будет попадать какой-либо грибок, фрукт или ягода. Выполняя задания мы с вами будем развивать различные психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, которые вам так необходимы на уроках и в жизни.

II. Основная часть.

Ребята, посмотрите какая ягодка недалеко от ежика. Для того, чтобы она попала в закрома к ежику, необходимо нам с вами выполнить следующее упражнение.

Упражнение “Хлопки”

Сейчас я задам ритм хлопков, а вы повторите ритм по цепочке.

Молодцы! Но как вы сами понимаете одной ягодки на зиму для ежика очень мало. Давайте продолжим выполнение упражнений и если мы успешно его выполним, то в кладовочку к ежику попадет грибок.

Упражнение “Бабушкина вышивка”

Бабушка, которую звали Мария Васильевна, любила вышивать. Однажды она решила изготовить необычную скатерть. Бабушка сумела вышить на скатерти известных ей животных и птиц. Посмотри, что получилось.

Вопросы на проверку наблюдательности.

  • Каких животных и птиц вышила бабушка?
  • Что еще, кроме животных и птиц, было вышито на бабушкиной скатерти?
  • Как ты думаешь, каких животных или птиц было вышито более всего остального на бабушкиной скатерти?
  • Как зовут бабушку?

Посмотрите какие мы молодцы пополняем кладовую ежику. Но не время останавливаться.

Наша помощь продолжается, а следовательно переходим к следующему заданию.

Упражнение “Корректурная проба”

Это задание потребует от вас полной сосредоточенности. Каждый из вас получил листочек. (Раздаются детям бланки корректурной пробы.)

На листочке изображены лица девочек. Рассмотрите, чем отличаются друг от друга лица девочек. Верно, они отличаются бантиками и волосами. Представьте себе, что девочки - ученицы из разных классов. Они на перемене выбежали в коридор, перемешались друг с другом и теперь со звонком не знают, кому в какой класс идти. Поможем девочкам разобраться в этой путанице и распределим их по своим классам. Сначала отделим первоклассниц от второклассниц.

В первых классах учатся девочки только с черными бантиками.

1-е задание - сосчитать молча про себя всех девочек с черными бантиками.

А теперь проверим, были ли вы внимательны. Итак, сколько у вас получилось девочек из первых классов, т.е. девочек с черными бантиками? (Их было 42.)

Теперь поможем ученицам 1А и 1Б классов правильно распределиться по своим классам.

Для этого нужно помнить, что в 1А классе учатся девочки только с черными бантиками и с черными волосами.

2-е задание - сосчитать молча про себя всех девочек с черными бантиками и черными волосами.

Проверим, были ли вы внимательны. Правильный результат: в 1А классе - 22 ученицы. Итак, с вашей помощью мы нашли всех учениц 1А класса.

Теперь поможем девочкам 2А класса как можно быстрее найти своих одноклассниц. Во 2А классе учатся девочки только с белыми бантиками и черными волосами.

3-е задание - как можно быстрее и без ошибок посчитайте всех девочек с белыми бантиками и черными волосами.

Проверим, были ли вы внимательны. Правильный результат: во 2А классе - 24 ученицы. Итак, с вашей помощью мы нашли всех учениц 2А класса.

Молодцы, вы были наблюдательны, а следовательно добавим ежику в закрома грушу. А теперь давайте отдохнем.

Релаксация.

Игра “Спаси птенца” (звучит музыка)

Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперёд ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он ещё прилетит к вам.

Игра “Художник”

Следующее задание игровое, выберем 2 ребят. Остальные - “зрители”. Один из выбранных - “художник” (по желанию), другой - “заказывает ему свой портрет”. “Художник” внимательно смотрит на своего “заказчика” (1,5-2 мин.). Затем он отворачивается и по памяти описывает внешность первого ребенка.

(Если “художник” медлит, разрешается задавать ему вопросы: “Какие у Лены волосы?”, “Какие у нее глаза?”, “Во что она одета?” и т.д.)

Вы не плохо потрудились и у ежика добавился еще один грибочек. Посмотрите, еще остались ягоды и грибы, которые мы продолжаем собирать для ежика.

Упражнение “Превращение”

Расскажите, во что превратятся следующие предметы.

Стул без спинки
Стол без ножек
Чашка без ручки
Окно без стекол
Кепка без козырька
Кофта без рукавов
Снеговик без холода
Мороженое без холодильника
Дерево без веток
Спички без серы
Диван без спинки
Книга без страниц
Карандаш без грифеля
Всадник без лошади
Подушка без перьев

Упражнение “Что лишнее?”

Вычеркнуть лишнее по смыслу слово.

  • Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.
  • Молоко, оливки, сыр, сало, сметана.
  • Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
  • Дом, сарай, изба, хижина, здание.
  • Берёза, сосна, дерево, дуб, ель.
  • Тёмный, светлый, голубой, ясный, тусклый.
  • Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.
  • Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.
  • Минутка, секунда, час, вечер, сутки.

Посмотрите вы собрали для ежика полную кладовую. Я думаю, что он очень вам благодарен. Давайте с ним попрощаемся и пожелаем ему всего хорошего.

III. Итог

Рефлексия.

  • Чем мы занимались сегодня на занятии?
  • Какое вам понравилось больше всего упражнение? Почему?
  • Оцените занятие выбросом пальцев по пятибалльной системе.

Литература

  1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука” начальная школа. (Первый год обучения). Под ред. И.В. Вачкова М.: Издательство “Ось -89”, 2003.
  2. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М., 2000.
  3. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996.
  4. Черемошкина Л.В. Память. Дети 7-10 лет. Серия: Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем. – Ярославль: Академия развития, 2007 г.