Все действия с обыкновенными дробями

Разделы: Математика


Девиз урока: “Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущее”. И. Павлов.

Цели:

  • усвоение и обобщение учащимися правил сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных дробей, формирование умений и навыков применения их при решении задач, уравнений;
  • развитие памяти учащихся, культуры устной речи, познавательного интереса школьников;
  • воспитать ответственное отношение к учебному труду, самостоятельность, трудолюбие.

Оборудование:

- презентация урока; (Приложение)

- карточки с заданиями к игре “Поле чудес”

- карточки к проверочной работе;

- сигнальные карточки к устным упражнениям;

- модели цветов.

Структура урока.

Этапы урока Вид деятельности Тип деятельности Форма деятельности
1 Организационный момент.      
2 Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся. 1) Вступительное слово учителя.

2) Сообщение учащихся: “История возникновения обыкновенных дробей”.

 

Развивающая

 

Коллективная

3 Воспроизведение и коррекция опорных знаний, повторение и анализ основных фактов. 1) Отгадывание кроссворда.

2) Устные упражнения (тесты).

Повторительная

Тренировочные

Фронтальная

Фронтальная

4 Обобщение и систематизация знаний и их применение при выполнении практических заданий. 1) Игра “Поле чудес”.

2) Физкультминутка: “Поляна Правил”.

Закрепляющая

Повторительная

Коллективная

Фронтальная

5 Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания. Проверочная работа (дифференцированная) Контролирующая Индивидуальная
6 Домашнее задание: усвоение ведущих идей и основных теорий. 1) Кроссворд.

2) Сочинение сказки.

3) №925 (б, в)

Творческая

Закрепляющая

Индивидуальная
7 Подведение итогов урока      

Ход урока

1.Организационный момент. Слайд 1.

2.Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

Слайд 2. Ребята, сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие, мы посетим страну “Обыкновенные дроби”. В этой стране мы сделаем несколько остановок: побываем в “деревне Исторической”, посетим “замок Кроссвордный”, заглянем на “Тестодром”, поиграем на “Поле чудес”, отдохнём на “поляне Правил”, одолеем “горы Ума”, побродим в “лесу Сказочном”. На каждой остановке вам надо будет показать свои знания правил сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных дробей, умение применять их при решении задач и уравнений, проявить активность, находчивость и смекалку.

Слайд 3. Попасть в страну Обыкновенные дроби, минуя “деревню Историческую” нельзя. Поэтому первую остановку мы сделаем здесь, где группа учащихся расскажет об истории возникновения дробей.

Сообщение учащихся: “История возникновения обыкновенных дробей”.

3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний, повторение и анализ основных фактов.

Слайд 4. Следующая остановка “замок Кроссвордный”, здесь учащимся нужно отгадать кроссворд.

 

                    1.                      
                3.                          
                                           
                                           
                                           
                  6.                        
                                           
                                           
      1.                                    
                                           
                2.                          
                                           
5.                                          

По вертикали: 1. Как называется дробь, записанная в виде ?

По горизонтали:

2. Как называется число, записанное над чертой дроби?

3. Как называется число, записанное под чертой дроби?

4. Как называется дробь, у которой числитель и знаменатель делятся на одно и то же число?

5. Как называется дробь, у которой числитель меньше знаменателя?

6. Как называется дробь, у которой числитель больше или равен знаменателю?

Слайд 5. (Ответы)

                    1.                      
                3. с о к р а т и м а я      
                    б                      
                    ы                      
                    к                      
                  6. н е п р а в и л ь н а я
                    о                      
                    в                      
      1. ч и с л и т е л ь                  
                    н                      
                2. з н а м е н а т е л ь    
                    а                      
5. п р а в и л ь н а я                      

Слайд 6. А сейчас мы заглянем на “Тестодром”, где обучающиеся должны найти и показать правильные ответы на вопросы, подняв соответствующую сигнальную карточку.

1. Какое число надо поставить вместо *, чтобы дробь была правильной?

1) 5; 2) 6; 3) 4.

2. Укажите наименьшую дробь:

1) ; 2) ; 3) .

3. При каких х равенство дробей верно?

1) 6; 2) 20; 3) 1.

4. Найдите значение выражения ( + )• 9.

1) 2) ; 3) 3.

5. Какое число надо поставить вместо *, чтобы равенство( )2 = * было верным?

1)  2)  ; 3)

6. Какое из чисел является корнем уравнения х + =1.

1 ); 2 ); 3)

7. Найдите от числа 12.

1) 8; 2) 18; 3) 4.

4. Обобщение и систематизация знаний и их применение при выполнении практических заданий.

На “поле Чудес” учащимся надо расшифровать фразу, для этого, каждый из учащихся должен вычислить значение выражения, записанного на карточке.

1*.( 2*. ( 3*. 4.
5*. 6. 7. 8.
9*. 10*. 11. 12.
13. 14. 15. 16.

Слайд 7. Затем обучающиеся находят в таблице соответствующие полученным числам буквы.

г д е л м н о с т ы ц я

Слайд 8. Учащиеся составляют фразу.

Слайд 9. Сейчас отдохнём на “поляне Правил”, сделаем зарядку и нарвём цветов. Но цветы на ней необыкновенные. Каждый цветок – это правило, которое обучающиеся должны вспомнить и рассказать. Вопросы задают учащиеся.

5. Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания.

Слайд 10. Чтобы одолеть “горы Ума” надо выполнить (дифференцированную) проверочную работу.

Вариант А1

1.Найдите значение выражения:

( - .

2. Одна сторона прямоугольника метра, а вторая на метра меньше первой. Найти периметр и площадь

прямоугольника.

3. Решите уравнение .

Вариант А2

1. Найдите значение выражения:

( + .

2. Одна сторона прямоугольника метра, а вторая на метра больше первой.

Найти периметр и площадь прямоугольника.

3. Решите уравнение х = .

Вариант Б1

1. Найдите значение выражения:

( - .

2. Одна сторона прямоугольника метра, а вторая на метра меньше первой. Найти периметр и площадь прямоугольника.

3. Решите уравнение .

Вариант Б2

1. Найдите значение выражения:

( + .

2. Одна сторона прямоугольника метра, а вторая на м. больше первой.

Найти периметр и площадь прямоугольника.

3.Решите уравнение х = .

6. Домашнее задание: усвоение ведущих идей и основных теорий.

Слайд 11. Последняя остановка в “лесу Сказочном”. Учащимся предлагается дома выполнить № 925(б, в) и составить кроссворд или написать сказку о стране “Обыкновенные дроби”.

7. Подведение итогов урока. Слайд 12.